Жизнь за трассой
Реконструкция федеральной дороги М-3 «Украина» продолжается. Одними из первых, кто почувствовал на себе все «прелести» соседства с масштабным дорожным строительством, стали жители микрорайона Восточный
Территория и без того неблагоустроенная, а после начала работ на «Киевке» к давно существующим проблемам добавились новые.
Конечно, современные скоростные трассы – это одно из неоспоримых благ цивилизации, но есть нюансы. Такое серьёзное переустройство сродни ремонту в квартире. Пока идёт – о комфорте можно забыть. Жители опасаются, что и после окончания работ удобств для них не прибавится.
Где-то на краю
Помимо текущих неудобств, привнесённых реконструкцией шоссе, в микрорайоне много застарелых проблем.
Проживающие там люди из-за транспортной удалённости воспринимают эту часть Балабаново как что-то отдельное. «Поеду в город» - так говорят, если собираются в центр населённого пункта. По факту сейчас Восточный – нечто среднее между коттеджным посёлком и СНТ. Никакой социальной и досуговой инфраструктуры здесь нет. Только разномастные частные дома, восемь межквартальных улиц – с 1-й по 8-ю Восточную – и соединяющая их рокадная дорога.
Нельзя сказать, что местные власти забыли про микрорайон. По мере возможностей вопросы решаются. В 2020 году за счёт средств областного бюджета было уложено асфальтовое покрытие на улице 1-й Восточная, которая является частью дороги в деревню Киселёво. В 2023 – 2024 гг. город протянул водопровод на вторую, третью и восьмую улицы. В текущем сезоне коммуникациями ХВС планируют охватить 1-ю Восточную. Полностью заменили линию электроснабжения в 1,4 км с первой по четвёртую улицу.
- Сейчас передаём эти сети на обслуживание в РЭС Боровского района, - рассказал заместитель главы балабановской администрации Денис Шехоткин.
Эх, дороги!
Люди здесь активные, рук не опускают и надеются, что к их микрорайону будут относиться не как к «отрезанному ломтю», а считать полноценной частью Балабанова.
«Для меня будет счастьем, если будет место, где дети могли бы кататься на велосипедах и роликах», - мечтает Ульяна Леонова.
Многодетная мать находит время для хождения по инстанциям и составления многочисленных обращений в надежде добиться асфальтирования центральной дороги и межквартальных проездов, решить проблемы с электричеством и установкой шумозащитных экранов.
Вместе с депутатом от этого округа Людмилой Сухановой она побывала на приёме у министра транспорта Калужской области Геннадия Орлова по вопросам организации проезда после реконструкции трассы и состояния транспортной инфраструктуры в микрорайоне.
Людмила Михайловна обо всех проблемах этой части города знает не понаслышке:
- В последние годы дорогу регулярно подсыпали щебёнкой и проходили грейдером, но она никогда не была в хорошем состоянии. Не один раз я просила сделать нормальный асфальт либо, если не хватает денег, построить тротуар, потому что людям просто негде ходить. В весенний и осенний периоды, когда идут дожди, там слой жижи до 10 см. А если попадаешь в яму, которую из-за грязи не видно, проваливаешься ещё глубже.
Присутствие строительной техники только усугубило ситуацию. По просьбе Людмилы Сухановой городская администрация в качестве временной меры отсыпала щебёночный тротуар по краю рокадной дороги. Это сделало путь пешеходов немного легче.
Как рассказал заместитель главы администрации Денис Шехоткин, работы по асфальтированию центрального проезда включены в планы на 2026-2027 гг. В администрации города уже проведены предварительные расчёты – потребуется около 8 млн рублей.
Очевидно, что до окончания всех работ на федеральной трассе к устройству рокадной дороги не подступятся. Хоть администрация города и достигла договорённости с представителями подрядчика, что строительная техника не будет заезжать на эту транспортную артерию, время от времени это происходит. Не нужно объяснять, что будет, если гружёный трёхосный самосвал прокатится по новенькому асфальту.
Ещё одно предложение, которое прозвучало от жителей и депутата – продлить рокадную дорогу до СНТ «Вишенка». В будущем, когда запустят дублёры, это сократит путь в центр города – не потребуется выезжать за «благословенный» мост для разворота. Такой манёвр можно будет сделать по путепроводу в районе пересечения шоссе с улицей Московской. Это особенно важно для машин скорой помощи, пожарных.
Вместе проще
Отдельная тема – содержание межквартальных грунтовых проездов. Сейчас жители объединяются и решают эти вопросы без участия властей.
- Сами отсыпали, эта наша щебёнка, купленная домовладельцами в прошлом году,– отмечает Елена Шумилина, которая живёт на 2-й Восточной.
Людмила Суханова на заседании Городской Думы озвучивала просьбу – выделить средства для асфальтирования. Администрация рассчитала стоимость работ. Как рассказал Денис Шехоткин, на это потребуется более 30 миллионов рублей, и в бюджете таких средств нет. Сумма серьёзная, а в городе есть и другие проблемные точки, микрорайон Восточный не единственный требует внимания.
Администрация района на запрос Ульяны Леоновой ответила, что работы на межквартальных проездах в ближайшее время не запланированы, в весенне-летний период будут выполнены ямочный ремонт, отсыпка щебнем с последующим грейдированием.
При обсуждении проблем микрорайона предлагалось рассмотреть возможность финансового участия домовладельцев в благоустройстве. Идея, что называется, была «вброшена» и пока не обсуждалась с широкой массой жителей Восточного. Но, если судить по отзывам отдельных жителей, энтузиазма пока не наблюдается.
- Не потянем, - считает Ульяна Леонова, - в микрорайоне есть и пенсионеры, и многодетные семьи.
С одной стороны, можно встретить мнение, что, мол, хватило денег на земельный участок и дом, потратьтесь и на асфальтирование проезда. Хотите жить в своём доме и на своём участке – платите за комфорт. С другой стороны, на элитный коттеджный посёлок Восточный не похож. Есть и солидные постройки, а кто-то въезжает в голые стены сразу после возведения и доводит их «до ума» годами, живёт и одновременно ремонтирует, штукатурит, постепенно занимается внутренней, внешней отделкой. Здесь поселились люди с разным достатком. Каждый обустраивается, как может, впрочем, как и везде.
Что касается участия жителей, такие примеры имеются. Главное тут – их желание и активность. В Боровске на ул.Колхозной горожане создали ТОС, приняли участие в программе инициативного бюджетирования, получили финансирование из районного бюджета, провели канализацию, обустроили пешеходную дорожку, заасфальтировали дорогу.
Жители многоэтажек в Балабанове уже давно участвуют деньгами в благоустройстве своих дворов – ремонтируются проезды, прокладываются тротуары.
Созданный в прошлом году ТОС на ул.Южная сейчас участвует в региональном конкурсе «Лучшая муниципальная практика». Горожане хотят выиграть гранты на модернизацию детской площадки – новые игровые элементы и резиновое покрытие, приобретение спортивного оборудования, посадку ели для новогодних праздников.
Ты сюда не заезжай!
Строители сейчас занимаются укладкой рядом с Восточным оснований под новые полосы федеральной трассы. Уже появились бетонные опоры в местах будущих разворотов и дублёров. Тяжёлая техника не раз использовала рокадную дорогу, разбивала её, завозила комья земли или попросту застревала в месиве грунта, перегораживая проезд в микрорайон. Неизбежно возникли и конфликты с местными жителями. Доходило до того, что они блокировали своим транспортом строительную технику.
Очевидно, что грузовикам на центральном проезде микрорайона не место.
- Мы держим это на контроле. Наладили контакт с руководством подрядчика – компанией «Автобан». Будем отправлять фото с машинами-нарушителями, чтобы шофёров наказывали, а также требовать ремонта повреждённых участков дороги. - сообщил Денис Шехоткин.
Когда стояла тёплая, солнечная погода, полотно центрального проезда подсохло и выглядело лучше, но не на всём протяжении. Снежный циклон, который накрыл Калужскую область в выходные, снова превратил рокадный проезд в месиво.
Соседство со стройкой уже влетает городу «в копеечку». Как пояснил Денис Александрович, с начала года центральную дорогу микрорайона подсыпали щебёнкой уже четыре раза, а до завершения работ на федеральной трассе ещё долго.
Дорожники готовы в какой-то степени компенсировать доставляемые неудобства.
- Есть договорённость, что когда начнётся ремонт непосредственно Киевской трассы и снятие покрытия, они сделают отсыпку рокадной дороги фрезерованным асфальтом, – отмечает Денис Шехоткин.
Помеха слева
Ещё автолюбителям не нравится, что выезд на «Киевку» огородили бетонными отбойниками, которые, по их мнению, мешают обзору, так как подниматься на трассу приходится в горку. Чтобы убедиться в отсутствии приближающегося транспорта, нужно выдвинуться почти на проезжую часть, что кажется небезопасным.
Оценку, правильно ли установлены блоки, могут дать инспекторы ГАИ, но само ограждение появилось не просто так.
- Это мера безопасности, - подчеркнул Денис Шехоткин. – Необходимо отгородить зону строительства от проезжей части.
Жалуются люди и на парковку самосвалов на обочине М-3 у поворота на микрорайон Восточный. Ситуацию, когда череда машин закрывала обзор, они зафиксировали на фото. Как утверждают рабочие, это единичный случай. Грузовики застряли в грязи, а следующие за ними были вынуждены встать в очередь на разгрузку. Но кто даст гарантию, что это не произойдёт снова?
За экраном
Одно из требований жителей – установка шумозащитных экранов по обочинам местных проездов. Этот вопрос возник сразу после презентации проекта реконструкции перед депутатами. Документация, с которой ознакомили народных избранников, предусматривала установку таких конструкций только вдоль основного полотна трассы. То есть для дублёров, которые пройдут совсем рядом с домами, такие шумопоглощающие ограждения не планировали. Людмила Суханова озвучила опасения, что именно по дублёрам поедут большегрузы с дороги А-108, а установленного ограничения скорости в 40 км/ч будет недостаточно. Разделяют эту тревогу и жители.
- Мы прекрасно понимаем: где 40 километров в час, там и 50, – говорит Ульяна Леонова.
В конце января по обращению жительницы Роспотребнадзор провёл в дневное время измерение уровня шума в районе улицы 4-я Восточная, д. 85. Исследования показали превышение установленных требований: 60,8 +-0,9 акустических децибел при норме 55 дБА. Конечно, сейчас никакой шумозащиты нет, и в дальнейшем при её появлении вдоль основного полотна показатели могут быть другие. Но опасения жителей нельзя назвать необоснованными.
По просьбе Людмилы Сухановой её коллеги-депутаты обратились к заказчику строительства госкомпании «Автодор» с письмом, где просили пересмотреть решение и принять дополнительные меры для защиты населения от негативного воздействия оживлённой трассы. Последовал официальный ответ о нецелесообразности таких изменений.
Однако настойчивость жителей и депутатов может всё-таки принести плоды. Такой вывод можно сделать по результатам встречи, которая состоялась в конце марта с участием актива улицы Московской, мкр.Восточный, депутата Людмилы Сухановой, заместителя главы администрации Дениса Шехоткина. Представители дорожников не исключали, что шумозащитные экраны могут появиться.
Людмила Михайловна направила письмо в «Автодор» с просьбой предоставить уточнённую информацию. Запрос сделала и городская администрация.
- Ждём официального ответа, - отметил Денис Александрович.
Полина НИКОЛАЕВА