Три слона боровской экологии

23 июля 2021 г.

Специалист экоцентра рассказал, как в Боровском районе борются за чистые воздух, землю и воду, используя вместо полномочий энтузиазм 

Три слона боровской экологии

Специалист экоцентра рассказал, как в Боровском районе борются за чистые воздух, землю и воду, используя вместо полномочий энтузиазм 

Об экологии и проблемах в этой сфере начинают рассказывать ещё в детском саду. Но только уже в сознательном возрасте начинаешь осознавать их масштаб. Борьбой за экологию занимается множество различных структур, но мало в каком муниципалитете есть свой природоохранный «кнут». Боровский район в этом плане может похвастаться: у нас есть целый экологический центр. Но и поле боя весьма широко. Какие битвы выигрываются и победит ли экоцентр в самой войне за чистые реки, воздух и землю, «Боровские известия» размышляли вместе со специалистом учреждения, депутатом Райсобрания Владимиром ЦВЕТКОВЫМ

Верните полномочия

Собственно, когда дело доходит до жалоб на экологическую безопасность, то здесь больше на слуху профильное министерство, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура. Экологический же центр в Боровском районе существует очень давно, но насколько это учреждение популярно в народе? Как рассказал Владимир Алексеевич, в последние годы рейтинг центра существенно вырос. В день ему поступает от десяти до тридцати звонков. «Многие уже знают мой мобильный телефон и обращаются напрямую», – отметил ЦВЕТКОВ.
Самые частые причины жалоб: несанкционированные сбросы стоков и скопление отходов. Немало звонков поступает и по поводу вредных выбросов в атмосферу. Это три антиэкологических слона, которые, увы, не держат, а давят Боровский район. Кто кого в этой ситуации, большой вопрос. Ведь нарушение мало зафиксировать (что могут структуры, обладающие контролирующими функциями), за него нужно наказать, а для этого полномочия имеются лишь у надзорных органов. Так вот, к сожалению, ни контрольных, ни надзорных возможностей у экологического центра нет. «Мы здесь больше похожи на общественную организацию, которая является глазами, ушами и ногами районной администрации», – поясняет Владимир ЦВЕТКОВ. То, что полномочия в разных сферах уходят наверх, он, как депутат, естественно не одобряет. В пример приводит передачу водоотведения «Водоканалу»: «И теперь мы мучаемся. У руководителей местных филиалов нет ни техники, ни оборудования. А из Калуги всё это ждут неделями, за время которых сбросы текут в реку».
Владимир Алексеевич убеждён: в будущем мы вернёмся к тому, что полномочия вернутся на места, ведь это правильно: именно здесь находятся люди, которые ногами шагают по территории, за которую отвечают. Решать вопросы они априори будут быстрее.

В поисках активности

Что касается сегодняшних «могущих», то у того же Роприроднадзора и Роспотребнадзора, по мнению ЦВЕТКОВА, крылья тоже сильно подрезаны: «Любая внеплановая проверка должна согласовываться с природоохранной прокуратурой, что приводит к потере времени и усложнению процесса. Вдобавок обязательное извещение собственника о проверке вообще превращает её в фарс. Считаю, что федеральное законодательство несовершенно в этом плане».
Если говорить о взаимодействии с контролирующими структурами, то здесь тоже активности специалист экоцентра не наблюдает. «Они оказывают консультативную помощь и не более того. Обратиться напрямую в Росприроднадзор, чтобы он прислал лабораторию свою, если мы зафиксировали, к примеру, факт слива, я не могу. Всё это делается через официальное обращение администрации. Но дело в том, что если орган местного самоуправления на обращение гражданина должен дать ответ в течение 30 дней, то при обращении органа местного самоуправления в контролирующую структуру такой ретивости от последней мы не видим», – разводит руками Владимир ЦВЕТКОВ.
Как же происходит борьба экологического центра с теми же несанкционированными стоками? Несколько лет назад был запущен проект «Карта стоков» (общедоступная карта на «Яндексе», куда любой пользователь может добавить место слива), который казался весьма перспективным: основные «вредители» и контролирующие органы посещают эту карту и реагируют на жалобы. «Судя по реакции, заглядывают и те, и другие туда редко», – резюмирует Владимир Алексеевич.
К слову, 90 процентов нарушений, согласно карте стоков, совершаются «Водоканалом». Сбой в работе дают дряхлые насосные станции, не оборудованные ёмкостями для аварийных сбросов и не имеющие резервных насосов. Поэтому при каждой поломке стоки отправляются в реку и текут туда до той поры, пока Калуга соизволит отремонтировать оборудование.

Дышать полной грудью

Перспективы наметились в контроле чистоты воздуха. Ещё пару лет назад у Владимира ЦВЕТКОВА появилась идея: поставить датчики контроля атмосферы возле предприятий, оказавшихся под подозрением. Правда, как признаётся Владимир Алексеевич, он имел в виду сложное и дорогое оборудование, и тогда было совсем непонятно, кто будет его покупать и обслуживать. Одна такая станция обойдётся 10–12 миллионов рублей.
На помощь пришло министерство природных ресурсов, которое установило систему контроля попроще. Датчики контролируют содержание двуокисей углерода, азота и серы – это основные загрязняющие вещества, которые образуются от транспорта и предприятий.
Два поста разместили в Балабанове: на Лермонтова и Кооперативной, 7 (по последнему адресу датчик замеряет ещё и формальдегид), один – в Боровске возле деревообрабатывающего завода (Московская, 32) и два контролируют зону индустриального парка (один расположен непосредственно в Ворсине, а второй – на въезде в Добрино  – таким образом, охвачена вся промзона).
Датчики работают почти три недели, и критических превышений пока не выявлено. Нарушение по концентрации взвешенных веществ на днях фиксировалось в районе завода (пыль размером менее микрон) индустриального парка «Ворсино». Если превышение станет регистрироваться регулярно, то это даст повод вызвать сюда мобильную лабораторию, чтобы определить, какое предприятие подпортило воздух.
Причём результаты контроля качества атмосферного воздуха в местах размещения постов наблюдения по загрязняющим веществам, на которые установлены датчики, может узнать любой житель Боровского района, зайдя на сайт https://air.giskaluga.ru. Ранее посмотреть карту загрязнения воздуха можно было и на районом портале администрации. Такую практику Владимир Алексеевич планирует возобновить, чтобы народ знал своих героев, так сказать, в лицо.

Вонять – не значит вредить?

Но если загрязнение воздуха можно зафиксировать и при должном контроле – предотвратить, то что делать с такими предприятиями, которые не «пачкают» атмосферу, а просто дурно пахнут – вопрос другой. Из таких ароматоисточающих товарищей первым на ум приходит «Трансмет», который «душил» сначала ермолинцев, а теперь переехал в район деревень Федотово и Редькино. И реакция населения не заставила себя ждать.
ЦВЕТКОВ отмечает: такое предприятие, безусловно, нужно, ведь органические отходы необходимо перерабатывать. Но это как с мусоркой: никто из жителей дома не будет спорить, что она нужна в их дворе, но напротив своего подъезда наблюдать сей объект не захочет ни один из них.
Выход здесь, собственно, один – разместить «Трансмет» там, где он не будет никому мешать. «Моё твёрдое убеждение – это предприятие существовать там, где оно расположено сегодня, не должно. И в этом направлении мы работаем в тандеме с коллегами. На днях на место выезжала рабочая группа заместителя губернатора. Видели машины, которые заезжали на территорию, приехали и развернулись обратно. Есть предположение, что в одной из них находились отходы класса опасности посерьёзнее – ил с очистных сооружений. Также, как я понимаю, «Трансмет» осуществляет свою деятельность пока без лицензии, причём на территории, взятой в аренду у организации, намеревавшейся построить тут кирпичный завод. Но переработка почвогрунта и возведение объекта – абсолютно разные виды деятельности. Так что здесь уже должна подключиться прокуратура. Единодушное мнение районных депутатов – предприятию конкретно в этом месте не быть», – убеждён Владимир Алексеевич.

Битва за Протву

Не менее больная экологическая тема  – загрязнение самого крупного водоёма Боровского района: Протвы. И здесь есть, по мнению ЦВЕТКОВА, недоработка руководителей администраций поселений. Дело в том, что функции обеспечения водоотведения переданы «Водоканалу». Но не стоит забывать о том, что в каждом муниципалитете есть львиная доля бесхозных инженерных сетей, которые ресурсник по этой причине не обслуживает. По закону, на сайте каждого поселения должна быть опубликована схема водоотведения. Таковые в Боровском районе имеются: заказанные по всем правилам и соответственно вылившиеся бюджетам в круглую сумму. Но эти схемы мёртвые. «Половина коллекторов на неё не нанесена, насосные станции расположены некорректно, потоки водоотведения перепутаны, – перечисляет специалист экологического центра. – А ведь на этой схеме должны быть нанесены все трассы: частные, муниципальные, бесхозные. Только тогда во время сбоя в работе системы водоотведения можно будет без труда определить, кто за нее несёт ответственность и привлечь к ней. А мы неделями ищем, кто виноват, а что-то делать начинаем ещё позже».
А ведь «Водоканал» – основная «гадя» в местную «Протву», и столицей «загаживания» здесь является Ермолино. Доля предприятий, несанкционированно сливающих стоки в реку, ничтожно мала, и с ними экологический центр весьма успешно борется. С физлицами – сливами с частных домовладений – сложнее. «Нужно умудриться доказать, что из их трубы течёт именно то, что не должно течь. То есть нужно сесть в засаду, ночью, когда хозяин участка включит насос, сделать пробу при помощи специалиста, уполномоченного проводить такой забор. Свести это в одну точку невозможно. Поэтому с такими нарушителями должны бороться административные комиссии поселений, а в правила благоустройства муниципалитетов внести пункт, запрещающий вывод устройство водоотведения за территорию домовладения. Это единственный работающий способ», – считает Владимир Алексеевич.
Добавляют проблем этой сфере ассенизаторы. ЦВЕТКОВ успел уже все их машины занести в единый реестр (таковых пока насчитывается 17). «Мы друг друга уже знаем в лицо. Сижу в засаде. Приезжает, видит меня, стоит – смотрит, и я на него смотрю. Ждёт, пока я уеду», – делится Владимир Алексеевич.
К слову, в соседнем Малоярославецком районе решили проблему взаимоотношений с такими товарищами, поступив по принципу: «не можешь остановить – возглавь» и построив сливную станцию. «Хотелось бы, чтобы такая приёмная камера в рамках реконструкции районных очистных появилась и у нас. Ведь прежде, чем требовать, нужно создать условия. А у нас такая услуга вроде бы есть, но это одна приёмная машина «Водоканала», которая работает по редкому графику. Вот и получается, что сливают, где попало», – сказал Владимир ЦВЕТКОВ.

Доступ к телу проекта

Вот и получается, что хоть масштабный проект по реконструкции очистных стартовал в своей реализации, то даже, несмотря на потраченные сотни миллионов рублей, Протве он мало поможет.
Кстати о реконструкции. Владимир ЦВЕТКОВ очень хотел бы войти в комиссию, контролирующую график работ. Но допустят ли его, пока вопрос открытый. Перспектива держать руку на пульсе появилась с другой стороны – со стороны Обнинска, чьи депутаты предложили коллегам из Боровского района создать межмуниципальную рабочую группу по чистоте Протвы. Владимир Алексеевич уже озвучил идею по контролю графика, решено для этого коллегиально обратиться в область за подобным разрешением.
То же самое касается и рекультивации тимашовского полигона. «Хотелось бы знать, что там происходит и как происходит», – отметил специалист экологического экоцентра.
Как проводить рекультивацию, ЦВЕТКОВ знает наизусть: первым дело сверлится тело полигона, вставляются трубы, через которые выводится газ, который дожигается на месте. Таким образом, устраняется запах. Далее устраняют сбросы с полигона, ведь вода, проходя через него, впитывается в землю грязной. Чтобы это исключить, полигон окапывается кольцом, кольцо бетонируется, исключая хаотичный вывод воды на рельеф, ставятся локальные очистные сооружения, которые выводят с полигона уже чистую воду. Заключительный этап – полигон укрывают и высаживают зеленые насаждения.
Что сейчас происходит на полигоне, соблюдаются ли эти этапы рекультивации, и хотел бы знать Владимир ЦВЕТКОВ. Удастся ли ему прикоснуться к региональным проектам, покажется время. Одно ясно: что это было бы справедливо – ведь, несмотря на областной уровень, объект находится на территории Боровского района, и страдают от него не калужане, а наши жители.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки