Подвиг веры

01 августа 2024 г.

Боровск неоднократно подтверждал мощный статус старообрядческого центра. Став ареной основных событий старой веры, он многие годы гонений притягивал хранителей традиций отцов. В следующем году районный центр снова станет центром стечения паломников, которые отметят 350-летие со дня смерти Феодосии МОРОЗОВОЙ

Подвиг верыПодвиг верыПодвиг верыПодвиг веры

Выбор географии поминовения мученицы не случаен: именно Боровск стал местом упокоения и погребения её, сестры и сподвижников. Многие годы город являлся территорией, где обитали, общались приверженцы веры и обрядов предков. Формировались общины и вырастали капиталы. Виднейшие деятели и богатейшие люди райцентра в большинстве своём были выходцами из старообрядческих семей.
Без преувеличения можно сказать, что противостояние, вызванное расколом, сформировало особую атмосферу города, его менталитет, а выходцы из Боровска и люди, с ним связанные, внесли ощутимый вклад в историю всего государства.
Но для простого обывателя широкое явление, выходящее за рамки местечкового, да и даже региональной особенности, – староверие представляется тёмным, загадочным и порой граничащим с дикими картинами.
В обществе бытует мнение, что последователи Русской Православной старообрядческой Церкви чуть ли не сектанты. Но для опровержения этого стереотипа достаточно заглянуть в учебник и понять, что представители РПСЦ не приняли церковных реформ, которые инициировали патриарх Никон и его ближайшее окружение, заручившиеся поддержкой царя Алексея Тишайшего.
А «раскольники», как называли их вплоть до начала ХХ века, старались сохранить чистоту православного обряда и традиций, которые были заложены при Крещении Руси первыми греческими проповедниками и князем Владимиром. А следовательно, причисляя староверов к сектантам или говоря о их «неправославии», мы встаём на путь приравнивания к этому предков и всей культуры, существовавших на территории нашего государства.
Переломным в истории общения двух церквей стал 1905 год, когда выходит николаевский манифест о веротерпимости. Старообрядчество смогло ненадолго вздохнуть и выйти из подполья. Строятся церкви, которые до сих пор являются ценнейшим украшением Боровска.
В годы гонений официальная церковь постаралась искупить в покаянии перед старообрядческим сообществом. В 1929-м, в лютую эпоху для любого проявления религиозности, постановление Патриаршего Синода отменяет анафемы, наложенные Никоном и его последователями. В 1971-м поместный собор РПЦ снимает клятвы с древних обрядов (включая двоеперстие), признаёт их «спасительными и равночестными новым».

Есть мнение. Депутат боровской Думы Александр НЕКРАСОВ
Все мои предки по материнской линии, как и я, были старообрядцами. Для меня образ боярыни МОРОЗОВОЙ – это символ стойкости и истинной веры. К сожалению, люди часто забывают, что вместе с ней замучена и отправлена на голодную смерть её сестра княгиня УРУСОВА и их спутницы.
Предстоящее событие даёт стимул к изучению собственной истории и староверия в частности. Ведь Боровск, как один из основных центров этого течения, привлекает туристов и этой страницей своего развития. Это можно назвать модным словосочетанием «бренд города».
И конечно, он притягивает людей. А мы, в свою очередь, должны развивать данное направление. Прекрасным примером может служить частная инициатива создания комнаты боярыни МОРОЗОВОЙ в музейном комплексе Тюремного замка. Тут мы видим Феодосию Прокопьевну не такой, какой её изобразил СУРИКОВ.

Отметить скорбную дату

Предстоящему 350-летию со дня смерти Феодосии МОРОЗОВОЙ и её спутников посвятили совещание, состоявшееся в районной администрации. Председателем выступил митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Корнилий. Кроме него в обсуждении мероприятий участвовали региональный министр культуры Павел СУСЛОВ, руководитель муниципалитета Николай КАЛИНИЧЕВ, представители местной общины староверов, священничество, меценат Сергей КОНДРАШОВ, автор памятника протопопу Аввакуму Олег МОЛЧАНОВ и представители боровской мэрии.
Повестка совещания оказалась насыщенной, так как в планах обширная программа поминания мученической кончины святых. Памятные выставки, конференции, выпуски печатных изданий и торжественные молебны ожидают горожан и гостей райцентра в следующем году.
Так, рабочая группа обсудила создание и установку в Боровске памятника старообрядческой святой. Сейчас община выбирает место его установки. Первый вариант – расположить скульптуру возле реставрируемого Покровского собора. Второй – разместить её на городище, рядом с часовней пострадавшим за старую веру.
Автором проекта памятника выступил скульптор Олег МОЛЧАНОВ. В его видении боярыня должна представать перед зрителем в момент смиренной молитвы. Высота фигуры – чуть более двух метров, камерный размер должен усиливать эффект её присутствия среди нас.
В одной руке мученица держит свечу как символ веры, всю жизнь освещавшей ей путь. «Я хотел отразить внутреннее состояние человека. МОРОЗОВА смотрит в небо, глядя на Бога. Цепи как образ принятия воли Всевышнего», – отметил Олег Иванович.
Памятник был отлит и затонирован уже в апреле. Как отмечает скульптор, он приступил к работе и изготовлению форм не к памятной дате, а за два года до начала обсуждения предстоящих мероприятий.
Отдельно участники совещания рассмотрели вопрос реставрации Покровского собора. К 2025 году, к моменту даты смерти МОРОЗОВОЙ, все работы на объекте должны быть завершены. На данном этапе строители уже приступили к внутренней отделке. Над двумя вратами смонтированы мозаичные панно. Проходит подготовка к размещению колоколов.
Как рассказал председатель фонда «Посолонь» Владимир КЕТУРОВ, масштабные работы следует завершить и достойным оформлением пространства перед храмом. Для этого территорию перед собором к открытию и освещению необходимо преобразить с учётом вертикальной планировки.
Большое внимание участники совещания уделили созданию на территории Боровска музея старообрядчества. Вопрос, который витает в воздухе как очевидный уже не одно десятилетие, требует начала реализации. Прежде всего, как отметили собравшиеся, для будущего культурного учреждения нужно решить два момента. Во-первых, необходимо понять, в каком здании оно расположится.
А во-вторых, и это не менее важно, нужно понимать, создавать музей как частный, принадлежащий старообрядческой общине, или же он должен быть государственным, например, как филиал областного. Решение этого момента определит как источники его финансирования, так и кому будет принадлежать коллекция.
Отдельно митрополит Корнилий поднял вопрос о создании на территории района путеводителя по экскурсионным и паломническим маршрутам, способным красноречиво рассказать об истории старообрядчества на боровской земле.
Завершилось совещание возложением цветов к памятнику протопопу Аввакуму и посещением Покровского храма с осмотром реставрационных работ.


Замученная боярыня

Жизненный путь Феодосии СОКОВНИНОЙ начался в семье окольничего Прокофия Фёдоровича 21 мая 1632 г. Знатное происхождение привело её в свиту русской царицы и к свадьбе в 17 лет с Глебом МОРОЗОВЫМ, представителем одного из древнейших и богатейших боярских родов.
Семья Глеба Ивановича приходилась родственниками правящей династии РОМАНОВЫХ. Когда поочередно умирают её бездетный деверь Борис, а затем и муж, Феодосия становится богатейшим человеком во всей России. Вернее, её сын Иван, как мужской представитель боярской династии.
В тридцатилетнем возрасте вдова распоряжалась огромными владениями: только от Бориса МОРОЗОВА семье перешло «30 000 четвертей (пахотных земель), 9 000 дворов, 55 000 душ обоего пола, 245 деревень, 85 сёл, 24 господские усадьбы, мельницы, кузницы, мастерские, металлургические и поташные заводы, пивоварни, кабаки, лавки, амбары, фруктовые сады, рыбные пруды». А также производство кирпича и соляные промыслы – фактически основные отрасли экономики той эпохи, собранные в одних руках.
Сама же Феодосия Прокопьевна проживала в усадьбе Зюзино, которая одной из первых в стране была обустроена по европейским образцам. Московской резиденцией служили палаты внутри Кремля (предположительно на пересечении Спасской улицы и Ивановской площади).
Всю эту мощь и богатства Феодосия смогла положить на чашу весов и в итоге выбрать веру отцов, заплатив кровавую цену за свою стойкость.
Церковная реформа, развернувшаяся в русском православии, расколола общество на два лагеря. Во главе старообрядцев, в числе многих священников и видных представителей общества, встали протопоп Аввакум и Феодосия МОРОЗОВА вместе со своей сестрой Евдокией УРУСОВОЙ. Поддерживая личную переписку с огнепальным проповедником, боярыня всячески отвергала изменения, которые исходили с патриаршего двора, привечая в своём доме гонимых за веру.
Уговаривающий боярыню Алексей Михайлович в 1665 году отбирает у МОРОЗОВОЙ её вотчины. Но после заступничества царицы 1 октября 1666 ей их возвращают. В конце 1670 года МОРОЗОВА под именем Феодора принимает монашеский постриг. Этот шаг ещё больше отдаляет её как от двора, так и от церковной жизни, где правит патриарх Никон.
Неуменьшающееся число сторонников и враждебная полемика староверов с представителями официальной церкви довели ситуацию до накала. На Большом Московском церковном соборе в 1667 году были наложены анафемы на старые книги и обряды. Их приверженцы объявлены раскольниками и еретиками.
Царь Алексей Михайлович, поддерживающий патриарха и в то же время изначально с уважением относившийся к роду МОРОЗОВЫХ, пытавшийся склонить вдовствующую Феодосию на принятие реформ, начал терять терпение. Последней каплей стало нежелание верховной боярыни присутствовать на свадьбе государя с Натальей НАРЫШКИНОЙ, будущей матерью Петра Первого.
В ноябре 1671 года прошёл допрос Феодосии и её сестры Евдокии. Чтобы выказать презрение к пришедшему по приказу царя архимандриту Иоакиму, они отвечали на вопросы лёжа. После чего женщин, заковав в кандалы, оставили под домашним арестом. На следующий день началось их долгое и скорбное странствие по монастырям и местам заключений, которое привело сестёр в Боровск, где им предстояли самые тяжёлые испытания и мучительная смерть.
Последние дни сестёр СОКОВНИНЫХ подробно описаны в книге краеведа Виктора ОСИПОВА «В Боровск, на моё отечество, на место мученое». Так пишет Виктор Иванович в своей работе: «Точную дату прибытия МОРОЗОВОЙ в Боровск установить трудно, но, как полагает А.И. Мазунин, начало заточения боярыни относится к концу 1673 – началу 1674 годов. Здесь же находилась заточённая «тоя же ради веры» инокиня Иустина. Несколько позднее в Боровск доставили Евдокию УРУСОВУ и Марию ДАНИЛОВУ».
Поначалу условия заключения осуждённых на ссылку были довольно сносными. Имели возможность общения с близкими и сочувствующими. В это время, по оценкам краеведов, в город и округу переселяется большое количество последователей боярыни. Но об этом положении дел узнало столичное начальство во главе с царём. Проведено расследование, стражу сменили, а кого-то и вовсе сослали в Белгород.
Начались пытки, а инокиню Иустину и вовсе сожгли в срубе на площади в Боровске. «Протопоп Аввакум упоминает, что в это время в Боровске был сожжён священник Полиект и с ним 14 человек. По распоряжению дьяка КУЗМИЩЕВА МОРОЗОВУ и УРУСОВУ из опустевшего после казни острога перевели в земляную тюрьму в “пятисаженные ямы” (более 10 метров). ДАНИЛОВУ поместили в тюрьму, где “злодеи сидят”», – пишет Виктор ОСИПОВ.
Именно в этом узилище и нашли свой последний приют мученицы за веру отцов. Первой 11 сентября 1675 года упокоилась в муках Евдокия. Затем в ночь на 2 ноября умирает Феодора, а через месяц – ДАНИЛОВА.
С гибелью Феодосии МОРОЗОВОЙ связана легенда, вошедшая в её биографию. Перед смертью голодающая женщина умоляла охранника дать ей «хлебца», или яблочко, или сухариков, но получила отказ. Попросила выполнить последнюю просьбу – быть похороненной рядом с сестрой и чтобы постирали её рубашку, желая быть похороненной в чистой одежде.
В 1682 братья Алексей и Фёдор СОКОВНИНЫ в боровском остроге на месте захоронения святых мучениц установили надгробную плиту. И только в XXI веке стараниями старообрядческой общины и Виктора ОСИПОВА рядом с местом захоронения появилась часовня, посвящённая всем пострадавшим за старую веру.

Реформы патриарха Никона

«Книжная справа» (Священное Писание и богослужебные книги) привела к изменениям ряда текстов. Например, из Символа Веры изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», О Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»). Из восьмого члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истиннаго». Внесены и другие изменения. Так имя «Ісус» стало писаться «Іисус».

  • Двуперстное крестное знамение заменялось трёхперстным. Малые земные поклоны «метания» также отменялись.
  • Патриарх «повернул» движение Крестных ходов (против солнца, а не посолонь).
  • Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.
  • Изменено число просфор и начертание печати на них.

Александр САМСОНОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки