Он прошел все моря и океаны

22 января 2025 г.

Именно так боровский художник Вячеслав Черников представил своего друга детства Владимира Пашутина. И это действительно правда

Он прошел все моря и океаны

Секретный проект

Мало кто знает, что в Советском Союзе существовало уникальное морское соединение, которое обеспечивало полёты советских космонавтов. Об этом ведомстве и его деятельности ветеран Морского космического флота СССР Владимир Пашутин рассказал в музее истории нашего города. Также он презентовал свою книгу «Аврора морского космического флота», где изложил воспоминания о работе на научно-исследовательском судне «Космонавт Виктор Пацаев».
На встречу с юнармейцами отряда имени И.Ф. Андрианова, юными моряками и авиаторами пришёл и председатель районного Совета ветеранов, полковник Николай Григорьев. Ребятам рассказали о секретном проекте Советского Союза, поделились навыками выживания в сложных условиях.

Последний из могикан

Владимир Александрович Пашутин - коренной боровчанин. После окончания местной школы учился в калужском ПТУ-16, работал слесарем-сборщиком на заводе КЗАМЭ. Затем были три года срочной службы в армии. По воле судьбы дальнейшая жизнь Владимира Александровича была связана с космической отраслью. Он принял участие в четырнадцати научно-исследовательских экспедициях на судне «Космонавт Виктор Пацаев».
Несколько лет назад это необычное судно с антеннами в виде полусфер пришвартовалось у причала калининградского музея Мирового океана. По рассказам ветерана, этот корабль остаётся единственным в мире свидетелем важных открытий, побед СССР в освоении космического пространства. «Пацаев» входил в отряд кораблей морского космического флота, который принимал непосредственное участие в создание ракетно-ядерного щита страны. Сейчас на его борту открыта музейная экспозиция, которая рассказывает о научно-исследовательской работе наших военных, учёных.
- За время службы я прошёл все моря и океаны, - подтвердил Владимир Александрович. - Наша главная задача была обеспечить связь с космосом, а точнее, с Центром управления полётами (ЦУП) и советскими спутниками на орбите. Такие суда, как «Пацаев», а их было всего семнадцать, размещались в различных точках океана по трассе полёта, и через них вёлся обмен телеметрической и телеграфно-телефонной информацией орбитального комплекса с ЦУП.

Легенда Союза

- Космический флот зародился в 60-х годах прошлого столетия, - рассказывает Владимир Пашутин. - Оборудованные корабли выходили в море под грифом секретности, под видом сухогрузов. Однажды мы чуть не прокололись. Зашли в один из иностранных портов, и местные журналисты в своих изданиях написали, что рядом с берегом пришвартовалось советское судно-разведчик. Чтобы не вызвать международный конфликт, пришлось пригласить представителей СМИ к нам на корабль. Правда, перед этим спрятали секретное оборудование, документы. Гостям так понравилось наше гостеприимство, что иностранцы не хотели уходить.
Бывали на большой воде и случаи провокации со стороны определённых стран. Нас пытались взять на испуг, вызвать на конфликт. Но мы, соблюдая все регламенты, старались не реагировать на них и выполняли свою работу по инструкции.
Понимаете, в те годы шла активная космическая гонка. И, как говорится, все средства хороши, главное достичь цели. Атлантика, Тихий, Индийский океаны – дежурство наших кораблей в море не прекращалось ни на день. Любой космический аппарат, облетая Землю, делает в сутки шестнадцать витков, и только десять из них могли контролировать с территории Союза. Остальные видели мы – флот.
Во время полётов мы выполняли не только научно-техническую работу, но и обеспечивали культурную программу. Космонавтам во время отдыха включали музыку, рассказывали новости, помогали связаться с близкими.
Описывая корабли с огромными антеннами, внутренним техническим убранством, бассейном, спортивным залом и комнатами отдыха, Владимир Александрович меняется в лице. Он старался описать ту мощь, которую представляли собой «космические» суда. И понятно, что за годы службы «Пацаев» стал для ветерана вторым домом, ведь он выполнил на нём четырнадцать рейсов, каждый из которых длился от шести до восьми месяцев.
Владимир Александрович – кладезь информации об истории этого морского соединения. С сожалением он вспоминал моменты, когда после распада СССР многие корабли были уничтожены, проданы на металлолом в другие государства. Единственный, который уцелел, – это его родной «Космонавт Виктор Пацаев». Владимир Александрович был одним из активистов, кто пытался спасти корабль. И благодаря таким же неравнодушным морякам современное поколение теперь имеет возможность познакомиться с мощью отечественного флота.

Елена ГОЛУБ

Последние новости

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки