Кто находил любые недра земные
Кто-то выбирает свой профессиональный путь заранее: долго и тщательно раздумывает, оценивает, взвешивает все «за» и «против». А к иным решение приходит спонтанно, под влиянием каких-то нюансов, случайных совпадений. Так случилось с боровчанином Виктором Петровичем ГРЯЗНОВЫМ, который 70 лет назад выбрал профессию геолога
Он родился в Боровске в 1936 году. Хорошо помнит момент прихода немцев, хотя был совсем несмышлёнышем. Потому что случилось это в день его пятилетия - на праздник Покрова. Ярче всего отложились в памяти звуки воздушной тревоги, после которой вместе с родными и соседями бежали прятаться в овраг позади дома на улице Калужской.
Школу окончил с серебряной медалью. Выпуск 1954 года в первой боровской вообще был очень сильным. Многие поступили в институты, а потом заняли важные ниши в различных отраслях. К сожалению, большинства из них уже нет в живых. Тем ценнее диалог с оставшимися. Сейчас Виктор Петрович часто общается по телефону с Ниной Дмитриевной ШНЫРЁВОЙ - бывшим директором кривской средней школы.
И вода замёрзла в чайнике
Как-то раз ученик Витя наткнулся на коробочку с камушками, которую привёз отец, вернувшись с фронта. После окончания войны тот участвовал в строительстве дорог к рудникам в Восточной Европе, и взял эти сувениры на память. На первый взгляд совсем невзрачные, но что-то в них было притягательное, завораживающее. А однажды приятель познакомил с небольшой коллекцией минералов. И Виктору очень понравилось перебирать их, наблюдать, как они переливаются на свету. И вот в этом процессе родился интерес к профессии геолога. До этого Виктор если и задумывался о будущем, то, скорее, хотел стать военным.
После школы боровчанин поступил в Московский геолого-разведывательный институт. А получив диплом, отправился блуждать по удалённым уголкам Советского Союза, богатыми полезными ископаемыми: Уссурийск, Хабаровск, Якутия, Бурятия, Кольский полуостров…В одной из первых экспедиций познакомился с молодой коллегой Антониной из Ленинграда, которая стала его женой. И всю жизнь они работали вместе.
С первых дней пришлось почувствовать все «прелести» профессии - тяжёлые погодные условия, мошкара, дикие звери, отсутствие элементарных бытовых условий. «Спальные мешки, палатки, наспех сколоченные бараки, - вспоминает Виктор Петрович. - Бывало, просыпаешься, а сквозь щели в крыше снег падает. Берёшь чайник, а вода в нём замёрзла».
Крепись, геолог
Но обо всех этих приключениях ГРЯЗНОВ рассказывает с улыбкой. Ведь те восторженные чувства, которые возникают при открытии нового месторождения, или при какой-нибудь удивительной находке, затмевают любые житейские неурядицы. Молодёжь середины прошлого века была пропитана таким духом романтики, такими патриотическими устремлениями, о которых мы знаем по кинофильмам, стихам и песням того времени.
«А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернут назад…
Держись, геолог,
Крепись, геолог!
Ты ветру и солнцу брат!»
Даже опасность, исходящая от урановых залежей, не сильно смущала. «В местах большого скопления этого элемента мы использовали дозиметры, - рассказывает геолог. - Когда приборы начинали зашкаливать, работу прекращали. Если профессионально относиться к делу, соблюдать правила безопасности, то вредных воздействий урана можно избежать. Иначе я бы не дожил, наверное, до такого преклонного возраста»
По стопам дедушки
Экспедиции, командировки, знакомство с новыми регионами, открытие месторождений…Кочевая жизнь геолога текла своим чередом. Пока в 1991 году не рухнул Советский Союз, а вместе с этим не пошла прахом геологическая отрасль (как, впрочем, и другие отрасли). Организация, в которой работал ГРЯЗНОВ, была ликвидирована. А ему только 55, он полон сил. Поэтому, когда коллеги решили организовать артель старателей, охотно принял предложение в неё войти. И ещё в течение 20 лет занимался поиском и добычей золота.
Но в какой-то момент решил: хватит, пора, как говорится, и для себя пожить. А то ведь стал забывать, как родной дом и улицы Боровска выглядят. Уйдя на пенсию, супруги ГРЯЗНОВЫ продолжили активный образ жизни, много путешествовали. Но после того как Антонина Ильинична тяжело заболела, они постоянно находятся дома - в родовой обители на улице Калужской. Виктор Петрович и за женой ухаживает, и за домом следит, и в огороде у него всё в порядке.
А по выходным приезжает сын с семьёй. К слову, обе внучки пошли по стопам дедушки Вити: окончили тот же геолого-разведывательный институт, и сейчас трудятся в одной компании, занимающейся драгоценными камнями. А ещё у ГРЯЗНОВА подрастают два правнука. Кто знает, может тоже станут геологами?
Дмитрий ОДИНОКОВ
Последние новости
