А потом хоть потоп?

02 декабря 2022 г.

Построенные в зоне подтопления дома в Ермолине на берегу Протвы активно ставят на кадастровый учёт и продают. Знают ли потенциальные покупатели, что вместе с коттеджем, возможно, получат дорогое обременение?

А потом хоть потоп?

Коттеджи вместо обещанной турбазы на берегу Протвы в Ермолине начали расти ещё в прошлом году. Эта стройка обнажила по сути две проблемы. Во-первых, оказался перекрыт доступ к реке, на берегу которой горожане привыкли отдыхать. А во-вторых, прошлая весна наглядно показала, чем может аукнуться строительство в зоне подтопления: вода подступила к самому фундаменту новых домов.
Невероятно, но факт: воздействовать на застройщика муниципалитет здесь не в силах. До марта 2026 года зарегистрировать строения можно в упрощённом порядке, не уведомляя администрацию ни о начале работ, ни об их завершении. Заявление на регистрацию в Росреестр подаётся через МФЦ. Чем, собственно, и воспользовался застройщик.
Вообще складывается ощущение, что никому нет дела, что в зоне подтопления растёт целый жилкомплекс. Штурмовать по этому поводу разные инстанции жители начали ещё полтора года назад. Тогда на место с проверкой выезжали представители прокуратуры и Росприроднадзора. Последние так и не обнародовали своё заключение: результаты данная структура не направила ни в прокуратуру, ни в органы власти.

Словом, но не делом

Чего же удалось достичь на сегодняшний день? Увы, пока лишь соглашения с застройщиком на словах, которые, как показала жизнь, соблюдает он, похоже, не всегда.
Так, к примеру, возведение домов в подтопляемой зоне возможно лишь при оборудовании участка водозащитным сооружением. Ещё в апреле между застройщиком и муниципалитетом родилась договорённость: строительство инженерного ограждения, а также выделение прохода между таунхаусами и жилкомплексом не только для прохода к детскому пляжу, но и проезда туда спецтехники.
Во что это вылилось? В появление забора, огораживающего новые коттеджи. Если посмотреть на расстояние, которое отделяет его от границы территории соседних таунхаусов, то становится понятно, что ни о каком проезде здесь не может быть и речи. Ни скорая, ни пожарные не смогут пробраться к пляжу, если такая необходимость возникнет. Там, собственно, и пройти пока невозможно, так как по всему периметру оставшегося прохода протянулась канава.
Как рассказал мэр Ермолина Евгений ГУРОВ, ширина прохода составляет 3,7 метра. «Сейчас там пройти действительно трудно из-за канавы, но застройщик обещал со временем благоустроить там пешеходную дорожку», – пояснил он. А вот оставить место для проезда спецтехники собственник земли отказался. Точнее, потребовал взамен равнозначный участок, которого в муниципалитете не нашли и согласились на синицу в руках.
Обещает застройщик построить и защитные сооружения, прежде чем реализовывать недвижимость. «Он сказал, что сам заинтересован в этом», – уточнил ГУРОВ. Но здесь опять же договорённость достигнута на словах. А обещать, не всегда значит – жениться. И если предположить, что слово это застройщик не сдержит, то какая структура будет контролировать данный вопрос и применять к нему санкции, а также понуждать исполнить то, что предписывает закон? Тем более что продажа домов, судя по объявлениям, идёт уже давно и полным ходом.

Сооружений нет, дома есть

К примеру, прокуратура в этой ситуации оказывается вне игры – она не осуществляет надзор за физлицами. Как рассказал прокурор района Хамид КОСТОЕВ, запрета на строительство домов в зоне подтопления нет, однако необходимость наличия гидрозащитных сооружений в данном случае установлена. «Но мониторинг соблюдения этих требований лежит на городской и районной администрациях. Соответственно, они должны контролировать подготовку проектной документации и требовать от физлица, чтобы эти сооружения были построены», – считает Хамид Мусаевич.
Таким образом, проконтролировать соблюдение закона может или администрация, или Росреестр. Как поясняют сотрудники прокуратуры, после подачи заявления о постановке на учёт в Росреестр эта же структура должна провести правовую экспертизу документов, и если сооружения не построены или представленная документация оказалась неполной, то собственнику откажут в постановке на учёт.
Вот только если посмотреть на публичную кадастровую карту, то можно увидеть, что на данный момент уже находятся на кадастровом учёте сразу семь коттеджей. Отправились они туда в этом году с весны по октябрь. Как получилось, что гидротехнических сооружений нет, а капитальные строения зарегистрированы, остаётся только гадать.
Правда, здесь у земельного отдела районной администрации своя версия. Как пояснила его руководитель Лидия АРЕШКИНА, они обращались в Росреестр, чтобы обратить внимание тех на строительство в зоне подтопления. «Но нам сказали, что их проверка этот момент не учитывает. Они смотрят лишь документацию на землю и на дом», – рассказала она.
Лидия Анатольевна добавила, что последний раз на тему строительства водозащиты с застройщиком общались три месяца назад. Тот заверял, что от такого обязательства не отказывается, говорил, что занимается проектом и скоро придет за разрешением на возведение гидротехнического сооружения. Однако по сей день за этим документом он не обращался.

Два пути

Обязать его это сделать, по словам Лидии АРЕШКИНОЙ, можно лишь двумя путями. Первый начинается с обращения в Госстройнадзор, который, выехав с проверкой, обнаружит нарушения и вынесет соответствующий акт. А уже с этим актом ермолинская администрация обратится в суд, чтобы обязать застройщика оборудовать гидротехнические сооружения. Второй вариант, опять же, предусматривает участие Фемиды. Только иск подаётся напрямую с требованием снести дома, так как они построены с нарушениями. В таком случае застройщик направит встречную просьбу: оставить его капитальные строения в обмен на обязательство построить гидрозащиту. В судебном решении будут фигурировать уже конкретные сроки, в которые данный объект должен появиться.
Последний вариант плох тем, что дома находятся в продаже и, вполне вероятно, скоро обретут новых хозяев, которые в «подарок» к новоселью получат ещё и обременение. Ведь именно на них как на правообладателей участка ляжет обязательство по обеспечению гидротехническими сооружениями. Снос коттеджа, который только купил обычный гражданин, – решение слишком жёсткое.
А потому обращение в Госстройнадзор более гуманно. Подать его могут и администрация, и любой житель города. Так что странно, что этого до сих пор не произошло.
Лидия АРЕШКИНА пояснила, что районная администрация до сих пор не заявила в эту структуру, так как застройщик обещал сделать всё по закону.
Думается, время ожидания обещаний давно прошло, и, прежде всего ермолинскому руководству, стоит действовать исключительно в правовом поле и в интересах населения, а не застройщика. Понятно, что разработка такого проекта – дело сложное, хлопотное и затратное. Ясно также и то, что, покупая земельные участки, коммерсант не знал, что через несколько лет они попадут в зону подтопления. Но этот факт был ему прекрасно известен, когда он приступил к строительству, решив воспользоваться дачной амнистией, чтобы зарегистрировать дома в обход администрации. Мало смахивает на честность. И если сейчас руководство города не примет жёстких решений, то пострадают обычные граждане, которые приобретут эти дома с «сюрпризом». Так, может, пора уже всё-таки привлекать Госстройнадзор?

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки