А город жил и ждал новостей
В одном из предыдущих номеров («БИ», № 67, 25 июня) мы опубликовали письма с фронта боровчанина Николая ЗАИКИНА. Но сохранились и другие послания, которые Николай Васильевич получал из дома от своей супруги Антонины Андреевны АСЕКРИТОВОЙ, сотрудницы артели «Боровская игрушка». В них не только переживания за судьбу близкого человека. Письма повествуют о том, как жил в тот период Боровск, как менялось настроение горожан ближе к окончанию войны
Боровск совсем другой
14 марта 1942 года
«Пишу и вытираю слёзы. Никак не могу прийти в себя от того, что натворили немцы. Мы остались без дома, без вещей. И не мы одни. Когда эти паразиты отступали, то сожгли почти полностью 1-ю, 2-ю и 3-ю Кооперативные улицы, уцелело всего 10-15 домов. Тушить пожары и выносить имущество немцы не разрешали, грозили смертью. Дуся решила выгнать корову из горящего сарая, а корову убило снарядом. Я удивляюсь, как сама Дуся осталась жива.
Погибли от вражеских пуль М. И. Чичкин, Бочков Лёша. Трагедия случилась в семье Кирсановых. Мальчишки - Женя и Коля - нашли гранату, принесли её домой, и она взорвалась. Оба погибли.
Сейчас выявляют предателей, изменников Родины, которых, оказывается, было немало».
14 мая 1942 года
«Вчера в центре города, в сквере, хоронили наших партизан. Это Лобанов - директор совхоза, Маркелов - работал в артели Чкалова, и Наташа Петрова - с ермолинской фабрики.
Боровск сейчас совсем другой, чем до оккупации. Городской сад не имеет ничего общего с тем, что было. В городе по карточкам стали выдавать мыло, спички, сахар, иногда повидло или конфеты. У нас на фабрике - масло, сахар, крупу, и другие продукты.
Районная газета выходит, постараюсь выписать».
Настроение меняется
22 мая 1944 года
«Сегодня ходила в кино, смотрела «Она защищает Родину», плакала. В Боровске в кино бываю редко, а когда находилась в Москве, видела «Два бойца», «Фронт», «Большой вальс».
Чувствуется, как настроение народа меняется в лучшую сторону. На днях большой праздник был в бору. Играл духовой оркестр, проходили соревнования по лёгкой атлетике и футболу. Я ходила на обрыв за черёмухой, вспоминала, как мы с тобой гуляли здесь вдвоём, стало немного грустно».
28 августа 1944 года
«Сейчас Москва салютует войскам 3-го Украинского фронта. Как радостно ежедневно слушать новости о наших победах!
Сейчас просматривала фото, вспоминала, как мы встречали 1941 год. Из всех погибла одна Зина, как жаль её. А вчера в бору видела её ухажёра Сашу Соколова, приезжал на побывку. Ты представить себе не можешь, как он изменился, стал представительный офицер! Да вообще молодые ребята, которые пошли в армию в 17-18 лет, очень быстро повзрослели, меняются до неузнаваемости.
Вчера у нас были конноспортивные соревнования. Я впервые увидела, как лошади могут исполнять различные танцы».
4 октября 1944 года
«Сначала не хотела писать о случившемся несчастье, чтобы тебя не расстраивать. Но потом решила, что рано или поздно до тебя всё равно дойдёт, и ты обидишься, что я это скрыла. Пока я была на дежурстве, обворовали дом. Украли одежду, сумку с документами, и на 3000 рублей облигаций. Я осталась совсем без всего, кроме пальто и обуви. Такое скверное настроение, хочется сбежать куда-нибудь, чтобы ничего не видеть и не слышать».
20 октября 1944 года
«Поздравляю тебя с правительственной наградой, очень горжусь! Скоро праздник, 27-я годовщина Октября. Меня приглашали в Трубицино и Бавыкино на колхозный вечер. Не знаю, придётся ли принять участие.
Пишу письмо на дежурстве в райкоме. Второй дежурный не пришёл, а одной страшновато».
21 декабря 1944 года
«Начала писать письмо вчера, а заканчиваю сегодня, поскольку у нас сейчас перебои с электричеством. Это сказывается и на работе нашей фабрики, где наступил очень напряжённый период - надо выполнять план по изготовлению новогодних игрушек и других елочных украшений.
По радио ежедневно слушаем сводки с фронтов, с нетерпением ждём окончания войны».
Хорошо, что есть хлеб
4 апреля 1943 года
«Река разлилась очень сильно, вода не убывает уже пятый день. Скоро пустят лодку, тогда будет легче.
Завтра едем в Нару за ватой для мягкой игрушки. Когда делаешь этих весёлых бобиков и зайчиков, становится немного легче на душе, хочется верить в лучшее».
15 июня 1943 года
«Живём без изменений, с питанием неважно. Но обижаться нельзя, хорошо, что есть хлеб. С нетерпением ждём новой картошки. Помидоры некоторые уже цветут, погода благоприятствует. По постановлению облисполкома у всех, кто имеет лишние метры земли, их отбирают.
На работе идёт подготовка к подписке займа. Подписались все как один на месячный заработок, без всяких оговорок. Ты не представляешь, насколько народ стал сознательным!».
20 декабря 1943 года
«Дорогой Коля! Поздравляю тебя с медалью «За боевые заслуги», с твоими именинами, и с наступающим 1944 годом! Годом, может быть, окончательного разгрома врага.
На День Конституции ходила по пригласительному билету в армейский клуб. Рачков делал доклад, после чего был концерт ансамбля песни и пляски Западного округа».
10 марта 1944 года
«Председателя нашей артели забрали в армию. Меня уговорили занять его место, хотя я долго отказывалась брать на себя такую ответственность. На предприятии сейчас не очень хорошее положение, большие проблемы со сбытом продукции. Работают в основном женщины и несколько мальчишек 13-14 лет».
Последние новости
