За кромкой футбольного поля
Об Олимпийском чемпионе 1956 года по футболу Алексее Александровиче ПАРАМОНОВЕ мы писали много. Но к 100-летию со дня рождения знаменитого уроженца Боровска мы не можем его не вспомнить. Но речь пойдёт не о матчах, голах и медалях. Жизнь – она многогранна, какое бы большое место в ней ни занимали игры и тренировки
Слесарь-лекальщик
В 1927 году Александр Георгиевич ПАРАМОНОВ вместе с женой Натальей Николаевной и четырьмя детьми (младшему, Алексею, было два года) переезжали из Боровска в Москву. Вещей с собой взяли минимум – только то, что могло поместиться на телеге, самое необходимое. Мебель потом глава семейства изготавливал своими руками. Он был мастеровитым мужчиной, в Боровске держал небольшую скобяную лавку.
В столице сняли комнату в районе Лефортово, в бывшем купеческом доме. Неподалёку был пустырь, где мальчишки гоняли мяч. Всё это пришлось оставить, когда было объявлено о начале войны. Беззаботное детство кончилось.
Алексей устроился на завод слесарем-лекальщиком. Сначала был учеником у своего старшего брата Михаила, а вскоре начал работать самостоятельно. В 1943 году прислали повестку из военкомата. ПАРАМОНОВ был готов идти служить, но директор завода настоял, чтобы ему выдали бронь. Руководство не хотело терять ценного сотрудника, который к тому времени уже имел 4-й разряд и обучал профессии целую группу мальчишек 13-14 лет.
Ведро спирта от болельщика
Рассказывая о триумфе на Олимпиаде 1956 года, Алексей Александрович вспоминал не только перипетии футбольного турнира, но и долгое возвращение из австралийского Мельбурна, которое длилось целый месяц. «Сначала 19 дней мы плыли на теплоходе “Грузия”. Когда подходили к Владивостоку, все суда в порту начали гудеть. Под этот рёв мы спускались с трапа. Нас встречали толпы людей. Многие даже залезали на крыши, чтобы увидеть олимпийцев. Когда мы сходили на сушу, некоторые спортсмены целовали землю. Такой неподдельный патриотизм был!»
А потом ещё 10 дней ехали на поезде до Москвы. На остановках в разных городах устраивались митинги, болельщики приветствовали, дарили подарки, порой очень неожиданные. Пожилой мужчина как-то занёс в вагон полное ведро спирта. И произнёс: «Угощайтесь, ребята! Вы заслужили!» Что ж, после такого триумфа футболисты могли себе позволить немного нарушить спортивный режим, тем более, сезон уже закончился. К тому же был ещё один повод: в дороге советская делегация встретила Новый, 1957 год.
Спорт как искусство
У ПАРАМОНОВА было много друзей не только в мире спорта. Его связывали тёплые отношения со знаменитыми музыкантами, поэтами, политиками. Много болельщиков «Спартака» было среди актёров МХАТа, Малого театра, театра ВАХТАНГОВА. По мнению артистов, у них с футболистами много общего. И те и другие играют для зрителей, стараются показать всё своё мастерство, импровизируют, одинаково волнуются перед выходом на поле или на сцену.
В театрах были свои футбольные команды. Во МХАТе её возглавлял известный артист и знаменитый спортивный комментатор Николай ОЗЕРОВ. В своё время именно Николай Николаевич порекомендовал руководству «Спартака» пригласить на просмотр юного Алексея. С тех пор они дружили всю жизнь. Когда ПАРАМОНОВ женился, стали общаться семьями. ОЗЕРОВ стал крёстным дочери футболиста Елены.
Любовь сильнее
Со своей будущей женой Юлией Васильевной ПАРАМОНОВ познакомился ещё в школе. Её отец (крупный специалист в области самолётостроения) в 1938 году был репрессирован. Женитьба на дочери «врага народа» грозила испортить футбольную карьеру Алексея, его запросто могли сделать невыездным. Но любовь оказалась сильнее. Наверное, именно в такие моменты и проверяются чувства.
Они поженились в 1950-м. А через несколько дней ПАРАМОНОВ в составе «Спартака» выиграл свой первый трофей – Кубок СССР. После этого футболистов пригласил к себе председатель Моссовета Михаил ЯСНОВ и поинтересовался, чем он может помочь команде. Оказалось, что многие игроки испытывали на тот момент жилищную проблему. После вопроса «Кому нужны квартиры?» спартаковцы начали поднимать руки. Когда очередь дошла до ПАРАМОНОВА, тот потупил взгляд и неожиданно пробурчал: «А мне, если можно, комнату». После этого удивлённые партнёры допытывались:
- Алексей, ты почему квартиру не попросил? Ты же только что женился, больше других нуждаешься.
- Да неудобно как-то. Я ведь в команде недавно совсем, не заслужил ещё, наверное.
Но через некоторое время, когда родилась дочь Елена, ПАРАМОНОВЫ всё же получили отдельную квартиру – в новом доме на улице Песчаной. 29 квадратных метров – по тем временам просто хоромы.
Скромность была отличительной чертой нашего земляка. Например, когда приезжал в Боровск на детский турнир своего имени, то до Балабанова иногда добирался на электричке. При этом вёз с собой в большом количестве призы для мальчишек. А ведь ветерану было уже далеко за 80. Спрашиваю: «Как же так? Неужели наше руководство не послало бы за вами машину?» Отвечает: «Да я сам отказался. Зачем беспокоить людей? Я ещё в силах сам передвигаться».
С Юлией Васильевной они прожили более 60 лет. Она была не просто хранительницей домашнего очага, но и оказывала поддержку мужу во многих делах. Когда Алексея Александровича направили на тренерскую работу в Тунис, помогала адаптироваться в непривычных условиях и даже выступала в роли переводчика, пока супруг не освоил французский (Юлия Васильевна этим языком владела в совершенстве).
Почти весь мир объездил Алексей Александрович. Но никогда не забывал о месте, где появился на свет, пусть и уехал отсюда в раннем детстве. Всегда старался найти возможность, чтобы побывать в Боровске и навестить своих родственников. А когда окончательно ушёл на заслуженный отдых, стал совершать регулярные визиты. Он закладывал первый символический кирпич, когда начинал строиться ФОК в бору. Несмотря на то что титулов и наград у него не счесть, особо гордился званием «Почётный гражданин Боровска». А мы будем гордиться своим знаменитым земляком и память о нём передавать будущим поколениям.
Дмитрий ОДИНОКОВ
Последние новости


