Спасение с небес

28 сентября 2022 г.

Судьба, нередко показывая свою тёмную сторону, подвергает существование человека риску, ставя на кон его здоровье и подчас саму жизнь. Туда, где речь идёт о секундах и участии узких специалистов, вылетает бригада санавиации. Об особенностях её работы «Боровские известия» пообщались со старшим фельдшером областной скорой медицинской помощи Николаем ЗАРВОЙ

Спасение с небес

– Николай Борисович, вы стоите во главе необычной службы. Расскажите об истории её создания в Калужской области.
ЗАРВА: На самом деле она уходит своими корнями в послевоенное время. О первых шагах можно узнать из Протокола №61 от 13 июля 1946 года заседания исполнительного комитета Калужского областного совета депутатов трудящихся п.9 №61-840 «Об организации санитарно-авиационной станции при Калужском областном отделе здравоохранения». «В целях лучшего обеспечения населения глубинных районов области специализированной медицинской помощью и оказания экстренной помощи силами высококвалифицированных специалистов Исполком Облсовета депутатов трудящихся решил:
Организовать при Калужском облздравотделе санитарно-авиационную станцию в Калуге с выделением авиаплощадки на пойменных лугах города Калуги».
В первые годы полеты осуществлялись на самолетах ПО-2 и АН-2. Но с развитием техники, с семидесятых годов, вылеты стали проходить на вертолётах.
С развалом Союза, в «лихие» девяностые, дорогостоящее авиационное сообщение прервалось. Крайний полёт был в 1993 году. И на долгих 17 лет санавиация в Калужской области пересела исключительно на автомобили.
– В каком году она возобновила работу?
ЗАРВА: Полёты начались с принятием в 2020 году Региональной стратегии работы санитарной авиации на территории Калужской области до 2024 года. Документ разработан на основании паспорта областного сегмента федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», утвержденного 12  декабря 2018 года заместителем губернатора Калужской области, куратором этой деятельности.
– На каких вызовах специализируется служба?
ЗАРВА: Основная цель медицинской эвакуации вертолётом в нашем регионе (подчёркиваю, в нашем!) – скорость. Где такое быстрое реагирование нужно максимально – и есть наша специализация. Само собой, эти случаи, как правило, связаны с наиболее тяжёлыми пациентами.
– Кто принимает решение о вызове команды Санавиации?
ЗАРВА: Запрос о направлении авиамедицинской бригады направляется оперативным дежурным Регионального центра скорой медицинской помощи на основании информации о тяжести состояния пациента в соответствии с нормативными документами, регламентирующими эвакуацию.
– Кто входит в стандартную команду?
ЗАРВА: Экипаж санитарного вертолета состоит из командира воздушного судна (пилот) и двух медицинских работников бригады СМП.
– Что внутри у крылатой скорой помощи, чем она отличается от наземной?
ЗАРВА: Особых различий с автомобилем СМП по перечню оснащения санитарный вертолёт не имеет. Они в основном заключаются в конструктивных особенностях медицинского модуля (адаптированного к использованию на воздушном судне). Остальная «начинка» стандартна, как для реанимобиля: носилочный блок, дефибриллятор, транспортный монитор, аппарат ИВЛ. Сюда же входят различные наборы изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов.
– Какова длительность одного перелёта?
ЗАРВА: Среднее полётное время туда-обратно в 2022 году составляло 79 минут.
– Расскажите об особенностях транспортировки больных во время пандемии. 
ЗАРВА: В настоящее время технической возможности эвакуировать больных с ковидом нет ввиду большого количества причин. Основные из них: отсутствие специально оборудованной площадки для дезинфекции вертолета после эвакуации инфекционного пациента. Кроме того, в основной массе скорость развития даже тяжёлых осложнений при данном заболевании значительно ниже, чем осложнений того же острого инфаркта миокарда или сочетанной травмы.
– В какие районы чаще всего приходилось летать вашей бригаде? 
ЗАРВА: В прошлом, 2021 году абсолютным лидером по региону стал Киров, на который пришлось 64,7 процента наших вылетов. На втором месте оказался Боровск. В ваш районный центр было 15,4 процента вызовов бригады.
В 2022 году абсолютное большинство вылетов осуществлено в Боровск, это 31,4 процента случаев – треть. На втором месте Малоярославец – 11,7 процента вылетов.
Снижение интенсивности посещения Кирова в этом году в первую очередь связано с ограничением на полёты в южные районы Калужской области из-за начала специальной военной операции.
Хотя мы искренне благодарны военным, которые в особых случаях дают разрешение на полеты в эту зону. В особенности если это связано с эвакуацией «тяжелых» детей.
– Какими случаями Вам лично запомнился Боровский район? 
ЗАРВА: К сожалению, Боровский район «отличился» большим количеством тяжелого детского травматизма. Так, только в июле 2022 года было два вылета для эвакуации детей после падения из окон.
– Есть ли какие-то особенно частые причины вылетов в наш район?
ЗАРВА: Основной контингент пациентов из Боровска  – больные с острой сосудистой патологией (в основном острые инфаркты миокарда). На втором месте травмы.
– Контракт с авиаторами завершён?
ЗАРВА: В 2022 полностью отработаны два контракта с компанией «Русские вертолетные системы». Выполнено 137 вылетов, эвакуировано 137 пациентов.
– Чем ваши сотрудники занимаются, когда нет машины?
ЗАРВА: После завершения полётов мы не сидим без дела. Так, в прошлом и в этом годах совместно с представителями компании «Автодор» нами проводилась разведка пригодных для посадки участков трассы М3 «Украина», что позволило нам эффективно организовывать медицинскую эвакуацию пострадавших с места ДТП на этой федеральной трассе. Кроме того, постоянно повышается квалификация работников, организующих и осуществляющих авиамедицинскую эвакуацию. Мы проходим различные виды обучения и подготовки, в первую очередь в Москве.
– Когда возобновятся полёты?
ЗАРВА: Полёты проходят в круглогодичном режиме. Единственное ограничение – это финансовые рамки контракта, по которому нам предоставляют воздушное судно.
– Какие планы на будущее?
ЗАРВА: Основные перспективы мы видим в первую очередь в организации посадочных площадок (лучше круглосуточных) при учреждениях здравоохранения области первого, второго и третьего уровней. Так как основная доля эвакуаций всё-таки производится из медицинских организаций области в Калугу.

Александр САМСОНОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки