С Нептуном на короткой ноге

21 сентября 2022 г.

Ну а как ещё можно охарактеризовать человека, который 30 лет служил на подводных лодках, в том числе и на первой советской атомной

С Нептуном на короткой ноге

Председатель Калужского морского собрания, вице-адмирал Олег ФАЛЕЕВ в музее истории Балабанова встретился с юнармейцами отряда имени Ивана АНДРИАНОВА и юными авиаторами из местной школы №1. Также на мероприятии побывали депутаты Гордумы и представители боровской районной организации ветеранов.
Беседуя с гостями, Олег Михайлович рассказал о первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» и служении флоту. Ведь именно на этой легендарной субмарине в 1966 -1968 годах служил вице-адмирал.
После окончания в 1963 году Высшего военно-морского училища радиоэлектроники под Ленинградом он устроился инженером гидроакустической техники на Северный флот, в город Северодвинск. И с тех пор 30 лет служил на дизельных, но в основном атомных подводных лодках (АПЛ). По словам вице-адмирала, освоил 19 разных типов кораблей. «Даже самую крупную субмарину в мире системы “Тайфун” весом 42 тысячи тонн мог класть на грунт так, чтобы чай в стакане не расплескался», – поделился Олег Михайлович.

И всё же они это сделали

К-3 – это легендарная подводная лодка. Её создавали совместными усилиями лучшие учёные и инженеры. В проектировании с 1952 по 1955 год участвовали 35 научно-исследовательских институтов, были задействованы 20 конструкторских бюро. Сделали более семи тысяч чертежей. Также в работах по строительству участвовали сотрудники 135 профильных предприятий и военные моряки. Олег Михайлович напомнил, что в то время всё было засекречено. Героический труд тогда оценило наше правительство. Многие учёные получили Ленинскую премию, экипаж наградили орденами, медалями.
Появление атомной подлодки положило начало в России развитию атомного судостроения. Техника имела значительные отличия в сравнении с другими подобными агрегатами в то время. Олег Михайлович познакомил ребят с ними. Махина шириной порядка восьми и длиной около 108 метров развивала самую высокую подводную скорость в мире (до 30 узлов). Кроме этого, впервые глубина её погружения достигала 300 метров. А автономность в боевом походе составляла два месяца. «Что означает постоянное пребывание АПЛ в море, не всплывая, без заходов на базу и пополнения запасов. К тому же крейсерская атомная подводная лодка обладала уникальными для своего времени техническими характеристиками и имела стратегические возможности», – дополнил Олег ФАЛЕЕВ.

Впервые

Первым командиром К-3 был капитан 1-го ранга Леонид ОСИПЕНКО, участник Великой Отечественной войны. Он провёл колоссальную работу по обучению экипажа и испытанию атомной подлодки. Олег ФАЛЕЕВ считает, что это был самый сложный момент. И добавил: «Лодка атомная, высокоскоростная. Я участвовал в подобных испытаниях, это очень непросто, и на тебе лежит большая ответственность. Совершенно неизвестно, как лодка себя поведёт. Поэтому необходимо иметь опыт и быть подкованным нужными знаниями». К слову, ОСИПЕНКО при жизни руководил центром подготовки подводников в Обнинске.
Первую боевую службу К-3 совершила в Атлантическом океане в 1961 году. А 17 июля 1962-го она ходила подо льдами Арктики и стала первой советской подводной лодкой, всплывшей на Северном полюсе под командованием второго командира Льва ЖИЛЬЦОВА. Тогда же, на «вершине» мира, установили и флаг СССР, а К-3 присвоили название «Ленинский комсомол». Это было событие планетарного масштаба. Оно ознаменовало начало глобальной борьбы ведущих стран мира за Арктику, которая продолжается до сих пор. Уже через три года на субмарине побывал первый космонавт планеты Герой Советского Союза, полковник Юрий ГАГАРИН, оставив запись в историческом журнале.

Море ошибок не прощает

При создании первой АПЛ невозможно предусмотреть абсолютно всё. По словам Олега Михайловича, бывали и неисправности, и поломки, и аварийные ситуации. «Помню 1967 год. К-3 готовилась к очередному дальнему походу в Средиземное море. Я на тот момент был командиром бойчасти. Но в день выхода в море офицер, вместо которого меня командировали, успел прибыть из отпуска. Он и отправился в плавание. Но в Норвежском море случилась беда. В торпедном отсеке произошел пожар. 39 членов экипажа тогда погибли. Командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий МАЛЯР, спасая остальных членов экипажа, успел захлопнуть изнутри люк и предотвратил дальнейшее распространение огня. Уже после того, когда субмарина вернулась на базу, специалисты устранили неисправности, и вплоть до 2022 года подобных поломок не случалось. Но, к сожалению, бывает по-разному. В 1970 году на АПЛ «К-8» уже в качестве помощника командира мне было суждено участвовать в трагическом походе», – рассказал ФАЛЕЕВ.
После его захватывающего рассказа ребята задавали разные вопросы, касающиеся морской службы, атомной подводной лодки, организации быта в ней и другие. Оказывается, АПЛ, по сравнению с дизельной, имела преимущества. Наличие электрической энергии позволяло иметь на борту испарители, с помощью которых очищали воду: выводили из неё соль. Таким образом, полученную дистиллированную воду использовали для пополнения технических систем. В свою очередь, на дизельных кораблях приходилось как во времена парусного флота, цистерны с жидкостью брать с собой. «А походы иногда были и по несколько месяцев», – отметил вице-адмирал.
Отвечая на вопросы ребят, ФАЛЕЕВ рассказал, что самое долгое у него пребывание в плавании – семь месяцев, а наибольшая глубина, на которую приходилось погружаться, 614 метров. «Был ещё один случай, который мог привести к трагическим последствиям. Если законы моря не знаешь, можно попасть в неприятность. Это и произошло. Я служил на Северном флоте, поставили задачу идти над водой по волне. А был шторм 4-5 баллов. Скорость корабля и попутной волны совпали, и мы еле успели спуститься с мостика внутрь агрегата и закрыть люк. Спас козырёк: была возможность за него удержаться», – поделился Олег Михайлович.
Вообще служба в море увлекательная, интересная, но трудная и опасная. Те, кто ходит на таких монстрах, имеют определённую закалку и физподготовку. После чего процитировал слова выдающегося флотоводца, защитника Севастополя, Павла НАХИМОВА: «У моряка нет трудного или лёгкого пути, есть только один путь – славный».
Надо отметить, что сейчас ФАЛЕЕВ преподаёт в центре подготовки экипажей атомных подлодок в Обнинске. Там же при активном участии вице-адмирала установили памятник «Первопроходцам атомного подводного флота», а в Комлеве открыли памятную доску адмиралу Дмитрию СЕНЯВИНУ, не имевшему ни одного поражения в море.

Светлое будущее

Первенца атомного подплава вывели из состава Северного флота лишь в 1991 году. За время шести боевых служб корабль прошёл аж 128 443 мили, что соответствует семи длинам экватора Земли.
И теперь «легенду» отечественного флота ждёт большое будущее на суше. К-3 станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов» в Кронштадте. Она уже вернулась туда на борту погружной баржи «Атлант». Операция по выгрузке «Ленинского комсомола» на причал портового терминала «Моби Дик» в текущем году была впечатляющей. Профессионалы, разработавшие и реализовавшие решение непростой задачи, справились на отлично.

Марина ПАСТУХОВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки