«При каждом взрыве я закрывала лицо руками»

16 мая 2025 г.

Жители райцентра хорошо помнят Таисию Борисовну КАРУЛИНУ. Более 40 лет она преподавала русский язык и литературу в боровской школе рабочей молодёжи. Эта женщина ушла из жизни не так давно, перешагнув 90-летний рубеж. Она оставила много интересных воспоминаний – не только о своей педагогической деятельности, но и различных эпизодах истории любимого города. В том числе и о периоде немецкой оккупации

«При каждом взрыве я закрывала лицо руками»

«Тревога, поселившаяся в городе с началом войны, чутко улавливалась детским сознанием (мне на тот момент исполнилось 10 лет), но многое ещё было непонятно. Стоя в очереди за хлебом в магазине около фабрики «Красный Октябрь», мы прислушивались к разговорам взрослых.
Когда начался учебный год, мама не пускала меня на занятия. Школа находилась на улице Урицкого, а мы жили на Мировой коммуне (ныне ул. Мира). К тому времени в сторону Москвы уже летали вражеские самолёты, и обстреливали Боровск. По ночам взрослые дежурили, опасаясь пожаров от бомб. Было очень страшно, когда начинала выть сирена, предупреждая об опасности. Хорошо помню, что при каждом взрыве я закрывала лицо ладошкой, как будто это могло спасти.

Спасительная минута

Фронт приближался, тревога нарастала. Вместе с тем наступали холода. Вокруг города рыли окопы, в садах и огородах – землянки и блиндажи. Туда складывали съестные припасы на случай, если придётся там не только пережидать бомбёжку, но и проживать долгое время.
События развивались очень быстро, стрельба слышалась совсем близко. Мы засобирались в своё подземное укрытие в саду. Но прежде чем выходить из дома, решили закопать в подполе документы и ценные фотографии. Наш выход задержался буквально на минуту. Именно в это время на дорожке, по которой мы должны были идти, разорвался снаряд. Взрывом выворотило с корнем грушу, в саду образовалась огромная воронка.
Вскоре город заняли гитлеровцы. Вечером в наш дом завалились несколько оккупантов (взрослые говорили, что это были финны). Они забрали у нас единственную лампу, сковородки и ушли печь блины в соседний пустующий дом. Вернулись пьяные, разругались меж собой и кидались друг в друга стульями. Утром они наш дом покинули. А вместо них пришли два шофера. Они периодически ездили в Юхнов за бензином, а позади дома устроили склад топлива.

И тут они засуетились

Город замер, в нём хозяйничали немцы. Но вдруг они засуетились – Красная Армия стремительно наступала. Отступая, враги поджигали дома. Почти полностью была сожжена 1-я Кооперативная, несколько домов сгорело и на нашей улице.
Бои при освобождении Боровска были ожесточённые. Жители прятались в укрытиях. Наша семья, собрав тёплые вещи, решила отсидеться в кирпичном здании высоковской школы. Там было много боровчан, все расположились на полу в большом коридоре. Вдруг дверь резко распахнулась, ворвались два немецких солдата. Они подняли автоматы и дали очереди в потолок. Мы все нагнули головы и закричали. Немцы что-то заорали на своём языке и выскочили на улицу. Почти сразу с другой стороны здания вошли наши разведчики в белых халатах. Радость была беспредельной! На беду один из разведчиков вышел на переднее крыльцо и был тяжело ранен в живот – его подкараулил немецкий снайпер.
Наша улица постоянно простреливалась пулемётным огнём. А Высокое было уже освобождено. Там жила мамина сестра, которая нас отогрела и накормила. Через два дня мы вернулись к себе домой.

Смертельные находки

Ранней весной мой двоюродный брат Коля с другими подростками нашли в нашем саду на берегу пруда неразорвавшийся снаряд. Покрутились около и бросили его в водоём. Я была свидетельницей. Взрослым об этом не сказали. Уже после войны о снаряде было сообщено в военкомат. Вызвали сапёров, которые его достали и обезвредили.
Запомнилась и другая история, которая, к сожалению, окончилась трагически. Возле родника в овраге на нашей улице подростки нашли гранату. Решили бросить её с высокого берега в речку, но граната взорвалась в их руках. Так погибли два паренька – Володя ТРОФИМОВ и Коля ИВАНОВ.

Затаив дыхание

После того, как прогнали фашистов из Боровска, вздохнули свободно, и уже бытовые трудности переживать было легче. В домашних условиях мы изготовили примитивную мельницу из двух поленьев. С её помощью мололи зерно, а потом моя тётя пекла очень вкусные лепёшки из ржаной муки вперемешку с квашеной капустой. По весне мы собирали в полях остатки мороженой картошки (тошнотики). Из них пекли оладьи, смазывая сковороду касторовым маслом (трофей, оставшийся после немцев). Школьники ходили помогать колхозам. Нас там кормили похлёбкой из повала (комбикорм), борщами, поили молоком. Уроки я учила, сидя на русской печи, при слабом свете фитилька-«моргалки». Дома было холодно. Дрова приходилось экономить, ведь за ними нужно было ездить на санках в лес.
Наряду со взрослыми мы, ребятишки, каждый день ждали очередной информации с фронта. Важные сообщения слушали, затаив дыхание, устремив взгляд на репродуктор. Искренне радовались каждому успеху нашей армии, даже если речь шла об освобождении какой-нибудь небольшой деревни. И вот настал тот светлый солнечный день – День Победы! Мне не забыть то чувство радости со слезами на глазах, когда мы сначала собрались в школе, а потом пошли на городскую площадь. Эти ощущения не передать словами!».

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки