Один из символов раскола

18 ноября 2022 г.

Точно неизвестно, в каком году был построен дом № 38 по улице ЛЕНИНА (бывшей Успенской) в Боровске. Но нет сомнений, что это одно из самых старых каменных зданий города

Один из символов раскола

В книге «Калуга-Боровск» известный знаток русского зодчества, специалист в области исследования и реконструкции памятников истории и культуры Маргарита ФЕХНЕР пишет: «…дом в 5 окон по главному фасаду, где нижний (цокольный) этаж напоминает подклеть палат XVII в. Построен, очевидно, во второй половине XVIII в. и является одним из старинных домов Боровска».
На фасаде сейчас висит табличка: «Памятник архитектуры и градостроительства. Вторая половина XVIII в. Жилой дом. Охраняется государством». Но не исключено, что сооружение появилось ещё раньше, в начале XVIII в. На это, в частности, намекает научный сотрудник музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» Нелли ЛОШКАРЁВА. Она видит архитектурное сходство с домом Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга, который был возведён по проекту знаменитого итальянского архитектора Доменико ТРЕЗИНИ в 1710-1714 гг.

Сила веры

Дом на Успенской принадлежал семейству КОРНЕЕВЫХ. Они упоминаются в духовной росписи Успенского прихода за 1828 г.: глава семьи Михаил Алексеевич, его супруга Мария Ивановна и четверо детей. В 1834 г. КОРНЕЕВ со всем семейством значится как записавшийся в старообрядцы. В истории боровского старообрядчества представителям этого рода, как и их дому, суждено было сыграть драматическую роль.
Полиция и духовные власти строго следили, чтобы старообрядцы не могли открывать новых моленных. Тем не менее они продолжали существовать «потаённо». Одна из них располагалась в корнеевском доме. Спокойной жизни не было – обстановку контролировали не только чиновники, но и священники боровских церквей. В январе 1890 г. миссионер Христорождественского храма Михаил ИЗВЕКОВ сделал донесение благочинному Благовещенского собора Василию КАЗАНСКОМУ о том, что в доме Иллариона Михайловича ПАШУТИНА (он же КОРНЕЕВ) собираются старообрядцы на богослужения. В донесении было отмечено, что Успенская – центральная улица города, и нахождение здесь моленной подрывает авторитет не только духовных, но и гражданских властей.
Калужские церковные власти распорядились провести дознание. Боровский историк и краевед Виктор ОСИПОВ в книге «Благословлю Господа на всяко время…» публикует заключение, сделанное комиссией. В нём, в частности, говорится: «Дом, где расположена моленная, каменный двухэтажный с деревянным мезонином и имеет по линии улицы 5 окон на этаже (как на первом, так и на втором). Второй этаж по внутреннему устройству очень напоминает православный храм. Все комнаты уставлены иконами, пред которыми висят лампады, стоят подсвечники со свечами; имеются царские врата, ризница, где хранят книги и церковную утварь; иконостас деревянной работы в 2 яруса; алтарь с престолом и жертвенником. Икон в моленной 78 и в алтаре 19. Опрос И. М. Пашутина показал, что моленная заведена уже давно его отцом Михаилом Алексеевичем Корнеевым. Разрешения на её открытие у него нет.
Мещанин Павел Герасимович Девятов показал, что прежде раскольники молились у Меренковых, потом у Щербаковых, а затем уже стали собираться у Пашутиных».
В результате было принято решение моленную закрыть и опечатать. Но представители общины задались целью спасти оставшееся в помещении имущество. Для этого они не стали вскрывать пломбу и взламывать заколоченные двери, а пошли другим путём. Эту историю в своём труде «Памятные и исторические места города Боровска»» описал краевед Пётр ПОДШИВАЛОВ. «Григорий Васильевич Корнеев рассказал мне, что семья жила на первом этаже, а моленная находилась на втором. Чтобы спасти иконы, книги, церковную утварь, старообрядцы проделали в потолке лаз. По нему спустили на верёвке деда Корнеева. Он и подавал наверх всё имущество общины». Вера оказалась сильнее всяких запретов. А лаз этот сохранялся ещё долго. По крайней мере, как утверждает ПОДШИВАЛОВ, до середины 1970-х.
Службы здесь совершал священник Карп Лазаревич ТЕТЁРКИН. Впоследствии он станет настоятелем старообрядческого храма во имя Всех Святых. Его построили после 1905 года, когда старообрядцы обрели свободу вероисповедания. Красивейшее здание возвели на улице Успенской (сейчас это здание МВЦ), совсем рядом с домом КОРНЕЕВЫХ.

Мезонин

Периодически с домом происходили различные архитектурные изменения. В XIX в. со стороны двора к каменному строению была пристроена деревянная галерея, а в объёме чердака появился мезонин. Это надстройка над домом, представляющая собой дополнительный жилой полуэтаж, который призван был прирастить полезную площадь дома. В отличие от мансарды, мезонин возвышается над кровлей, имеет собственные стены, крышу и окна.
Венчающий здание домик называли также горенкой или светёлкой. Здесь селили приезжавших погостить родственников или прислугу. Мезонин отводили также для занятий детей с домашними учителями, сдавали внаём. Благодаря тому, что в помещение вела отдельная лестница (а зачастую у него имелся отдельный вход со двора), квартиранты и хозяева могли проживать изолированно друг от друга. Есть версия, что мезонин в корнеевском доме появился в тот период, когда здесь стали собираться старообрядцы и требовалась дополнительная площадь.
Принято считать, что этот мезонин не сохранился. Но, как выяснилось, он благополучно дожил до наших дней, но не как пристройка, а как полноценный дом. Вскоре после Великой Отечественной войны в Боровск приехал с семьёй из деревни Василий Андреевич ФИЛИППОВ. Сначала жили на углу улицы Володарского и площади Ленина (этот дом несколько лет назад снесли). Потом получили участок в начале улицы Кооперативной (ныне улица Берникова). Участок был, а жилья не было. Каким-то образом ФИЛИППОВЫМ удалось приобрести мезонин. Его разобрали, перевезли на новое место и собрали заново, закрепив на заранее подготовленном фундаменте.
Позже здесь жил сын, Василий Васильевич ФИЛИППОВ – фронтовик, ветеран боровской милиции. А сейчас недвижимостью по наследству владеет его младшая сестра Тамара Васильевна. Она живёт в Обнинске, а в Боровск приезжает как на дачу. Для постоянного проживания старенький покосившийся домик уже малопригоден.
Но вернёмся на улицу Ленина, в дом КОРНЕЕВЫХ. Судя по всему, вышеупомянутый Григорий Васильевич стал последним представителем этого рода, проживавшим здесь. Уже давно здание населяют другие люди. А глубокая трещина на штукатурке посреди фасада – как граница между прошлым и настоящим.

Дмитрий ОДИНОКОВ
Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников МКК «Стольный город Боровск»

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки