Научи меня читать

19 августа 2022 г.

В одной из балабановских школ работает удивительный педагог, своим примером доказывающая, что ради детей можно свернуть горы, особенно если им нужно больше внимания, времени и заботы

Научи меня читать

Из столицы в район

Дина КАБУЛОВА – учитель начальных классов, своё призвание обрела во время волонтёрских акций. Старшеклассницей вместе с другими добровольцами на московских улицах она раздавала бездомным еду. А через несколько лет, на Киевском вокзале, встретила женщину-цыганку, чей сынишка, просивший милостыню, признался, что научился читать по вывескам и рекламным щитам. Он попросил книжку для младшего брата. С этого момента началась новая глава её жизни – педагогическая.
Посетив впервые Калужскую область, Дина Аскаровна окунулась в быт местных таборных цыган: «Общество переполнено стереотипами об этом народе. На самом деле все они разные, с различным уровнем дохода, образования и, соответственно, менталитетом. Даже язык, на котором они разговаривают, может отличаться».
В поселении цыган девушка вместе с единомышленниками в 2018 году организовала школу выходного дня, устраивала экскурсии и обучающие занятия для ребят. Но без поступления в общеобразовательное учреждение развитие детей не могло бы стать полноценным. Молодой педагог, решая новую задачу, начала контактировать с системой местного образования. Да так, что в какой-то момент ей предложили место учителя начального класса, в котором собрались много ребят-цыган. А уже через месяц преподавания в нём Дина КАБУЛОВА перебралась в Балабаново основательно.
«Хоть и не все дети из русскоязычных семей приходят в школу читающими и пишущими, но если у ребёнка была хотя бы элементарная дошкольная подготовка (даже просто дома), то многие навыки, необходимые ему в школе, у него уже начали автоматизироваться, – рассуждает педагог. – Они умеют держать карандаш и ручку или хотя бы имеют опыт этой деятельности. Приходя в первый класс, дети обычно могут назвать первый и последний звук слова, произнести слово по слогам. Кроме того, они уже хоть немного умеют регулировать и контролировать свои действия».
С цыганскими детьми, с которыми она столкнулась, всё обстояло не так. Особенно если они впервые получают альбомы и карандаши только в школе, или до первого класса просто не видели и не слушали книги, или никак не привыкли контролировать свою деятельность, тренируя произвольность, если у них не сформированы самые элементарные навыки.
«Они не могут слушать сами себя, диктовать себе. Кроме того, конечно, сказывается и двуязычие: дети говорят и на цыганском, и на русском языках, что очень сильно влияет и на успеваемость ребёнка, и на его состояние, и на то, как он себя чувствует в школе на уроках. И вот в первом общем классе цыганским детям приходится всё это навёрстывать, хотя времени и учительского ресурса на это не предусматривается», – делится Дина Аскаровна.

Помочь помогающим

Учитель совместно с методистом Евгенией ХОЛОДОВОЙ и менеджером по коммуникациям Анной ТЕР-СААКОВОЙ разработали региональную программу для поддержки школ и педагогов, работающих с классами, в которых учатся ребята-цыгане. Сейчас на территории Калужской области семь общеобразовательных учреждений сотрудничают с командой энтузиастов.
Программа получила название «Амарэ», что на цыганском означает «наши», намекая, что для образования не может быть чужих детей. Для поддержки педагогов существует система ежемесячных грантов, оказывается методическая поддержка и предлагается обучение. Главным создатели «Амарэ» считают, что с помощью их усилий привлекается общественное внимание к проблеме обучения детей из цыганских семей и их адаптации в школьной среде.
При этом существенную поддержку получают и образовательные учреждения. Они имеют возможность делиться опытом успешной работы с детьми из цыганских семей, получают методическое сопровождение и курсы для повышения квалификации учителей и специально разработанные материалы для регулярных внеурочных занятий в первых-четвёртых классах. И, что немаловажно, профилактику профессионального выгорания у педагогов.
В прошлом учебном году 13 педагогов смогли воспользоваться реальной помощью, предлагаемой в рамках данной программы, охватив 130 учеников на территории всей Калужской области. С первого сентября количество учителей, которые получат гранты, вырастет до 18.
Рассказывая о финансировании «Амарэ», Дина КАБУЛОВА отметила, что деньги энтузиасты искали с помощью краудфандинговой платформы «Планета.ру». Это позволило выплатить гранты учителям и приглашать экспертов для проведения просветительских лекций.

Методические инновации

В ходе своей работы с ребятами учителю постоянно приходилось восполнять пробелы не только в образовании, но и в багаже знаний об окружающем мире и культуре. В поисках инструмента, которой способен помочь педагогам в заполнении этих лакун, Дина Аскаровна предложила своей команде создать методическое пособие. Так на свет появилась рабочая тетрадь по русскому языку.
Рассчитанное на вторые-третьи классы или «слабых» учеников четвёртого пособие позволяет с помощью специальных развивающих заданий и текстов повысить уровень грамотности и владения языком у ребят-цыган.
Учитель-новатор утверждает, что в области много учеников с цыганскими корнями, но не во всех учреждениях необходима помощь «Амарэ»: «Мы радуемся за те школы, где наше участие не так необходимо и в нас не нуждаются. Ведь в каждой цыганской семье своя история и уровень образования. Где-то такие ячейки общества не отличаются от большинства, а где-то родители не могут помочь ребёнку с выполнением домашних заданий, потому что не знают, как это сделать. Мы не говорим, что наша программа решает все проблемы таких учеников и их учителей. Педагоги вкладывают очень много своих сил и времени в образовательный процесс, мы помогаем их труд оплачивать».
Работая с детьми-цыганами, Дина КАБУЛОВА отметила тот факт, что, когда создаешь интересные занятия, через время к ним присоединяются другие ребята. Благодаря личности педагога можно показать многообразие культурного мира и горизонты общения между представителями разных народов. Он может пресечь и агрессию, и обидное слово, способное ранить.
В этом году у учителя новые задачи и вершины, которые ей предстоит покорить. В её класс пришли новые ученики, у которых нужно повышать уровень владения языком. Этим летом для ребят-инофонов вместе с коллегами Дина Аскаровна организовывала развивающий лагерь: «Мы проводили квесты, конкурсы, творческие занятия, мастер-классы. Готовили с детьми спектакли по русским народным сказкам. Ещё каждый день я вела занятия по «русскому как иностранному». В течение года в школе проводится кружок с такой же направленностью».
А ещё команда методистов и экспертов по русскому языку как иностранного из программы «Амарэ» приступила к созданию нового пособия – рабочей тетради для более старших классов, она будет направлена на развитие детей-инофонов.

Александр САМСОНОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки