На пути к равным возможностям
В социально-реабилитационном центре «Ориентир» прошёл «круглый» стол, посвящённый здоровьесберегающему поведению родителей, воспитывающих детей с особенностями здоровья и инвалидностью
На мероприятии присутствовали представители школ, социальной сферы, руководитель центра «Гармония» Полина Клочинова и профессор, доктор педагогических наук Марина Гурьянова.
Внутренняя гармония в семье
Участники обсудили проблемы и достижения инклюзивного образования в учреждениях, стратегию управления и подготовки кадров для специализированных классов, а также выявили преимущества и риски специального обучения для детей с инвалидностью и особыми потребностями.
Такое образование подразумевает формирование безбарьерной среды и доступность услуг для всех воспитанников. Однако внедрение инклюзии в детских садах связано с рядом сложностей, основные из которых обсудили участники «круглого» стола.
Марина Гурьянова доложила о результатах анкетирования среди пятидесяти родителей Боровского района:
- На тридцать шесть вопросов были получены ответы, которые помогут учёным понять, в какой поддержке вы нуждаетесь при воспитании детей с ОВЗ и инвалидностью. Ваши рекомендации дают возможность педагогам, соцработникам выявить сложности и оказать более действенную услугу семьям.
По результатам опроса была обозначена проблема, связанная с психологическим состоянием родителей, которое в определённый момент даёт сбой и негативно отражается на ребёнке. Зачастую они забывают о своём здоровье и, по мнению специалистов, чтобы избежать этого, им необходимо отвлекаться.
- Мамы не должны отключаться от мира, необходимо найти себе занятие по душе, что даст положительную энергию как им, так и их близким. Нельзя себя закапывать, надо развиваться, - считает профессор. - После небольшой перезагрузки у неё горят глаза, появляются силы, и это всё чувствует ребёнок.
Взяли на карандаш
Вторая часть встречи прошла в форме дискуссии. В ней активно участвовали родители. Они поднимали важные вопросы, касающиеся обучения молодых людей, нуждающихся в специальных условиях получения профессионального образования.
Инесса Чигринец:
- Мой ребёнок через полтора года заканчивает школу, и у нас встанет вопрос, что делать дальше, куда пойти учиться. Близлежащие колледжи, техникумы неохотно принимают.
Обсудили реализацию прав детей с особыми образовательными потребностями. Говорили о нынешней ситуации в школах, детских садах, о перспективах развития инклюзии. Затронули доступность просвещения детей с ограниченными возможностями, открытие ресурсных классов и отсутствие должного количества тьюторов, ассистентов. Острой темой для разговора стала нехватка специалистов, в которых так нуждаются эти дети. Полина Клочинова пояснила:
- Поверьте, мы тоже заинтересованы, чтобы вы получали необходимую помощь и в должном объёме. Нам важен результат нашей общей работы. К сожалению, кадровый голод в социальной и образовательной сфере существует по всей стране.
Средняя заработная плата в нашем учреждении всего 25 тысяч рублей.
За эти деньги молодые люди не желают идти к нам в центр, они лучше пойдут продавцом на кассу в супермаркет. В «Ориентир» требуются социальный педагог, психолог, педагог допобразования. Все эти единицы прописаны в штатном расписании, а людей нет.
Этот вопрос неоднократно поднимался на разных уровнях власти, но пока он остаётся открытым. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы устранить эту и другие недоработки.
Также участники дискуссии активно делились своим опытом в сфере инклюзивного образования, наметили вектор развития и взаимодействия организаций.
По результатам встречи будет принята резолюция «круглого» стола, её отправят в органы государственной власти. Как пояснила Марина Гурьянова, она сформулирует в ней свои предложения для повышения доступа детей с ОВЗ и инвалидностью к качественному образованию.
Елена ГОЛУБ