Максим БАРИНОВ: «Перед лицом опасности люди сплотились»

11 ноября 2022 г.

Идея отправиться в командировку была осознанной, продиктованной желанием проверить себя и оказать помощь людям. На тот момент казалось, что они, жители Первомайска, очень в ней нуждаются, но реальность оказалась гораздо хуже

Максим БАРИНОВ: «Перед лицом опасности люди сплотились»

Первым этапом, разумеется, был сбор вещей. Тут опыт богатый, благодаря ежегодным походам: одежда в соответствии с сезоном, как можно больше пар носков, запасная обувь и непромокаемая куртка (осень все-таки). Завершаем дела на работе – и в путь.
Доехали до Калуги, где встретились с коллегами из других районов области. Люди самые разные: от сотрудников предприятий до глав администраций поселений (привет всем, кто считает, что чиновники сидят только на местах).
Впереди нас ждала поездка на автобусе до к тому времени ставшей административной границы Ростовской области и Луганской республики (к тому моменту уже в составе Российской Федерации). По пути, который занял 14 часов, успели познакомиться и даже немного поспать. В Тульской области пейзажи сменились с лесной местности на сугубо равнинную, которая и сопровождала нас до самого Первомайска. Впечатление оставили ветряки в Ростовской области – гигантские сооружения, вырабатывающие электроэнергию, и их было несколько десятков.


События 2014–2022 годов в Первомайске

Cамые жестокие обстрелы Первомайск пережил летом 2014 года. Из 30-тысячного населения 1020 человек погибли. Убитых заворачивали в ковры и простыни и хоронили прямо на улицах. Местные мужчины просто не могли не взяться за оружие, потому что каждая украинская мина или снаряд угрожала жизни их жён и детей. За оружие брались даже те, кому не положено: сердечники, гипертоники.
Первомайск расположен в ложбине и хорошо просматривается с возвышенности на западном направлении, откуда наступали ВСУ. Украинские солдаты прекрасно видели, куда ложатся их снаряды. И продолжали стрелять.
Рядом расположены Стаханов, Ирмино, Брянка – густонаселенные шахтерские города. ВСУ их «накрывали» из «Ураганов». А когда стало понятно, что артиллерийскими обстрелами победить «сепаратистов» не удастся, украинская сторона перешла к диверсионно-подрывной деятельности. Был убит народный мэр Первомайска Евгений ИЩЕНКО.
В Первомайске четыре ТЭС, и все они были точечно разбиты украинской артиллерией. 
С 2015 года город находился под артиллерийскими обстрелами, которые происходили практически ежедневно, в результате чего большая часть жилых домов оказалась полностью или частично разрушена.
С началом специальной военной операции линия соприкосновения была отодвинута в район Попасной, и далеко не все средства ВСУ смогли обстреливать город.
С лета 2022 года при помощи Калужской области началось восстановление Первомайска: были отремонтированы дома, убраны улицы, пущено тепло и сделано многое другое.


Итак, добрались до административной границы Ростовской области и ЛНР, сам переход не занял много времени – паспортный контроль, и все. Переместившись в следующий автобус, отправились в небыстрый путь до Первомайска. Он занял порядка трех часов. Населённые пункты по дороге произвели двоякое впечатление – Луганск выглядит ярко и интересно: достаточно приличные дома, новый асфальт на дорогах.
А вот города поменьше дали понять, что с 1990 года в них ничего не происходило: ни строительства детских или спортивных площадок, ни новых школ – вообще ничего, к чему мы привыкли в наших населённых пунктах, даже нового жилья там нет (под словом «новое» стоит понимать что-то, построенное позже 90-го года). Но было в окружающем пейзаже и нечто необычное, а именно терриконы выработанной при добыче угля породы – это такие огромные холмы, зачастую уже поросшие деревьями, из-за чего складывается впечатление, что находишься в предгорье.
По приезде нас заселили в здание одного из учреждений (из соображений безопасности следующих смен название населенного пункта указывать не буду), где мы сами собрали кровати и расположились. На следующий день приступили непосредственно к работе, которая была разнообразной, но с учетом сезона главное внимание уделяли остеклению окон и ремонту крыш, пострадавших от попадания снарядов. Нужно было закрыть периметр домов в преддверии пуска отопления. Подробно останавливаться на работах не стану, так как они были довольно рутинные, но приятно осознание того, что наша деятельность помогла людям, которые с 2014 года не всегда чувствовали отопление зимой (и в целом рассказы местных жителей перекликались с воспоминаниями людей, переживших блокаду Ленинграда).


Воспоминание жительницы г. Первомайска

Самыми страшными были 2014-2015 годы. Особенно лето 14-го, когда не прекращались обстрелы, и мы вынуждены были сутками сидеть в подвалах домов. Еду и продукты питания собирали в холодильниках и вместе готовили. За водой приходилось первое время ходить к фонтану. Чуть позже ополченцы открыли городские магазины, и все смогли получить крупы и другие нескоропортящиеся продукты. Это и помогло нам выжить в самые страшные первые месяцы войны. Кто смог – тот уехал, но многим просто некуда было ехать.
Потом, когда фронт несколько отодвинулся, перешли к нормальной жизни: начался завоз продуктов, стали работать – убираться в городе. Что касается воды, то она у нас и до 2014 года была часа три в день, начиная с конца 2015-го, когда взамен водозабора, который оказался под ВСУ, пробурили скважины, мы получили воду в домах.
Люди разные были, кто-то, как одна врач из больницы, помогала нацистам, говорят, даже метки в котельных раскидала, и их разрушили снарядами. Но основная масса от проблем стали как-то человечнее, что ли, и прожили мы все эти годы, помогая друг другу, кто чем может. Мы выжили, и это главное. Сейчас стало гораздо лучше: и отопление есть, и зарплату небольшую, но платят регулярно.


Теперь о собственных ощущениях от пребывания не так далеко от линии фронта. Постоянные звуки выстрелов (мы научились различать по звуку различные артсистемы), каждое утро над головой проносится по паре самолетов, вертолетов, ракет (при благоприятной погоде, разумеется). Но самое главное впечатление – повсеместная грязь: на дорогах, во дворах не мусор, а именно грязь, думаю в летний сезон сменяемая пылью, но при этом очень чистые духовно люди, которые всегда готовы прийти на выручку друг другу и помочь в трудную минуту.
Чувствуется, что пережитое сплотило жителей, и вернуться к состоянию, когда «человек человеку волк», они смогут очень нескоро, если вообще смогут, и это, наверное, главная эмоция от командировки, когда ты понимаешь, что люди перед лицом опасности становятся сплоченными и забывают о личном.
На вопрос «поехал бы я снова», отвечу однозначно «да».

Максим БАРИНОВ, директор РИЦ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки