Сохраняя народные традиции

25 марта 2022 г.

2022-й объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия России

Сохраняя народные традиции

2022-й объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия России. Методист «Школы мастеров» районного Дома культуры Татьяна КЛИМКИНА подготовила для учеников младших классов цикл мероприятий в рамках образовательной программы по русскому декоративному искусству «Вересень»

Своими руками

Сейчас очень важно не растерять народные традиции, в том числе и в декоративно-прикладном творчестве. И здесь на первый план выходит работа с детьми. В начале учебного года для реализации данной программы было выбрано два класса первой боровской школы. Дважды в неделю ребята приходят в РДК, где под руководством Татьяны Ивановны КЛИМКИНОЙ и Татьяны Николаевны НИКИТУШКИНОЙ создают поделки из различных материалов, получают новые знания и навыки.
«Главное – заинтересовать детей, вызвать любопытство, – говорит Татьяна Ивановна. – Некоторые приходят на первые занятия со скучным видом, но постепенно увлекаются, загораются. Когда из папье-маше или бесформенного куска глины появляется что-то интересное, что можно подарить маме или бабушке, то детей охватывает азарт. Важное психологическое значение имеет соревновательный момент. Если у одноклассника что-то получилось лучше, чем у меня, я из кожи вылезу, чтобы на следующем занятии всех покорить».
Учителя стараются, чтобы дети что-то созидали не просто по указке, но и сами проявляли фантазию, экспериментировали. Иначе какое же это творчество? В качестве примера приводят гжель, хохлому. Особенность этих традиционных русских промыслов в том, что, используя минимальное, строго определённое количество расцветок, мастера создают уникальные произведения искусства. Вот и школьникам предлагается выбрать из множества красок две-три и с их помощью что-то расписать. Это своеобразный тест, позволяющий определить наклонности ребёнка, темперамент, особенности творческого мышления.
Проникая в тонкости создания поделок, ребята уже не только в теории, а на собственной практике начинают осознавать, насколько это сложный, кропотливый труд. Своими руками, своими глазами они ощущают ценность этой работы. Есть такая сказка Константина УШИНСКОГО – «Как рубашка в поле выросла». В её начале маленькая Таня смотрит, как отец бросает в землю золотистые зёрна, приговаривая: «Сею лён, вырастет тебе рубашка». Девочка поначалу не может понять, как это рубашка может вырасти в поле. Но потом на её глазах лён пололи, собирали, топили в воде, сушили, трепали, колотили, чесали. Когда лён стал мягким и шелковистым, из него начали плести нити. А уже из этих нитей была соткана рубашка. Таня эту рубашку очень берегла, так как видела, каким трудом она досталась. Нечто подобное должны прочувствовать и боровские школьники, занимающиеся по программе РДК.

Возвращаясь в сказку

Татьяна КЛИМКИНА когда-то преподавала в боровском ноосферном лицее. Её опыт подсказывает, что в подобной работе нужна систематичность. Тем более, сейчас она занимается с третьеклашками. А в таком возрасте несвойственно постоянство в пристрастиях и увлечениях. Поэтому эта программа долгосрочная, рассчитанная на два года. Ведь требуется время, чтобы осознать, к примеру, что кукла – это не просто игрушка. Это философия, это история, это многочисленные старинные ритуалы, народные обряды, которые постепенно забываются. «Представьте себе юную девушку, которую одолевают терзания, волнения, – рассуждает Татьяна Ивановна. – В силу обстоятельств она не может поделиться своими чувствами ни с мамой, ни с подругами. И тогда она кладёт рядом с собой на подушку куклу и что-то шепчет ей на ушко». Как тут не вспомнить фильм «Гусарская баллада», где героиня Ларисы ГОЛУБКИНОЙ напевает своей любимой кукле: «Спи, моя Светлана!».
И это лишь одно из множества кукольных воплощений. Поэтому они все такие разные. А подобных романтических историй у КЛИМКИНОЙ великое множество. Слушая преподавателя, мальчишки и девчонки будто попадают в загадочный сказочный мир. Тем более что они ещё не далеко оторвались от того возраста, когда родители им читали сказки.
«Главной целью программы является воспитание у детей интереса к активному познанию истории русской материальной культуры, традиций разных народов, богатого исторического наследия малой родины, – комментирует директор РДК Наталья ИСАЕВА. – Ведь Боровск – старинный купеческий старообрядческий город, корни которого уходят в древнейшие пласты истории нашего Отечества.
Через работу с различными материалами и разнообразной техникой ученики не только развивают мелкую моторику, воображение и сенсорное восприятие, но и воспитывают в себе ценностное отношение к прекрасному, эстетический вкус.
Хочется поблагодарить за творческое сотрудничество преподавателя первой боровской школы Елену ВОРОБЬЁВУ».

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки