Знакомый запах скандала
Население снова жалуется на воняющий «Трансмет». Грозит ли жителям сразу нескольких деревень экологическая катастрофа, разбирались наши журналисты
На новом месте
Четыре года жители ОПХ Ермолино боролись за возможность дышать полной грудью с компанией по переработке отходов «Трансмет». В результате, в 2021-м году предприятие, так необходимое промышленному бизнесу, но так отравляющее жизнь населению, переехало. Однако если раньше от вони страдали жители части Ермолина, то теперь задыхаются сразу четыре деревни! Небольшая передышка (в прямом смысле слова) у людей появляется зимой, но с наступлением тепла им пришлось снова вспомнить об «ароматном» соседстве.
«В прошлом году в жару вообще жесть была. Нам чтобы попасть в деревню Федотово, нужно проехать мимо кирпичного завода (на его территории поселился «Трансмет» - примеч. ред.). Раньше можно было сделать это быстро, а сейчас дорогу разбили грузовые машины предприятия, там помимо ям торчат ещё и металлические арматуры. – рассказывает местная жительница. – За год ничего не изменилось. Вонь стоит уже сейчас. Как возили, так и возят. Травят людей».
От нестерпимых запахов страдают жители деревень Федотово и Редькино (между ними и расположился «Трансмет»), а также Митяево и Куприно. С наступлением тепла сигналы об этом уже начали поступать в районную ЕДДС.
Дежавю
Стоит отметить, что заставили переехать «Трансмет» из ОПХ несколько лет назад по суду. Тогда предприятие складировало отходы насыпью, без навесов и отведения сточных вод на сельхозземлях, не предназначенных для подобного вида деятельности. Именно этот факт и позволил расторгнуть договор аренды с «Трансметом» и прекратить его деятельность на территории ОПХ.
Пойти тем же путём на новом месте жительства предприятия не получится. Дело в том, что в Совьяках оно изначально базировалось на двух участках. Первый, основной, находился у них в субаренде (основной арендатор компания «Боровский кирпич») и располагался на земле промышленного назначения. Второй (примыкающий к первому) – сельхозка, на которой можно лишь пахать и сажать.
В 2021 году на основании обращения жителей районная прокуратура провела проверку, где и выяснилась информация о субаренде, а также о приемке сырья на данной территории при отсутствии экологического контроля и постановке вредного объекта на государственный учёт. «Трансмет» заверил прокуратуру, что данную деятельность на кирпичном заводе прекратил.
Второй участок (сельхозка), как выяснила прокуратура, оформлен на физлицо – учредителя компании «Трансмет» Татьяну НАЗАРОВУ. Складирование там почвогрунта ведётся на основании договора аренды между НАЗАРОВОЙ и «Трансметом».
Результаты проверки боровская прокуратура направила для дальнейших надзорных мероприятий в региональные Россельхознадзор и Росприроднадзор.
Последние сообщили, что действие лицензии выданной «Трансмету» на осуществление деятельности, не распространяется на участок кирпичного завода. «Пахучему» предприятию пришлось расторгнуть аренду с кирпичным заводом, правда, жители подозревают, что произошло это лишь на бумаге, так как они продолжают наблюдать заезжающие туда машины с отходами.
При этом, как рассказала заместитель главы районной администрации по земельным вопросам Лидия АРЕШКИНА, у муниципалитета (как собственника участка) информация о его передаче в субаренду отсутствует. Тут вариантов два: либо договор между кирпичным заводом и «Трансметом» действительно расторгнут, либо его заключают лишь на 11 месяцев: в таком случае данный нюанс попросту не будет отображаться в выписках. К слову, первый договор субаренды и был заключен на такой срок. «Официальных обращений от «Боровского кирпича» нам также не поступало, хотя они должны сдачу в субаренду производить с нашего согласия», - отметила она.
Удивительное дело, но в декабре 2021 года (уже после проверки прокуратуры) «Трансмет» получил новую лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию отходов. Выдана она на осуществление деятельности на территории кирпичного завода. Не должна ли такая лицензия быть аннулирована? Этот вопрос сейчас изучают специалисты районной администрации.
Отходы на замке
В прошлом году «Трансмет» пытался продавить перевод сельхозземли в другую категорию на публичных слушаниях, но тщетно. Однако этот участок находится в собственности, что делает невозможным процесс «выселения» оттуда компании по переработке отходов. Так что теперь единственный, кто может предъявить через суд претензии по использованию данной территории – региональный Россельхознадзор.
Как рассказал глава Совьяков Сергей КАРАВАЕВ, в эту структуру жители уже обращались коллективно в прошлом году. Параллельно писали в прокуратуру. «Однако в день выездной проверки (в конце осени прошлого года) представители этих структур наткнулись на закрытые ворота. На территорию кирпичного завода удалось попасть лишь при помощи участкового, несмотря на то, что часть земли там принадлежит району», - отметил он.
Сергей Николаевич добавил, что никакого права «Боровский кирпич» сдавать в субаренду кому-то ещё эту землю не имел, так как цель сдачи «Трансмету» не предусматривает цели, под которые участок предоставлялся заводу. «В договоре аренды это условие чётко прописано: под производство кирпича. И «Боровский кирпич» уведомил о прекращении субаренды по «Трансмету», - рассказал КАРАВАЕВ. – «Однако когда мы попали на предприятие, то поняли, что по факту работы на территории завода продолжаются. Оказалось, из-за того что отдельного проезда ко второму участку, который находится в собственности у учредителя «Трансмета», не существует, кирпичный завод предоставил часть своей территории».
Сергей Николаевич добавил, что на участок, расположенный на сельхозземлях, проверяющие вообще не смогли в тот день попасть: представителя собственника не было, а вход на территорию оказался закрыт на замок.
«В результате мы получили по итогу выезда надзорных органов ответ, что на территорию «Россельхознадзор» не попал, а сейчас внеплановые проверки запрещены указом президента», - объяснил Сергей КАРАВАЕВ.
Затишье перед бурей
Правда, для проведения внеплановой проверки – есть повод. И если один только запах, по нашему законодательству, к делу не пришьёшь, то угроза жизни и здоровью жителей может являться основанием для возобновления надзорных предприятий. Дело в том, что менее чем в 500 метрах от сельхозучастка расположена водонапорная башня, что снабжает население деревни. Если предположить, что «Трансмет» продолжает свою деятельность (а подозрения такие есть), то стоки, уходящие с его площадки в почву, вполне могут отравлять и воду. Вопрос в том, кто должен инициировать соответствующую экспертизу.
Глава поселения отметил, что все понимают: такое предприятие, как ни крути, необходимо. Но только оно должно располагаться там, где не будет мешать населению. И такую территорию для «Трансмета» нашли, вот только от предложенного участка те отказались: логистически неудобно, иными словами, далеко.
То, что период народного затишья будет длиться и дальше, «Трансмету» рассчитывать не стоит. Специалист районного экологического центра Владимир ЦВЕТКОВ считает, что скоро на муниципалитет обрушится целый поток жалоб, судя по объёмам отходов, которые уже туда завезли. Люди, которым остаётся лишь наблюдать за потоком машин, заезжающих на территорию «Трансмета», говорят, что трафик сильно увеличился. А это значит, что совсем скоро население снова начнёт задыхаться от запахов, доносящихся с предприятия. И судя по возрождающемуся обсуждению этой темы в соцсетях, они намерены до последнего отстаивать свои права на чистые воздух и воду.
Анастасия БОЛТАЧЕВА