Жители огромного микрорайона в Боровске несколько месяцев задыхаются от жуткой вони и сходят с ума от постоянного гула, доставшихся им в подарок от местных предприятий
Жалобы на неприятные запахи и шум от предприятий – явление распространённое. Жить по соседству с такой промзоной сродни китайской пытке
Так, с прошлой осени медленно сходят с ума боровчане с улиц Берникова и Рябенко. Там, на выезде из Боровска, расположено сразу несколько предприятий. Люди грешат на компанию «Бас», производящую акриловые ванны. «От предприятия идёт круглосуточный шум. Зимой, когда окна только на проветривание открывались, шум не особо выделялся. Но теперь в районе домов №9, 10, 11, 11а по улице Рябенко, а также частного сектора на Берникова просто невыносимо открыть окно. Кроме того, периодически подмешивается химический запах. Неужели по нормативам в городской черте разрешены такие звуки промышленных предприятий?» – недоумевает боровчанка Татьяна ПОЛЯКОВА.
Страдают и те, кто живёт по другую сторону от промзоны, – жители Речного переулка. Одна из них, Татьяна ИВАНОВА, обращалась уже во все инстанции, однако результатов это не принесло. «Администрация, Роспотребнадзор, Министерство природных ресурсов, губернатор… Никто ничего не может сделать. Все письменные ответы у меня имеются. А шум идёт. От трёх предприятий. Но сильнее всего от кондитерской, которая находится чуть выше. Также неприятный шум и запах бенгальских огней идут от предприятия “Ника”, которая находится рядом с лесопилкой. От компании “Бас” жуткая вонь от акрила. Минприроды выезжало в Боровск и установило, что на самом деле присутствует неприятный запах, но они ничего сделать не могут», – рассказала она.
К слову, как следует из ответа Министерства природных ресурсов, обращение те перенаправили по профилю полномочий: в Роспотребнадзор. Те провели замеры воздуха и… не установили превышения содержания вредных веществ. Да-да, вонь есть, а вреда от неё нет. Почему так? У жителей есть версия. «Роспотребнадзор делает замеры не по указанному адресу, а на расстоянии более чем два десятка домов. Конечно, он ничего не выявит. На мои замечания, что меряют не там, где нужно, отмалчиваются», – рассказывает Татьяна ИВАНОВА.
Вопросы без ответов
Минприроды, общаясь на эту тему в соцсетях с жителями, «кивает» в сторону станции мониторинга воздуха в Боровске: мол, та не зафиксировала превышений. Собственно, оно и не мудрено: эта станция находится в трёх с половиной километрах от промзоны на Берникова – на другом конце города. Конечно, она не уловит нарушений. Почему бы не установить в райцентре ещё одну станцию, там, где, к слову, предприятий больше, чем на Московской, равно как и шире жилой сектор? Кстати, всего в километре от производства находится детский сад. Дышат ли его воспитанники на прогулке свежим воздухом? Большой вопрос.
У пахучей стороны этой проблемы есть и второй фигурант. Местный житель Евгений рассказывает, что предприятие «Ника» постоянно жжет отходы на своей территории. В этот микрорайон он переехал относительно недавно. Говорит, что раньше шума и запаха не было, иначе он бы и не думал строиться в этом районе. «Как вообще может предприятие существовать в 20 метрах от жилого дома?! – недоумевает мужчина. – Причём он уже стоял, когда “Нику” открывали. До зелёной зоны там всего 100 метров. То, что сжигают на “Нике”, недавно разлетелось по всей округе. Недогоревшие угли. Был от нас звонок в МЧС. А рядом жилой сектор и лесопилка, где всё из дерева. Я просто в шоке: участки выданы в 90-х, а потом коммерция появляется в метрах от ИЖС».
Вонь есть – вреда нет
Вообще, непонятна здесь позиция регионального Министерства природных ресурсов. Они соглашаются: воняет. Соглашаются официальным заключением и… предлагают дальше работать Роспотребнадзору. Тот, в свою очередь, будто и не горит желанием «надзорничать».
По мнению специалиста районного экологического центра Владимира ЦВЕТКОВА, чтобы отстоять право людей на чистый воздух, замеры стоит делать не разово, а размещать возле предприятий на месяц специализированную лабораторию и вести круглосуточный мониторинг.
«У нас в районе установлено пять стационарных постов контроля. В частности, в Боровске – возле деревообрабатывающего комбината. Но это, во-первых, далеко от тех предприятий, на которые сейчас жалуются жители, а во-вторых, на них стоят датчики, улавливающие более распространённые вещества, узкоспециализированную “химию” они не отловят», – убеждён Владимир Алексеевич.
Местные жители считают, что запах от производства появился из-за того, что на предприятии периодически стали отключать фильтры. По-хорошему, здесь бы проверить их функционирование. Но тут по рукам надзорные органы бьёт постановление Правительства РФ №336, которое ввело мораторий на плановые проверки большинства организаций. Провести их можно лишь при наличии угрозы жизни и здоровью граждан. «То есть в нашем случае должны сначала установить превышение предельно-допустимой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе. Только в этом случае на предприятие можно будет зайти с проверкой», – объясняет районный эколог.
Закон и дышло
Владимир ЦВЕТКОВ считает, что такие предприятия не должны находиться возле жилых массивов. Тем более что в данном случае микрорайон сформировался раньше, чем появилась промзона.
Хотя такая проблема не нова ни для нашего района, ни для страны в целом. И практика борьбы людей за комфортную жизнь здесь, увы, не позитивна. Им приходится обивать пороги огромного количества инстанций, начиная от Роспотребнадзора и заканчивая природоохранной прокуратурой. Также специалисты, в случае если ответы и реакция жителей не удовлетворили, советуют нанять независимую лабораторию, которая провела бы свои замеры. С этими результатами люди смогут поставить на место предприятие через суд. Кроме того, они могут за свой счёт установить сеть датчиков, которые будут улавливать выбросы воздуха и сообщать о превышениях нормативов в круглосуточном режиме.
Но, как водится, есть здесь один нюанс. Не всякая вонь вредна – считает наше законодательство: в России отсутствует система нормирования в атмосферном воздухе. Таким образом, аромат может быть сколь угодно неприятным и при этом не содержать вредных веществ. А значит, жители рискуют потратить время и деньги впустую.
Исправить это в конце прошлого месяца решила Генпрокуратура, которая направила в федеральное Минприроды предложение ужесточить контроль за резкими, неприятными запахами. Причина – многочисленные жалобы жителей по этому поводу. Предложено расценивать их как достаточное основание для проверок производств. Речь о контроле за органолептическими свойствами воздуха – то есть теми, которые выявляют органы чувств. Чтобы вынести такую инициативу на законодательный уровень, сейчас работу проводят сразу несколько организаций: Минприроды, Минпромторг, Роспотребнадзор, Росприроднадзор и Росгидромет.
Также Генпрокуратурой предложено обновить и перечень загрязняющих веществ, за которыми осуществляется контроль.
Но пока это лишь мечты, в реальности же пока, по сути, жители остались один на один со своей проблемой, удушающим запахом и сводящим с ума гулом.
Предприятия же, похоже, не горят желанием идти на контакт. Как рассказал Владимир ЦВЕТКОВ, попасть на территорию производства и пообщаться с руководством ему не удалось. Журналисты «Боровских известий» тоже попытались связаться с компанией «Бас» через платформу обратной связи на их официальном сайте. Спустя неделю реакции не последовало. В случае если компания всё же выйдет с редакцией на связь, готовы рассказать об их позиции по данному вопросу.
Анастасия БОЛТАЧЕВА