Заживём?
Действительно ли на район осталась одна «скорая», почему помощи медиков приходится ждать часами и когда мы почувствуем лечебный эффект от централизации, выясняли «Боровские известия»
Не так давно централизация «скорой» добралась до Боровского района. Теперь «экстренные» медики подчиняются единому Региональному центру скорой медицинской помощи, расположенному в Калуге.
Однако вместо положительных отзывов по поводу нововведения общественность взорвалась шквалом негодования: по-прежнему долгое ожидание, отключение стационарного местного телефона, некорректная работа единого номера. О том, когда жители района почувствуют позитивный эффект от централизации, «Боровские известия» узнали у руководителя региональной «скорой» Анны ЧЕРНОВОЙ и заведующей местной – Натальи ИВАНОВОЙ.
«103» – это удобно и быстро
– Чем ноу-хау в виде централизации поможет решить проблемы «скорой» в Боровском районе?
ЧЕРНОВА: Это не ноу-хау. Первый этап в нашем регионе стартовал ещё в 2019 году. Тогда же приняли решение и о централизации единой диспетчерской службы. Она расположена в Калуге, и позвонить туда можно по номеру «03» – с домашнего и «103» – с мобильного телефона. Также есть соглашение областного минздрава с минпромторгом о ЕДДС «112», звонки туда передаются нам в региональный центр.
Когда появились жалобы, что люди не могут нам дозвониться, мы связались с «Ростелекомом», а также сами проверили все точки в Боровском районе. Система работает без сбоев. К службе «112» также претензий нет: в течение одной-двух минут мы уже видим поступивший туда вызов, который направляется напрямую той бригаде, которая может на него уехать.
Была также информация, что люди звонят на номер «103», но попадают не в единую диспетчерскую, а в Обнинск. Наши сотрудники проверяли номер со своих телефонов, и такой проблемы не обнаружили, нам также подобных жалоб не поступало, хотя мы пытались отследить данный момент. Пытались связаться с теми, кто в соцсетях об этом писал, но на связь никто так и не вышел. При журналистах в редакции Анна Николаевна набрала номер «103», трубку взяли через два гудка в единой диспетчерской службе «скорой». – Прим. ред.
ИВАНОВА: Основной поток жалоб на невозможность дозвониться касался стационарного телефона, который всё население знает давно наизусть и к нему привыкло. Отключить его должны были ещё в 2019 году, но нам удалось договориться, чтобы этого не произошло. Своя диспетчерская у нас осталась, но так сложилось, что оба сотрудника ушли, и мы были вынуждены его временно отключить. Наша недоработка, что не поставили переадресацию или автоответчик, куда обращаться людям. Как только наберём персонал, всё может вернуться на круги своя. Но единый номер – это удобнее и оперативнее.
– Но не усложняет ли он всю цепочку от момента вызова до того времени, когда медик появится там, где его ждут? Ведь теперь в Калугу поступают звонки со всей области: туда, где люди даже названий населённых пунктов могут не знать в том или ином районе.
ЧЕРНОВА: Все вызовы мы видим в режиме онлайн. Если нам нужна дополнительная информация о пациенте, бригада сама с ним свяжется, ведь контакты также отображаются на планшете. Более того, диспетчер в Калуге видит, где находится каждая машина. Учитывая, что северная конгломерация включает в себя три района нашего региона: Боровский, Малоярославецкий и Жуковский, то в каждом из них может работать любая бригада в зависимости от того, кто окажется ближе. Бригады взаимозаменяемы, что очень важно. Мы так уже работаем.
70 процентов звонков не по адресу
– Почему же тогда говорят, что у нас на весь района одна машина «скорой»?
ЧЕРНОВА: Это большая глупость. Во-первых, в данный момент две бригады из Калуги обслуживают исключительно северные районы. Это дополнительно к имеющимся на местных станциях. В основном они занимаются транспортировкой пациентов в Калугу.
– А какими машинами располагают наши «скорые»?
ЧЕРНОВА: Сегодня (26 сентября. – Прим. ред.) в Боровск вернулся после ремонта реанимобиль «Форд». Добавили газель «Next».
Подчеркну, централизация «скорой» не означает, что теперь все машины базируются в Калуге. Они остались на прежнем месте – на своих подстанциях. На данный момент четыре бригады работают в Жукове, четыре – в Малоярославце, пять – в Боровске. На севере Калужской области находятся 13 машин.
– И всё же каково время, в течение которого должна приехать «скорая», и насколько нормы в данном случае отличаются от реальности?
ЧЕРНОВА: Здесь стоит отличать экстренные случаи от неотложных. Экстренные обслуживаем в первую очередь, ведь там речь идёт о спасении жизни. Неотложные (это, к примеру, повышенная температура) – после освобождения от первых. Мы вправе такие вызовы вообще не принимать, тем не менее, мы не отказываем.
Что касается экстренных вызовов, если он поступил из отдалённой деревни, то даже если бригада выехала сразу, но находится в нескольких десятках километров, она не прибудет через 10 минут. За чертой города даже регламенты другие. Кроме того, нужно учитывать, где в момент вызова находится ближайшая бригада. Если станция «скорой» расположена в Балабанове, то это не значит, что в то время, когда медики получили заявку, они находятся в этом городе, ведь врачи не сидят на месте. Они могут транспортировать больного в районную больницу, например, и именно оттуда, из Боровска, отправятся на следующий вызов.
ИВАНОВА: Люди вызывают «скорую» не в экстренной ситуации, но почему-то мало кто знает, что в балабановской поликлинике работает кабинет неотложной помощи, в который можно прийти и с температурой, и с давлением, и с «заклинившей» спиной, и с другими вопросами, минуя запись к терапевту. Но о такой возможности пациенты попросту не знают, а мы испытываем колоссальную нагрузку, обслуживая вызовы, которыми, по сути, не должны заниматься. По статистике, таких звонков – 70 процентов.
По экстренным вызовам (для которых и создана скорая помощь) со стороны населения нареканий относительно времени доезда практически нет. Ни на одно ДТП, ни к одному пациенту, потерявшему сознание, мы не приехали с задержкой.
ЧЕРНОВА: Скорая помощь не выдаёт больничный лист и не назначает лечение. А вызовов для этих целей поступает очень много. В вашем районе также очень много СНТ, где проживают люди, которые не прикреплены к медучреждениям. Эта нагрузка тоже ложится на нас и затрудняет оказание именно экстренной помощи.
– Если говорить именно о ней, то всё же удаётся укладываться во временной регламент при таких срочных вызовах, где счёт идёт на секунды?
ЧЕРНОВА: ДТП, инфаркты, инсульты, потеря сознания – по всем этим экстренным случаям мы укладываемся в нормативы. Но жалобы на то, что пациент с высокой температурой ждёт два часа «скорую», безосновательны. Они по регламенту и должны приехать к такому времени.
Заглянуть в будущее
– Каковы плюсы централизации?
ЧЕРНОВА: Всё материально-техническое оснащение берёт на себя область. Нужна на подмогу машина, бригада или фельдшер, ремонт – все эти вопросы решаются на уровне регионального центра скорой помощи. Так, у нас уже заключено соглашение с минпромторгом, согласно которому мы на область получим 16 новых автомобилей. В среднем машина «скорой» за смену проезжает 1000 километров, износ высокий. Её двигатель практически не глушится. Будем усиливать отдалённые от столицы региона районы.
– И что достанется Боровскому?
ЧЕРНОВА: Боровский район уже получил «Форд» и «Next». По-хорошему ещё один комфортабельный автомобиль на район нужен. Но не стоит забывать, что необходимы не только машины, но и оборудование.
ИВАНОВА: А также люди. Ведь сколько на станции сформировано бригад, столько будет автомобилей. Кроме того, после централизации у нас заключен договор с автосервисом, так что теперь нам не нужно гонять машины на ремонт, мы чиним их у нас в районе. Запчасти получаем быстро, буквально в течение одного часа. Наконец сбылась наша мечта: нам оформили транспортные карты для заправки на сетевых АЗС. То есть долить топливо можно в любой точке региона, а не только на улице Калужской, как раньше. Мы обеспечены сейчас всеми расходными материалами.
Но возвращаясь к людям. С кадрами пока всё гораздо сложнее. В последние два года мы ощущали острую нехватку медиков. Раньше нас очень выручали внешние совместители. Но их не стало, когда ушли на простой сломанные машины. Сейчас техника появляется, и мы вплотную занялись набором людей. К нам уже вернулся один внешний совместитель, скоро появится и второй. Ведём переговоры с реаниматологом. Ещё ждём врача. Ну а пока они оформляются, нас очень выручают калужские бригады.
ЧЕРНОВА: Мы не устаём повторять: врачи – тоже люди. Они болеют, уходят в декрет (к слову, у меня в Центре сейчас 57 сотрудников находятся в ожидании малыша), на другое место работы, нуждаются в отпуске, частичная мобилизация тоже не обойдёт нас стороной. Наши сотрудники не находятся на подстанциях, у них нет времени на отдых.
– А молодые специалисты приходят работать в Боровский район?
ИВАНОВА: Да, конечно. Еще до централизации к нам пришёл медбрат, сейчас он проходит переобучение на фельдшера. Он уже работает в составе бригады, а в следующем году заканчивает учёбу. К тому времени появится и опыт.
– Сколько борцов за жизнь вам не хватает для полного счастья?
ИВАНОВА: Сейчас много не хватает. Но штат растёт: мы полноценно уже набираем почти четыре бригады. К Новому году от слова «почти» в этом вопросе мы избавимся, и можно будет говорить о восстановлении работы станции в Ермолине, которая за нами сохранилась.
ЧЕРНОВА: Кадровый дефицит есть, и его не стоит отрицать. Но это дело времени, и главное – задаться целью, которая у нас одна. Во главе всего стоят наши пациенты. Думаю, в ближайшее время все вопросы по оказанию экстренной помощи в Боровском районе будут закрыты. Однако если мыслить глобально, в кадровом дефиците отчасти виноваты сами люди. Из медицины сделали сферу услуг, но это не так. Нас начали восхвалять на пике пандемии, но очень быстро обо всём забыли со спадом заболеваемости. И если люди не прекратят заниматься потребительским «экстремизмом» (а иначе не назовёшь), то ни один здравомыслящий человек в сферу здравоохранения работать не пойдёт, потому что, кроме унижения, оскорбления и жалоб, медики редко что слышат. Хотя, конечно, и без благодарностей в наш адрес не обходится. Спасибо за добрые слова всем нашим пациентам, а мы постараемся сделать службу «скорой» ещё лучше для того, чтобы помощь приходила незамедлительно.
Анастасия БОЛТАЧЕВА