Застряв между мирами

06 мая 2022 г.

Статус исторического поселения Боровска заморозил стройки жителей, которые оказались вне закона. Капремонт многоквартирного дома, снос ветхого здания и запуск нового производства получили зелёный свет до Приказа Минкульта РФ, но пока вынуждены стоять на мигающем жёлтом

Застряв между мирами

Статус исторического поселения Боровска заморозил стройки жителей, которые оказались вне закона. Капремонт многоквартирного дома, снос ветхого здания и запуск нового производства получили зелёный свет до Приказа Минкульта РФ, но пока вынуждены стоять на мигающем жёлтом

О том, благо или наоборот для Боровска статус исторического поселения, не рассуждает только ленивый. В этом философском вопросе пытаются разобраться и специалисты, и общественность. А вот тем, кто живёт в доме-памятнике или здании, признанном исторически ценным градоформирующим объектом, философствовать некогда. В этих новых условиях им приходится совершать увлекательный квест под названием «Ремонт и реконструкция собственного жилья». Пройти по такому тернистому пути людям пытаются помочь в региональном Управлении по охране объектов культурного наследия, сотрудники которого регулярно проводят приём граждан в боровской администрации. Одна из таких встреч состоялась в конце прошлой недели.

На капремонт не надейся, а платить по счетам не забывай

Жители дома №9 на площади Ленина за помощью к властям обращаются не впервые. Три года назад в этом шестиквартирнике произошёл пожар. Людей расселили, тем, кому пришлось снимать жильё, выплачивают компенсацию за поднаём. Однако до сих пор дальнейшая судьба дома покрыта туманом. Он является объектом культурного наследия, и огонь его повредил настолько, что капитальным ремонтом здесь, скорее всего, не обойтись. Необходима реставрация, за которую, учитывая статус здания, может взяться лишь компания, имеющая соответствующую лицензию. Прямо пропорциональна высокой ценности дома и стоимость работ, которые проводят такие фирмы.
Не так давно городские власти проводили переговоры с одним из застройщиков, предложив ему взять здание под своё крыло. Однако представители бизнеса кота в мешке не возьмут, сначала им нужно понять, сколько придётся вложить в проект и вычленится ли из этой суммы какая-то прибыль.
В любом случае сперва следует проанализировать, возможен ли в доме капитальный ремонт, за который, к слову, людям исправно всё это время приходят счета, хотя они уже как три года не живут по данному адресу. Изначально жители выбрали общий котёл для аккумулирования вносимых средств. Это значит, что региональный оператор может не только направлять их деньги на «реанимацию» других домов на возвратной основе, но и «занимать» финансы на капремонт дома №9 на площади Ленина. Этим котловой способ и интересен как раз-таки старому жилфонду. Однако узнать о том, на какой год запланированы работы в этом, напомним, ценном с исторической точки зрения доме, люди до сих пор не смогли. Их обращение региональный Фонд оставил без ответа. Зато уже заявил о намерении стрясти с людей долги по счетам через суд. Долги за тот период, когда люди уже стали погорельцами.
Юридически такое требование вполне обосновано. Однако окончательную точку в этом вопросе может поставить лишь сам Фонд, рассказав о планах на капитальный ремонт многоквартирника. Учитывая, что управляющая компания здание больше не обслуживает, все разборки легли на плечи собственников – 80-летних пенсионеров, которым биться сквозь бюрократическую стену не под силу. Осилить её постараются совместно с местной администрацией. Руководство города повторно обратится в Фонд капремонта, предоставив необходимую для определения ремонтной судьбы здания информацию.

От дома остался лишь статус

В заложниках у приказа Минкульта о присвоении Боровску статуса исторического поселения оказываются и частные строения. Есть на улице Пионерской дом 1960 года постройки. Сруб обветшал настолько, что, по убеждению собственника, его стену можно проткнуть рукой. Решив, что это тот случай, когда проще построить новый, чем отремонтировать старый, хозяйка взялась за возведение. В 2017 году новое жильё было построено. Прежнее здание в 2020 году по постановлению администрации перевели в разряд нежилых. В градостроительном плане оно значится как подлежащее сносу. Собственно, всё, что оставалось сделать, – это ликвидировать постройку, но тут настал октябрь 2020-го. Именно тогда на федеральном уровне Боровск получил статус исторического поселения, в границы которого попало и ветхое здание на Пионерской, став «исторически ценным градоформирующим объектом» (ИЦГФО), образующим ту самую «красную» линию и охраняемым законом.
Так как на тот момент хозяйка дома не успела подать в администрацию уведомление о сносе, то теперь она не может ни снести постройку, ни допустить, чтобы оно развалилось от старости (и то, и другое грозит солидными штрафами).
К слову, у дома на Пионерской есть товарищи по несчастью – аварийные, но охраняемые законом дома, на восстановление которых у хозяев попросту нет денег.
Выходов из ситуации два. В первом случае право на снос можно попробовать отстоять в суде. Так и судебная практика появится, которой пока, увы, не хватает в райцентре. Альтернативный путь – выяснить, реально ли выполнить процедуру корректировки приказа Минкульта, которая, судя по количеству подобных обращений, уже более чем необходима.

Кровля раздора

Среди заложников Приказа Минкульта оказался и предприниматель Анатолий МАЗУРИН – хозяин одноимённого торгового дома, выпускающего уникальную продукцию, ставшую брендом Боровского района. За несколько лет компания вытеснила с рынка европейских производителей, превращая каждый день три тонны ягод в сублимированный продукт. Машины, работающие в цехе, собраны на российских заводах и в собственных мастерских предприятия. Вот такое тотальное импортозамещение, по успешности которого ударил новый статус Боровска.
Торговый дом не может ввести в эксплуатацию новое производственное здание, так как Приказом об историческом поселении оно включено в зону регулируемой застройки, где размещение подобного объекта запрещено.
Для того чтобы его узаконить, предпринимателю предложено привести здание в «должный» вид: к примеру, построить вальмовую крышу. «Как я её сделаю? Голубятню сверху поставлю?» – недоумевает Анатолий МАЗУРИН. Дело в том, что конструкция здания не предусматривает строительства подобной крови. «Я могу получить заключение любого уровня, что этого сделать невозможно», – уверен Анатолий Николаевич.
Вот и получается, что одной рукой правительство даёт Анатолию МАЗУРИНУ государственную премию за строительство уникального производства, а приказ Минкульта – запрещает его функционирование.
Отстоять свои права предприниматель пытается в суде. В качестве третьего лица там намерены выступить и представители Управления по охране памятников, которые в ближайшее время подготовят отзыв по архитектурному облику зданий предприятия.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки