Заслужить любовь пациентов
Звания «Народный доктор» официально не существует. Но в обществе оно прочно закрепилось. И, пожалуй, является не менее значимым, чем государственные регалии. Подобного эпитета удостаиваются немногие. Одним из таких специалистов был недавно ушедший из жизни терапевт Анатолий СПИРИН
Он родился в 1958 году в деревне Комлево. Учился во второй боровской школе. О медицине не помышлял, тем более, что в семье никто с ней связан не был. Во 2-й Московский медицинский институт поехал поступать за компанию с одноклассником Павлом ЛУЧИНКИНЫМ. Вдвоём как-то веселее. Оба успешно сдали экзамены. За время учёбы ребята ещё больше сдружились, жили в одной комнате в общежитии. А впоследствии оба на многие годы стали знаковыми фигурами в здравоохранении Боровского района.
После года интернатуры в Калуге Анатолий Петрович вернулся в Боровск и был назначен участковым терапевтом. График напряжённый: в первой половине дня приём в поликлинике, а затем – по вызовам. Да ещё регулярные ночные дежурства. Долгое время СПИРИН обслуживал сельский участок на окраине района – Серединское, Медовники, Пинашино, Горки, Бортники. Вызовов много, поскольку не у каждого больного была возможность добраться до райцентра. Расстояния между населёнными пунктами – по нескольку километров. Их порой приходилось преодолевать пешком – по сугробам, бездорожью. Так что домой возвращался поздним вечером, а рано утром – снова на приём.
Но душевное общение с пациентами помогало восстанавливать силы. Он умел найти нужные слова, чтобы приободрить, поддержать больного. Такие непринуждённые, ни к чему не обязывающие беседы на отвлечённые темы иногда действуют лучше дорогостоящих препаратов.
Поэтому и делились с ним сокровенным, и звали просто – «Петрович». В данном случае это вовсе не проявление панибратства, а скорее, особая форма уважения. Вот и не стеснялись некоторые приходить к СПИРИНУ домой, чтобы проконсультироваться, получить врачебную помощь. Ведь он свой, такой доступный и родной. И Анатолий Петрович всех принимал.
«Безотказный был, – вспоминает врач Лариса ОСИЮК. – Всегда готов подменить коллегу на дежурстве, да и вообще любую помощь оказать, не обязательно профессиональную. Весь наш коллектив очень уважал Анатолия Петровича».
Но ведь доктор тоже человек. Ему тоже требуется иногда личное пространство, которое медик находил в рыбалке, охоте, работе на дачном участке. «Интересно, что к зимней рыбалке Анатолий был до поры равнодушен, не понимал, какое удовольствие в этом находят люди, – рассказывает супруга Лариса Анатольевна. – Пока однажды сын не принёс с водоёма очень большую рыбину. Муж загорелся, решил, что он тоже должен добиться такого результата. Начал изучать особенности подлёдного лова, пристрастился. Не было счастливее человека, когда он возвращался домой с хорошим уловом».
Одним словом, азарт его переполнял. Для СПИРИНА очень важно было вырастить самый большой лук или найти в лесу самый крупный гриб. А потом поделиться трофеями с соседями.
«Мы в одном подъезде прожили 35 лет, – говорит Александр ГОРОХОВ. – Во всём большом доме Анатолий Петрович пользовался огромным авторитетом. Не только как врач, но и как простой человек. Однажды они с женой вышли во двор, чтобы оборудовать перед окнами цветник. И постепенно с вёдрами и лопатами на улице стали появляться другие жильцы – возник стихийный субботник. Когда установили скамейку возле подъезда, там поначалу начали собираться любители устраивать шумные пирушки, похулиганить. Так СПИРИН сумел найти такие слова, что порядок был быстро наведён. И теперь здесь идиллия – днём играют дети, по вечерам пенсионерки воркуют. С этим человеком было очень легко общаться, в его лице я потерял надёжного друга».
Проводить доктора в последний путь пришли сотни жителей района. «Разваливается тот остов, на котором много лет держалась наша районная медицина, – вздыхала какая-то женщина. – За последние годы многие ушли на пенсию, а кто-то – в мир иной. Вот и СПИРИНА потеряли…»
Дмитрий ОДИНОКОВ