Защита домов или популизм?

27 августа 2021 г.

Есть ли будущее у боровских домов-памятников, и почему градозащитники отказываются от предоставленного им объекта культурного наследия, за восстановление которого так ратовали?

Защита домов или популизм?

Есть ли будущее у боровских домов-памятников, и почему градозащитники отказываются от предоставленного им объекта культурного наследия, за восстановление которого так ратовали?

Уже несколько лет в Боровске пытаются «реанимировать» дома, являющиеся объектами культурного наследия. Развитие купечества подарило райцентру восхищающие своей архитектурой здания XVIII–XIX веков постройки, время к которым, увы, беспощадно. В этом году муниципалитет получил статус исторического поселения федерального значения, а значит, сохранение облика уездного города начала XX века стало задачей, выросшей за рамки местного уровня.
Однако вместе с новым статусом деньги на восстановление домов-памятников (читай, сохранение истории) из федерального бюджета никто не дал. С этого уровня достались лишь ещё большие обязательства. Между тем реставрация объекта культурного наследия стоит в разы солиднее, чем здания без такого статуса.
Тем не менее примеры успешного восстановления ценных зданий в Боровске уже есть. Начало такой положительной тенденции положил собственник Дома Наполеона, бизнесмен Александр ПОЛЕТАЕВ, который выкупил участок земли вместе с домом купца Большакова, в котором когда-то принимали царственных особ. Также есть предположение, что именно в нём останавливался Наполеон в ту ночь, когда принял решение об отступлении.

Наполеоновские планы

Сказать, что дома-памятники коммерсанты покупают из жажды прибыли, язык не повернётся. ПОЛЕТАЕВ признаёт: с тем количеством арендаторов, что сейчас разместились в купеческом доме, вложенные в него средства окупятся лишь через 73 года! Тем, кто решается на приобретение такого здания, стоит понимать, что в дополнение к нему они получат невероятное количество обременений: его нельзя снести или перестроить, только воссоздать. Однако не стоит забывать, что, принимаясь за такой проект, инвестор не должен выступать лишь волонтёром, на его реализации он хочет ещё и заработать, что совершенно логично.
Сейчас в Доме Наполеона арендаторы – это детские студии, и объект вышел в плюс. Любой коммерсант знает, что всё, связанное с детским творчеством, не принесёт существенного дохода. А потому сейчас ПОЛЕТАЕВ думает о наполнении арендаторами из других сфер и даже рассматривает продажу объекта, если предложенная сумма вернёт вложенные в него средства.
На вопрос: взялся ли бы он снова за реставрацию памятника архитектуры, бизнесмен не задумываясь отвечает отрицательно, считая, что на этом его добровольческая миссия выполнена. Действительно, если разговаривать исключительно языком бизнеса, то частнику гораздо выгоднее купить большое нежилое помещение в новом жилом комплексе и отдать его в аренду сетевому магазину. Окупаемость такого объекта составит всего три с половиной года, против 73 «наполеоновских».
Тем не менее результат, который важен для муниципалитета и его горожан, достигнут – райцентр получил отреставрированное здание в своём первозданном виде. При этом инвестор не останавливается на достигнутом. В планах обустроить прилегающую территорию (со стороны бывшего здания нашей редакции), обеспечив его пешеходной зоной с аркой и торговыми рядами с парковкой. Таким образом, рынок «перетечёт» из центра, разгрузив площадь.

Домик для счастья

А вот у другого памятника архитектуры история более печальная. Разница в подходе двух инвесторов колоссальная. Речь о доме Щербакова по адресу Володарского, 1/18, который был разрушен выкупившим его собственником. В результате в центре города вместо исторически ценного здания появились рынок и палатки общепита.
Начать воссоздание дома собственник должен был ещё весной 2019 года. Однако до сих пор никаких телодвижений по разворачиванию стройки не наблюдается. Региональное Управление по охране объектов культурного наследия направило иск об изъятии земельного участка. В конце июля дело оказалось выиграно.
Вообще, надо сказать, что центральной части города с воссозданием домов-памятников прямо-таки не везло. В 2017 году с лица муниципалитета оказалось стёрто здание бывшей типографии на площади Ленина, 20. В руины его превратил местный бизнесмен Виталий РЕУКОВ, который при проведении строительных работ знал, что ничего перестраивать он не имеет права: только воссоздать. «Я случайно», – фраза, которой объяснил снос типографии Виталий Георгиевич, в будущем стала крылатой, а предприниматель попал под уголовную ответственность за уничтожение памятника. Сам он, правда, утверждает, что приобретал по документам не объект культурного наследия, такой статус ему придали уже позже, и оспаривает решение фемиды в Верховном суде.
И пусть вину свою коммерсант не признал, но делает всё, чтобы отстроить новое здание по образу и подобию уничтоженного. «Предприниматель пытается провести экспертизу здания, согласовывает проект с Управлением по охране объектов культурного наследия. Разрешение на строительство ему получать в Калуге, где состоялось уже несколько совещаний на тему восстановления здания», – рассказала мэр Боровска Анжелика БОДРОВА.
Насколько успешным окажется итог, сам Виталий Георгиевич пока говорить не берётся, отмечая, что хоть Управление по охране объектов культурного наследия и идёт ему навстречу, но здесь он оказался в заложниках закона. «Пытаемся найти выход из ситуации. Никто не берётся за экспертизу этого здания, потому что на него нет никаких документов, по которым можно было бы заняться восстановлением», – рассказал предприниматель.
Полоса невезения исторических зданий площади Ленина прервалась, когда арт-группа «Бюро» взялась отреставрировать купеческий дом №25, превратив его в «Домик счастья», ставший точкой притяжения для туристов. Атмосферная кофейня с сувенирной лавкой, выставочным залом и шикарной смотровой площадкой оказались примером того, как надо восстанавливать здания, несущие историческую ценность.

Чего стоим?

А другое здание на площади: Ленина, 22 (Дом Писарева с чайной) до сих пор простаивает. В апреле прошлого года его попросил в безвозмездное пользование председатель областной общественной организации ВООПИиК Владимир КОБЗАРЬ – той самой, что занимается охраной памятников истории и культуры. Той самой, что несколько лет назад встала на защиту аварийных домов, подлежащих сносу, спровоцировав скандал федерального уровня. Его итогом стало создание местного совета по сохранению объектов культурного наследия, в который вошли как градозащитники, так и представители власти. На заседаниях общественники неоднократно утверждали, что у них есть связи и спонсоры, которых можно привлечь для реставрации зданий, а положительный опыт такого сотрудничества имеется по всей стране.
Год назад боровская Дума пошла навстречу градозащитникам, согласовав предоставление в безвозмездное пользование помещения на площади Ленина, 22. В нём ВООПИиК намеревалась разместить не только своё отделение, но и Центр русского космизма с музеем Фёдорова, библиотекой-чайной, галереей Прянишникова, штабом волонтёров «Том Сойер Феста» и театральным пространством для людей с особенностями развития.
Таким образом, город бы, возможно, получил великолепную точку притяжения для туристов. Если бы не одно классическое «но». На сегодняшний день помещение требует капитального ремонта. По самым грубым подсчётам, экспертиза и «реанимация» дома обойдутся в пять-семь миллионов рублей.
С момента решения Думы прошло больше года, однако никаких телодвижений со стороны ВООПИиК не произошло. Оказалось, договор безвозмездного пользования общество так и не заключило. Ответ на вопрос: почему, «Боровские известия» поискали у самого председателя местного отделения общества. Собственно, главных причин Владимир КОБЗАРЬ называет две. Основная: пункт, предписывающий обязательство по ремонту здания. «Говоря простыми словами, если администрации не понравится тот ремонт, который мы сделали, помещение отберут», – объясняет Владимир Алексеевич. В числе других настораживающих нюансов договора он называет срок, на который власти дают ВООПИиК дом: десять лет. «Когда у нас закончился договор пользования помещением на Советской, 6а, то нам его депутаты не продлили без объяснения каких-либо причин. Хотя тот объект стал очень популярным среди туристов. Сейчас мы вложимся в дорогой ремонт Ленина, 22, а через десять лет нас попросят освободить здание?» – прогнозирует КОБЗАРЬ.
Если посмотреть на решение Думы, то ничего сверхъестественного муниципалитет и не просит. Так как дом не простой, а со статусом объекта культурного наследия, то на него наложены охранные обязательства. В соответствии с ними в течение года после заключения договора пользования ВООПИиК надлежит разработать проект реставрации дома. А по завершении подготовки документации провести сами работы в течение ещё одного года.
Удовольствие это – не из дешёвых, но вряд ли градозащитное общество, ратующее за сохранение объектов культурного наследия, этого не знало. Что же до десятилетнего срока пользования, то здесь претензия вообще непонятна. В своём обращении в боровскую администрацию Владимир Алексеевич сам просит дать ему помещение на десять лет. Ну что ж, сколько просили, столько и дали. Что же будет потом? Да как решит хозяин дома – муниципалитет. Ведь, арендуя съёмную квартиру, мы выбираем ту, что подходит нам, а потом обживаем её, не зная, когда собственник укажет на дверь. Не хочешь жить неизвестностью, покупай квадратные метры и распоряжайся ими как хочешь.
Так что тут получается либо игра в гляделки с администрацией (помещение хочется, но страшно, что отберут), либо популизм, когда дальше слов – мы хотим восстанавливать исторические здания – дело не идёт, а дом продолжает простаивать.
Между тем, по мнению мэра Боровска, если бы пл. Ленина, 22 выставили на аукцион, то покупатели непременно нашлись бы. «Это ведь самый центр города. Можно разместить хоть гостиницу, хоть кафе», – убеждена Анжелика БОДРОВА.
Так что сейчас, на наш взгляд, картина выглядит следующим образом: пока те, кто именует себя защитниками культурно-исторического наследия города, ищут причины, чтобы не браться за реконструкцию одобренного им здания, и кричат, что администрация уничтожает историю города, что делают «разрушители»?
А они продолжают активные поиски инвестора для, пожалуй, самого красивого дома Боровска – кружевной усадьбы Шокиных. Вернее, таковым он может стать после реставрации. Сейчас идут обсуждения нюансов передачи с очередным спонсором, но здесь администрация, что называется, боится сглазить, ведь на резной дом засматривались уже многие, но как только дело доходит до разговоров о механизме и тонкостях восстановления, инвесторы уходят.
В начале этого года нашёлся хозяин для дома №11 на Володарского, того самого, что не дали снести градозащитники. Впоследствии он не был признан объектом культурного наследия, но ценен, как градоформирующий. Новый собственник обязался восстановить его и разместить в нём гостиничный комплекс. Сейчас он готовит проект.
В третий раз отправились на аукцион дома №31, 50, 86 на Калужской. Есть шанс, что в этот раз он завершится заключением договора продажи. Как рассказала Анжелика БОДРОВА, желающие приобрести здания появились.
Так кто в данной ситуации пытается спасти здания от разрушения, а кто этому препятствует? Ведь кричать: «Волки!» – это одно, а взяться за инструмент и построить безопасный забор от них – совсем другое.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки