Забраться на вершину и сверху посмотреть на мир
24 сентября в районном Доме культуры состоялась творческая встреча с известным артистическим и семейным дуэтом. В гости к боровчанам приехали уроженец Боровского района Борис ТОКАРЕВ и его супруга Людмила ГЛАДУНКО
Их познакомило кино
Они познакомились, когда им было по 15 лет, и подростков пригласили сниматься в фильме «Где ты теперь, Максим?».
ТОКАРЕВ: «В моей родне никто не имеет отношения к искусству. Мама – воспитатель в детском саду, отец – военный. То, что я оказался в кино, – чистое везение. Наша семья тогда уже жила в Москве, на Большой Бронной. Там же находилась и школа, где меня нашли ассистенты по актёрам киностудии имени ГОРЬКОГО для участия в фильме «Спасённое поколение», выбрав из множества сверстников. Шёл 1959 год. На тот момент мне было 12.
Потом последовали другие картины. А ещё мне доверили вручать цветы Никите ХРУЩЕВУ на XXII съезде КПСС. Перед съёмками фильма “Где ты теперь, Максим?” мне показали фото девочки, которая должна была стать моей партнёршей, и в шутку сказали: “Смотри, не влюбись”. Но я влюбился. Хотя фотография была не очень удачной. К тому же актрису коротко подстригли, поскольку по сюжету она должна была походить на мальчика. Но какие выразительные у неё были глаза!..»
Людмила, в отличие от Бориса, росла в артистической среде. Её мама – Заслуженная артистка РСФСР Маргарита ГЛАДУНКО («Часы остановились в полночь», «Тридцать три», «Седьмое небо», «Огарёва, 6»). Вместе они снялись в фильме «Весенние грёзы».
ГЛАДУНКО: «Я впервые увидела Бориса на афише и что-то притягательное почувствовала в этом образе. А вскоре мы встретились на съёмочной площадке. Хотя меня в фильме “Где ты теперь, Максим?” могло и не быть. Режиссёр Эдмонд КЕОСАЯН почти отчаялся найти подходящую актрису под образ Динки по прозвищу Рысь. И тогда мой отчим – заслуженный артист РСФСР Виктор АВДЮШКО предложил мою кандидатуру. Получилось удачно».
С тех пор они неразлучны. Вместе поступили во ВГИК (учились у прославленных педагогов Бориса БИБИКОВА и Ольги ПЫЖОВОЙ). После окончания института в 1969 году поженились. Вскоре родился сын Степан, который стал кинопродюсером.
Трёшка из коробка
ТОКАРЕВ: «У меня в Боровском районе глубокие корни. В деревне Киселёво жили мои бабушка и дедушка, потом родители, тётки. И я здесь родился, и крестили меня в местном храме. Рядом с ним могилы родственников. Сестра Татьяна построила тут дачу и каждое лето сюда приезжает. Мамина старшая сестра жила в Боровске и работала на фабрике “Красный Октябрь”.
Когда мы переехали в Москву, я на каникулах всегда приезжал в Киселёво. Не только отдыхал, но и деньги зарабатывал. Как-то пас телят и получил три рубля. Не зная, как эти деньги потратить, я упаковал купюру в спичечный коробок и спрятал куда-то за комод. А потом уехал в Москву и забыл про эту заначку. Много лет спустя я приехал навестить тётку. Она показывает мне этот коробок и спрашивает: “Борь, это не твоё?”
Конечно, одним из главных развлечений было кино. Как мы радовались, когда в старенький деревенский клуб приезжал из Балабанова киномеханик. Помещение было маленьким, и часто бывало, что взрослые сидели на стульях, а дети размещались на полу. Я много раз посмотрел первый фильм “Два капитана”, снятый в 1956 году. Мог ли тогда представить, что сыграю главную роль в новой экранизации этой повести?»
Достучаться до зрителя
В августе 1947 года Борис Васильевич своим рождением спас жизнь своему отцу. Дело было так. Василий ТОКАРЕВ вместе с другими военнослужащими участвовал в заготовке сена, управлял косилкой. Вдруг откуда-то появился паренёк и кричит: «Василий Степанович, бегите в деревню, у вас там сын родился!» Услышав радостную новость, ТОКАРЕВ метнулся в сторону Киселёва. Пробежав несколько десятков метров, он услышал позади взрыв – солдат, взявший на себя управление косилкой, подорвался на мине, оставшейся после войны.
Василий Степанович прошёл и Финскую войну, и Великую Отечественную. Он оказал большое влияние на воспитание сына. Впоследствии это проявилось, когда, став артистом, Борис создавал яркие и правдивые образы героев Отечества – людей мужественных, справедливых, открытых. Как признаётся актёр, «все военные фильмы – это посвящение отцу».
Его персонажам зрители верили. Санька ГРИГОРЬЕВ из «Двух капитанов» стал кумиром молодёжи. После выхода фильма резко увеличилось число заявлений в военные училища. А фильм «Горячий снег» снимали в условиях, максимально приближённых к реальности, – в трескучий мороз, с использованием боевых снарядов.
ТОКАРЕВ: «Чем всегда славилось отечественное кино? Своей глубиной, умением достучаться до зрителя, что-то перевернуть в его душе. А сейчас всё больше акцент делается на внешние эффекты. Кинематография постепенно уходит от проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями.
На студии “Дебют” мы сняли фильм “Золотая рыбка”. Он рассказывает о двух мальчишках-братьях, которые во время Великой Отечественной войны оказались в эвакуации в Ташкенте. И вот война кончилась, ребята ждут, когда за ними приедет отец. А тот, тяжелораненый, лежит в госпитале на другом конце страны. Братья собирают деньги, чтобы купить золотую рыбку, которая должна помочь им встретиться с отцом. Фильм собрал множество наград на кинофестивалях, но на широкий экран не вышел, прокатчики от него отмахнулись. Для них ценность фильма определяется прибылью, которую он может принести. А если эту картину показывать школьникам, то она может дать куда больший эффект, чем лекции о патриотизме.
Я сказал и губернатору Калужской области, и министру культуры, что готов приезжать на свою Родину, встречаться со школьниками и проводить уроки патриотического воспитания, основываясь на своих фильмах».
Этот творческий дуэт пытается делать кино, соответствующее нашей великой истории, литературе. Стараются открывать для себя и для зрителя новые темы, не опуская при этом нравственную и интеллектуальную планку. Взять, например, сериал «Моя Пречистенка». В нём показана судьба нескольких поколений трёх семей из одного московского двора, а через них – история всего XX века. По мнению писателя Юрия ПОЛЯКОВА и других известных деятелей культуры, эта работа оказалась недооцененной. По мнению Людмилы Михайловны, у нас немало хороших молодых режиссёров, сценаристов. Многие реализуют свои таланты благодаря студии «Дебют», где ГЛАДУНКО – художественный руководитель, а ТОКАРЕВ – генеральный продюсер. Но вот парадокс – на кинофестивалях фильмы получают множество наград и положительных отзывов, набирают миллионы просмотров в интернете, а на широкий экран не выходят.
Вечные вопросы
Ещё одним детищем семейно-творческого дуэта стал восьмисерийный фильм «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды». Это одна из новых творческих высот. Как говорит Борис Васильевич, «всегда очень хочется забраться на очередную вершину и сверху посмотреть на мир». Они не побоялись взяться за очень сложную тему.
ГЛАДУНКО: «Это был колоссальный труд. Мы изучили множество материалов о жизни известного прорицателя, астронома, врача, математика, поэта. Но самым сложным было гармонично вписаться в этот тонкий мир Востока. Не сразу удалось добиться взаимопонимания с местными руководителями. Поначалу они отнеслись к нам с некоторой опаской, полагая, что мы снимем какой-нибудь пасквиль на мусульманскую религию. При этом разные страны (а мы снимали в Иране, Узбекистане) веками спорят, какому народу принадлежит Омар Хайям. А мы дали понять, что такая великая личность – это достояние всего человечества, и об этой личности собираемся снять очень серьёзное, глубокое кино. За время работы открыли для себя новые грани удивительного мира Востока – его истории и культуры.
10 дней назад этот фильм был выложен в интернет, и по дороге в Боровск я узнала, что за это время он собрал более миллиона просмотров. Картину купили многие восточные страны. Почему она так интересна? Да потому что здесь идёт рассуждение о вечном, о душе, поднимаются вопросы, которые терзают людей всех национальностей во все времена. Огорчает только, что российские телеканалы проигнорировали эту работу».
40 лет спустя
В своё время Борис ТОКАРЕВ решился отразить в кино щекотливую тему народничества, влияния интеллигенции на народ и народа на интеллигенцию, взаимоотношений между разными сословиями. Ровно 40 лет назад он снял драму «Нас венчали не в церкви», где одну из главных ролей сыграла Людмила ГЛАДУНКО. Это был его режиссёрский дебют в полнометражном кино, и сразу такой сложный материал.
Все натурные съёмки проходили в Боровске. Наши гости в ходе нынешего визита прогулялись по местам съёмок, вернулись в ту атмосферу, испытали не только ностальгию, но и горечь от того, что каких-то объектов уже нет. На творческой встрече вспомнили некоторые интересные факты. Например, знаменитый романс ШВАРЦА на стихи ОКУДЖАВЫ «Любовь и разлука» был написан специально для фильма, после чего обрёл самостоятельную жизнь. «Чем дольше живём мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса», – есть там такие строки. Вот и ТОКАРЕВА с ГЛАДУНКО с возрастом всё больше тянет к истокам.
Гостей поприветствовали глава районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ и заведующая отделом культуры Ирина БАШКИРЁВА. Вручили подарки и пожелали новых встреч с боровчанами.
Борис Васильевич ТОКАРЕВ
Родился 20 августа 1947 года в деревне Киселёво Боровского района. Актёр, режиссёр, продюсер. Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ. Вице-президент Гильдии актёров кино России, генеральный продюсер кинокомпании «Дебют» Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, премии Ленинского комсомола. Награждён Орденом Дружбы, Орденом Почёта. Снялся в нескольких десятках фильмов и сериалов, в том числе: «Два капитана», «Горячий снег», «А зори здесь тихие», «Это мы не проходили», «Александр Маленький», «Морской характер», «От зари до зари», «Гол в Спасские ворота», «Досье детектива Дубровского», «Последний бой майора Пугачёва», «За всё в ответе», «Вы мне писали».
Людмила Михайловна ГЛАДУНКО
Родилась 31 мая 1947 г. в городе Хмельницкий. Актриса, сценарист, режиссёр. Заслуженная артистка РФ, художественный руководитель кинокомпании «Дебют». Снялась в нескольких десятках фильмов и сериалов, в том числе: «Русское поле», «Единственная», «Нас венчали не в церкви», «Ещё люблю, ещё надеюсь», «Площадь Восстания», «Чистые пруды».
Дмитрий ОДИНОКОВ