За инновациями – будущее!
Три школы района успешно реализуют программу персонализированной модели образования, а с сентября её опробуют и в кривской. Так что это такое и с чем это «едят»? Пожалуй, стоит разобраться
Три школы района (боровская ноосферная, балабановские первая и четвёртая) успешно реализуют программу персонализированной модели образования, а с сентября её опробуют и в кривской. Так что это такое и с чем это «едят»? Пожалуй, стоит разобраться
Расставляя приоритеты
Вначале, несомненно, стоит упомянуть о том, что время неумолимо движется вперёд, технический прогресс заставляет всех нас учиться чему-то новому, пользоваться гаджетами, познавать азы современных программ. И если мы, взрослые, можем подолгу «залипать», разбираясь в том, как работают смартфоны и планшеты, сайты и соцсети, то наши дети «плавают» во всём этом, как рыбы в воде. И, конечно, каждому из родителей хочется, чтобы любые знания его ребёнка были направлены в нужное русло и, если говорить о школе, правильно оценивались не только педагогами, но и самим чадом.
Всё это и многое другое возможно сделать в образовательных учреждениях при помощи инновационных проектов. Один из них – «Персонализированная модель образования» – появился в России в 2018 году. Он разработан методологами Петербургского университета имени Герцена при активной поддержке фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«Каждый из нас воспринимает информацию по-разному: у кого-то больше развита зрительная память, у кого-то слуховая, и количество времени на обработку для всех индивидуально. Так вот, персонализированная модель даёт возможность каждому ребёнку усваивать данные в своём ритме. Само изложение материала учителем происходит мягко. Благодаря работе ПМО есть возможность давать детям задания в виде тестов, составления задач, видеоматериалов. Здесь ребёнок с помощью педагога составляет себе учебный план и выбирает тот способ усвоения материала, который ему более удобен, – рассказала первопроходец проекта в Боровском районе, директор ноосферной школы Елена ЗУБЧЕНКО. – Также хочется отметить, что задания на платформе «СберКласс», на которой мы непосредственно занимаемся, повышают читательскую грамотность детей. А ведь именно этот критерий является одним из главных при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, всероссийских проверочных работ».
Одна из первых
На одной из педагогических конференций министр образования и науки региона Александр АНИКЕЕВ подробно рассказал представителям школ области о подходах и принципах программы и предложил коллективам, готовым освоить необходимые навыки, опробовать новейшие разработки, так сказать, на себе.
А уже в январе 2019 года боровская ноосферная активно включилась в работу по внедрению персонализированной модели образования. К своей цели дружный коллектив шёл целенаправленно, выполняя все требования по пунктам. В первую очередь в учреждении проанализировали материально-технические возможности, кадровый ресурс и ученический потенциал. Затем прошла многоуровневая переподготовка педагогов, при поддержке Минобразования области в школу закупили необходимое оборудование для 75 учеников трёх классов, а при помощи района перенастроили сеть Интернет и установили приобретённую технику.
«Команда педагогов участвовала в тренингах, вебинарах, проходила онлайн-тестирования, которые проводили организаторы проекта, активно подключалась к разработке модулей по дисциплинам. Из 18 учителей, работающих в среднем звене, переобучились 14, – поделилась руководитель учреждения. – Всё это позволило нам запустить проект с сентября 2019 года в пятом, шестом и седьмом классах по пяти учебным предметам и стать одной из 15 школ в Российской Федерации, в которых реализуется «Персонализированная модель образования». К слову, с нового учебного года заниматься по инновационной программе будут уже ребята с третьего по десятый классы: ученики 3–4-х – бесплатформно, начиная с пятого – с использованием цифровых ресурсов».
«Боровская ноосферная – первое образовательное учреждение района, которое успешно вошло в проект, став на уровне Калужской области школой со статусом «модельная». И это заслуга всего дружного, целеустремлённого коллектива, за что педагогам хочется сказать огромное спасибо, – добавила заведующая информационно-методическим кабинетом Районного отдела образования Елена МУРАШОВА. – Сегодня на базе учреждения проходят семинары и вебинары для педагогов из других школ России. Учиться к нам приезжали даже из Кирова и Воронежа».
Благодаря современным кабинетам
Набрались опыта у коллег и учителя балабановских первой и четвёртой школ. В этих образовательных учреждениях ПМО начала работать в полную силу с сентября 2020 года. «Несомненно, преимуществом для нас является кабинет «Цифровая образовательная среда», оборудованный по последнему слову техники. Имея в нём современные ноутбуки и всё необходимое для реализации проекта, мы тоже решили попробовать. В первый год использовали платформу только в одном классе. Все семь педагогов-предметников, которые ведут у ребят занятия, в течение года прошли курсы и получили соответствующие сертификаты, – говорит директор первой балабановской школы Людмила КНЯЗЕВА. – Да, были определённые трудности в обучении, дистант внёс свои коррективы: учителям пришлось освоить большое количество материала, занимаясь онлайн, но мы справились. Большое спасибо заведующей методкабинетом РОО Елене МУРАШОВОЙ за поддержку, руководству и педагогам боровской ноосферной, на базе которой прошли первые семинары, за переданный опыт, а также за возможность наглядно увидеть наработанный материал, который они применяют. К слову, с сентября мы планируем внедрить ПМО ещё в одном классе».
С нового учебного года в программу включатся и ученики кривской школы. И это пример того, что реализовать её можно и в учреждениях с небольшим числом обучающихся. Ведь в деревне получают образование 275 детей. «Пятые-шестые классы с сентября приступят к занятиям на цифровой платформе, – рассказала директор школы Елена СЕЛЕЗНЁВА. – Наши педагоги ещё не были на курсах переподготовки, но посетили двухдневный методический семинар, который проходил в Боровске. Думаю, что со временем этот флаг подхватят и другие образовательные учреждения района – присоединятся к реализации «Персонализированной модели образовании».
Главное – желание
Многие родители могут подумать, что «Персонализированная модель образования» – проект цифровизации, но они ошибаются. «Это современная методология, позволяющая учителю и всему педагогическому коллективу видеть уровень развития ребёнка относительно себя самого. И в данном случае цифровой ресурс просто выступает помощником. Благодаря специальным программам ученик также может оценить свои навыки в разных сферах образовательной деятельности», – пояснила Елена ЗУБЧЕНКО.
«У многих мам и пап неправильное представление о проекте. И «Цифровая образовательная среда» воспринимается ими в штыки, ведь трактуют это словосочетание, как переход на дистанционное обучение. Но это не так! Поэтому мы всегда стараемся объяснить родителям, что цифровые ресурсы – те инновации современного времени, которые позволят нашим детям получить достойный уровень образования», – дополнила Людмила КНЯЗЕВА.
«Дети, обучающиеся в рамках «Персонализированной модели образования», попадают в проект только с согласия их родителей, которые, в свою очередь, тоже понимают, что таланты ребёнка нужно взращивать. А ПМО – это отличная возможность развивать способности учеников, – добавила директор четвёртой балабановской школы Надежда РАСЧЁСКОВА. – Существует, на мой взгляд, только одна проблема – педагогический голод. Именно нехватка молодых, целеустремлённых, готовых повести за собой учителей не даёт нам, так сказать, расправить крылья и осуществить всё задуманное».
Подводя итог, хочется отметить, что всё познаётся в сравнении, и, кто бы что ни говорил, инновации – это наше будущее. И в доказательство тому цифры. Ведь в 2018-м, в самом начале реализации проекта, в него включились всего 15 школ страны (из них – три из Калужской области), а в этом году их уже 350 (в том числе 68 образовательных учреждений нашего региона).
«Пройдя весь этот путь: от подготовки до реализации ПМО, хочу сказать, что проект могут реализовать как огромные школы мегаполисов, так и сельские образовательные учреждения с небольшим числом учащихся. И здесь главное – желание!» – подытожила директор боровской ноосферной Елена ЗУБЧЕНКО.
Анастасия ВЯТКИНА