Все билеты проданы!

31 августа 2022 г.

Сегодня в кинотеатрах редко наблюдаются аншлаги. В Боровске кинозал РДК (единственная киноточка в городе) на полсотни мест не заполняется и наполовину. А ведь в советское время в райцентре работало одновременно несколько учреждений кинопоказа! И ни одно не испытывало недостатка зрителей. День отечественного кино – хороший повод вспомнить историю наших кинотеатров

Все билеты проданы!

Заветный 12-й ряд

В 50-е годы прошлого века центральный кинотеатр Боровска разместился в бывшем доме булочника СЕРГЕЕВА на площади ЛЕНИНА. Теперь это двухэтажное каменное здание на пересечении с улицей Володарского представляет собой офисный центр. Старожилы помнят уютный вестибюль, где можно было с пользой провести время до начала сеанса: послушать духовой оркестр, поиграть в шашки, шахматы, полистать подшивки печатных изданий. Большой популярностью пользовался самый главный журнал о кино – «Советский экран». На стенах были развешены фотопортреты известных актёров с краткой их биографией. На окнах висели тёмно-зелёные бархатные шторы. Во время выборов здесь проходило голосование.
В зал на 200 мест проходили по звонку. Наиболее престижными считались зрительские места на балконе. А внизу популярностью пользовался предпоследний, 12-й ряд, рядом с которым стояла железная печка. Эти места пользовались спросом у влюблённых парочек.
«Помню, мы, мальчишки, придумывали разные способы проникнуть в зал, если не было денег на билет, или, к примеру, шёл фильм из разряда «Дети до 16 лет не допускаются», – вспоминает боровчанин Александр ИЛЬИН. – Например, когда после окончания фильма открывались запасные двери, мы могли незаметно прошмыгнуть сквозь поток выходящих зрителей и спрятаться под стульями или за массивными шторами. А когда начинался следующий сеанс и в зале гас свет, мы также незаметно выползали из своих укрытий».
Краеведу Владимиру БОЧЕНКОВУ попала в руки брошюра «Из опыта работы киносети Калужской области», которая была выпущена в 1958 году. Из неё следует, что уже к 1 октября боровский кинотеатр выполнил годовой план. «Валовый сбор средств в целом за год составил 130 процентов, по зрителям план выполнен на 119 процентов. Директор А. Смородин сумел наладить хорошую работу по привлечению публики. В идеальном порядке поддерживают аппаратуру П. Лаушкин и Н. Дёмин. По итогам второго квартала боровскому кинотеатру было вручено переходящее красное знамя областного управления культуры и обкома профсоюзов».
Учреждение жило насыщенной жизнью: работал кинолекторий, устраивались недели документального кино, проводились акции по случаю юбилейных дат. Например, с 10 октября по 10 ноября 1957 года проходил месячник патриотического кино, посвящённый 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Демонстрировались такие фильмы как «Человек с ружьём», «Юность Максима», «Броненосец Потёмкин», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Чапаев», «Котовский». Эти картины увидело 4600 боровчан.

А зрители кричали: «Сапожники!»

Надежда Алексеевна ЛАРИЧЕВА – одна из немногих ныне живущих бывших сотрудниц кинотеатра. Она с большой благодарностью вспоминает время, проведённое в этом учреждении.
- Я пришла сюда в 1960-м году помощником киномеханика. Премудростям профессии обучалась по ходу работы. А потом поехала в Калугу, успешно сдала экзамены и получила «корочку». Работать было интересно. Всегда приятно приносить людям радость, дарить им праздник. Нехватки в зрителях мы не испытывали. Обычно проводилось пять сеансов в день. Первый – в 14 часов, последний – в 22. И почти всегда зал был заполнен. Ходили не только боровчане. Напротив кинотеатра находилась автостанция (в этом здании сейчас магазин «Магнит»). Сельские жители в ожидании автобуса предпочитали сходить в кино вместо того, чтобы слоняться по городу. Бывало, мои рабочие смены выпадали на 31 декабря. Думаешь: вряд ли кто-то придёт на последний сеанс в 22. 00. Ведь обычно в это время все уже за праздничными столами сидят. Смотрим, а народу уже больше ползала. Перед самыми интересными фильмами в кассы выстраивались огромные очереди, и не всем желающим доставались билеты. Атмосфера была праздничной: на балкон, выходящий на площадь (он и сейчас существует), выставляли динамики и включали музыку, чтобы её было слышно на улице.
Я радовалась, что причастна к этому удивительному миру кинематографа. И даже небольшие накладки не могли изменить моего отношения к работе. Бывало всякое: и аппаратура выходила из строя, и электричество выключалось. А уж как часто плёнка-то обрывалась…К нам зачастую она попадала уже многократно переклеенная, и в местах склейки то и дело рвалась. В считаные секунды нужно было её перезарядить и пустить фильм с того момента, на котором он остановился. А зрители шумят, стучат по креслам, кричат: «Сапожники!» в наш адрес».
Кстати, почему именно такой эпитет («сапожники») появился в лексиконе зрителей? На этот счёт существует несколько версий. Согласно одной из них, это пошло от басни КРЫЛОВА «Щука и кот», которая начинается словами: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…». Мол, не умеешь – не берись, каждый должен заниматься своим делом. Непонятно только, почему досталось именно киномеханикам. Ведь огрехи в работе бывают у представителей любой другой профессии.
Как бы там ни было, Надежда ЛАРИЧЕВА на зрителей не обижалась. Даже когда на улице ей вслед кто-то кричал (в шутку, по-доброму): «Привет, сапожник!» Наоборот, где-то в глубине души женщине было приятно, что её узнают как работника кинотеатра. Хотя, казалось бы, во время сеанса она скрыта от зрительских глаз. Точно так же оставались невидимыми и её коллеги по аппаратной – киномеханики Пётр КНИЖНИКОВ, Василий ВИНОГРАДОВ, Валентина ПОЛЯКОВА, Антонина ГОРЯЧЕВА. Как представители районной киносети, они «крутили кино» не только в Боровске, но и в сельских клубах.
Стоит вспомнить и других сотрудников. В разное время директорами были Евгений ЗОЗУЛИН, Николай ГУЩИН, Евгений КУЗНЕЦОВ. Служба кассиров, контролёров, билетёров – это Валентина КИРКИНА, Надежда ЛОГВИНОВА, Наталья БАТАЛИНА.
Мастером написания афиш был Анатолий ПЕРОВ. Работы ему хватало – афиши развешивались в разных микрорайонах города. А мальчишки, которым доверяли эти афиши развешивать, получали в качестве вознаграждения билеты в кино.

Кино сквозь щёлочку

Кстати, в Боровске помимо центрального кинотеатра было ещё несколько точек, где показывали кино. Это клуб фабрики «Красный Октябрь», автоколонна, Дом охотника на улице П. Шувалова, рощинский клуб на территории монастыря. Позднее киносеансы стали устраивать в лесном институте на улице Некрасова.
А ещё большой популярностью пользовался летний кинотеатр, который располагался на городище. Это было простое дощатое здание. Сквозь огромные щели в зал проникал свежий воздух с Протвы, и через них же можно было даже смотреть кино, если не удавалось купить билет.
В середине 1960-х он сгорел (точную дату установить не удалось). Пожар случился ранним утром, поэтому никто не пострадал. В ветреную погоду сухое деревянное строение полыхало очень сильно. Пламя едва не перекинулось на соседнюю школу (теперь здесь центр «Гармония»).
Вскоре после этого на освободившемся месте начали строить райком партии, и в народе пошли разговоры, что пожар не был случайностью.

В обратном направлении

В 1969 году на улице Ленина открылся новый типовой кинотеатр «Родина». Во время первого сеанса произошёл курьёзный эпизод. Согласно проекту экран закрывался занавесом. Он должен был медленно раздвигаться одновременно с первыми кадрами. Накануне проверили – всё работает. И вот уже запустили киножурнал (обычно сеансы начинались с документальных роликов, рассказывающих о наших достижениях в различных сферах), а механизм заклинило. Несколько минут потратили на восстановление. После этого решили вообще отказаться от использования занавеса.
Обнаружились и другие технические недостатки. Надежда ЛАРИЧЕВА вспоминает, что плоская крыша иногда протекала, вода попадала в аппаратную. И киномеханики обували резиновые сапоги, чтобы не ударило током.
Одним словом, в прямом и переносном смысле работали под напряжением. В такой обстановке, часто авральной, накладок было не избежать. Один из киномехаников перепутал катушки с фильмом «Неуловимые мстители», зарядил их не в том порядке. Зрители недоумевали по поводу неувязок в повествовании: одного из героев сначала освободили из плена, а потом арестовали и бросили в темницу. Бывало, что кадры начинали идти в обратном направлении или герои ходили вверх ногами.

Глоток воздуха

Но все эти шероховатости не убавили зрительского интереса. И хотя в 1970-х годах телевизоры уже перестали быть роскошью, и кино можно было посмотреть дома по «ящику», к кассам «Родины» по-прежнему выстраивались огромные очереди. Бывало, один фильм шёл по 3-4 дня, и всегда был аншлаг. При том, что зал вмещал 400 человек – в два раза больше, чем в старом кинотеатре.
Киноиндустрия чутко реагировала на изменения времени. 1960-е годы – это эпоха свободы и романтики, поисков и открытий. И фильмы соответствующие: «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича», «Июльский дождь». Стали чаще показывать зарубежные картины – американские, французские, итальянские. Для советских граждан, в большинстве своём не имевших перспектив поехать за границу, это было возможностью заглянуть в другой, незнакомый мир, своеобразным глотком воздуха.
А комедии ГАЙДАЯ… Мой папа, которому довелось побывать на боровской премьере «Бриллиантовой руки» в 1969 году, рассказывал, что зал буквально сотрясался от смеха. Казалось, новое здание вот-вот рухнет. Зрители в экстазе колотили по подлокотникам кресел, стучали ногами по полу.
Спустя десять лет похожий эффект произвёл захватывающий боевик «Пираты XX века», где впервые продемонстрированы приёмы карате, которое в СССР было запрещено. После этого можно было увидеть, как боровские мальчишки во дворах пытались копировать героев боевика. Другие захотели стать лётчиками после первого советского фильма-катастрофы «Экипаж».
Совсем другие эмоции вызвала картина «Маленькая Вера» (1988 г.), ставшая одним из символов перестройки. Причём боровчане потом обсуждали не столько сюжет, сколько откровенные постельные сцены, после которых в отечественном кино уже не осталось ничего запретного. Билеты на такие фильмы, которые называют «кассовыми», было очень трудно достать. Значительная часть квитков распределялась по предприятиям и организациям. Руководителям нужно было не проморгать момент, чтобы загодя подать заявку.
Работала «Родина» с полной нагрузкой. Помимо кинопоказов, проводились концерты, творческие встречи. В утренние часы демонстрировали мультики воспитанникам детских садов. Периодически устраивались коллективные походы школьников. Помню, в 1984 году нас, семиклассников, повели на спецпоказ только что вышедшей драмы Ролана БЫКОВА «Чучело». На экране мы увидели наших ровесников из провинциальной школы, изощрённо издевавшихся над своей однокашницей (её играет Кристина ОРБАКАЙТЕ). Потом мы вернулись в класс и обсуждали увиденное. Тогда этот фильм вызвал большой резонанс. А сегодня жестокость и цинизм киногероев кажутся безобидными шалостями по сравнению с тем, что творят многие современные школьники.

«Родина» ушла с молотка

С середины 1990-х народ стал всё реже ходить в кино. Причины разные: у многих в домах появились видеомагнитофоны, хороших фильмов в нашей стране снималось мало, а людей больше волновали бытовые проблемы, чем вопросы духовности. В конце концов дошло до того, что на сеансы приходили по 5-7 человек (иногда это были компании, которые искали место для выпивки).
Бесконечно так продолжаться не могло, и кинотеатр закрыли. Долгое время здание оставалось бесхозным. Наконец, появился предприниматель, выразивший готовность превратить «Родину» в современный культурно-развлекательный центр. Он вроде бы активно взялся за дело. Разделил помещение на две половины, в одной из которых должен был размещаться кинозал, в другой – молодёжный вечерний клуб. Уже были официально объявлены сроки открытия – апрель 2009 года. Но вдруг работы остановились, арендатор пошёл на попятную, и договор аренды с ним расторгли.
Было ещё Постановление правительства Калужской области «О концепции перспективного развития культурно-исторического и экономического потенциала города Боровска». Концепция предполагала капитальный ремонт и техническое переоборудование кинотеатра. Но всё это так и осталось на бумаге.
Финал банальный: объект выставили на торги, и вскоре здесь появился очередной магазин «Магнит». От кинотеатра остались стены, сохранились фрагменты панно на верхней части фасада. А вот название «РОДИНА» с края крыши исчезло.

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки