Время экстренных мер
Боровск часто страдал от пожаров. Самые страшные из них оставляли от города лишь пепелище. Стараниями общественников в райцентре спасают уникальное строение XVIII столетия, выжившее, несмотря на огонь и войны
Речь идёт о доме ПУХОВЫХ, входящем в ансамбль городской усадьбы на Коммунистической, 96. В сороковые годы эта часть райцентра называлась Красной.
Здание – выявленный объект культурного наследия. Буквально десятилетие назад оно хоть и обветшало, но было заселено жильцами и сохраняло следы былой красоты. До середины2010-х тут ещё проживали потомки первых владельцев.
За несколько лет здание опустело. Неотапливаемое и брошенное, оно на глазах начало разрушаться. Со временем всё чаще сюда стали заглядывать маргинальные элементы, что закончилось пожаром. Многие детали интерьера дома были уникальны: лепнина, паркет, сводчатые потолки, деревянная лестница, изразцовые печи, двустворчатые двери и, конечно, прекрасная арка въездных ворот. Все эти свидетели некогда богатой жизни были либо уничтожены, либо требовали реставрации. Но её не было слишком долго.
Усугублялась ситуация тем, что не все собственники дома были определены; кто-то не успел вступить в права наследования после смерти родственников. Заметную лепту в уничтожение памятника культуры внесли соседи с близлежащих участков, демонтировавшие часть кровли, с которой сыпался шифер.
Влага и перепады температур начали быстрее проникать в сердце здания, усиливая ветшание. Особенно пострадали крыша и межэтажные перекрытия.
Дошло до того, что в мае 2022 года фасад усадьбы ПУХОВЫХ начал рушиться на тротуар. К счастью, никто не пострадал. Но те, кому небезразличен город, поняли, что ждать установления прав собственности уже нельзя.
Экстренные меры
Градозащитники в лице председателя районного отделения Всероссийского общества охраны памятников Сергея ПОПОВА, руководителя областного ВООПИК Владимира КОБЗАРЯ и Владимира КАНУННИКОВА обратились к главе администрации Боровского района Николаю КАЛИНИЧЕВУ с просьбой решить данный вопрос.
Так как здание находится в частной собственности, бюджетные средства тратить на выставление памятника ОКН было нельзя. Местное отделение ВООПИК открыло сбор средств на консервацию кровли. Именно такой шаг позволил бы остановить катастрофическое воздействие осадков.
На клич откликнулись около 15 человек, включая Николая КАЛИНИЧЕВА, мэра Боровска Анжелику БОДРОВУ, руководителя РИЦ Максима БАРИНОВА, сотрудников института искусствознания Министерства культуры и неравнодушных людей из разных городов.
Было собрано почти 75 тысяч рублей, которых хватило на закупку материала и работы. Строители смонтировали обрешётку кровли. На неё был положен гидроизоляционный материал, поверх которого постелили рубероид.
Конечно, градозащитники понимают, что это временная мера. Но без неё Боровск потеряет одно из самых знаковых зданий до того, как собственники найдут средства на восстановление дома. К слову, оформив свои законные права, большинство из владельцев, скорее всего, продадут свои квартиры более обеспеченным лицам. О таком желании красноречиво свидетельствует яркое объявление, красующееся на фасаде. Видимо, это единственный выход в сложившейся ситуации.
Кроме проделанного ремонта, активисты из ВООПИК провели субботник, приуроченный ко Дню памятников и исторических мест. Вооружившись бензопилами и разрешением от единственного на тот момент установленного собственника, они вырубили дикорастущий кустарник. Впридачу была укреплена въездная арка усадьбы.
Как отмечает руководитель местного отделения организации Сергей ПОПОВ, усадьба заслуживает лучшей участи и полноценной реставрации. Но когда она сможет начаться – вопрос сложный. Да и кто возьмётся за столь сложный объект при отсутствии в городе специалистов?
Сохраняя достояние
Общественники не сидят, сложа руки, пытаясь спасти то, что им по силам. Несколько лет подряд члены градостроительного Совета рассылают письма владельцам домов с благодарностью за достойное содержание объектов культурного наследия. А их в райцентре насчитывается 738.
Большая работа идёт и с домовладельцами, решившимися на внешний ремонт, чаще всего это касается фасадов. Особо трепетное отношение у активистов к оконным наличникам. С годами их становится меньше. Боровчане всё больше выбирают пластиковые окна, покрывая свои жилища сайдингом.
«Мы выезжаем к жителям, затеявшим ремонт. Разъясняем, какие материалы можно использовать. Если, несмотря на такие беседы, люди склоняются к сайдингу, помогаем с покупкой дерева. При этом мы выступили с инициативой о принятии в городе программы для поддержки владельцев зданий ОКН. Под неё даже были выделены из бюджета 300 тысяч рублей. Но она так и не была принята», – рассказывает Сергей ПОПОВ.
Несмотря на скромный бюджет в 50 тысяч рублей, общественники смогли убедить или помочь с закупкой материалов на ремонт нескольких домовладельцев. Оказалось, что людей, понимающих и ратующих за сохранение исторического облика Боровска, гораздо больше, чем тех, кто, несмотря на ограничения и возможные штрафы, обезображивают свои дома.
Вот как описывает взаимодействие с жителями в своём телеграм-канале «Боровское наследие» Сергей ПОПОВ: «В прошлом году поступила информация о том, что с купеческого дома 19-го века на улице Володарского демонтированы резные оконные наличники – главное украшение фасада… Владимиром КОБЗАРЕМ было принято решение забрать три из них для реставрации. Не спеша были восстановлены недостающие детали по точному образцу сохранившихся. Какое же удовлетворение мы получали в процессе установки, когда слышали восторженные слова проходящих мимо соседей, восхищавшихся красотой дома по возвращении его былого декора».
Бывает, что активисты, приезжая на место ремонта, слышат о том, что владельцы ни при каких условиях не собираются избавляться от резного чуда, украшающего окна. Чаще всего боровчане говорят о том, что эти наличники были вырезаны дедом или прадедом, жившим в том же доме. Это предмет гордости и сохранения преемственности, живой символ семейных традиций, согревающий сердца и радующий глаз потомков тех людей, кто вкладывал душу для создания неподражаемого облика нашего города.
Александр САМСОНОВ