Вооружены и опасны
Практически ежегодно школы становятся местом для массовой стрельбы. Оружие в руки берут дети. Как не дать «скулшутингу» прийти в Боровский район, как уберечь наших детей от промывки мозгов и работают ли на практике принятые меры безопасности в образовательных учреждениях, разбирались «Боровские известия»
Наша страна до 2014 года и не знала, что такое «Колумбайн» (признана в РФ террористической и запрещена) или «скулшутинг». До того времени массовые убийства, когда дети погибают от рук своих одноклассников и сокурсников, стремительно набирали обороты на Западе.
Рождение этой субкультуры датируется 20 апреля 1999 года, когда двое учеников старших классов устроили бойню в школе «Колумбайн» штата Колорадо. Тогда они убили 12 учеников и одного учителя, ранили ещё 23 человека, после чего покончили с собой.
Развитие интернет-сообществ, где школьные стрелки возводятся в ранг кумиров, привело к распространению «скулшутинга». В том числе и на территорию России.
Цифры шокируют: только в прошлом году в нашей стране МВД зафиксировало в школах 15 инцидентов, связанных с «Колумбайном», в 12 регионах РФ.
Каждый под прицелом
Что же делается в Боровском районе, чтобы запрещённое течение не пришло в наши школы, и какие методы можно считать рабочими? Как рассказывают представители отдела образования, помимо профилактических бесед и уроков, работа школы направлена на то, чтобы выявить потенциально опасных учеников, на коррекцию поведения агрессивных подростков. Не стоит забывать и о дополнительном образовании. Занятость в кружках и секциях не даёт времени детям думать о глупостях. Из состоящих на учёте в ПДН ребят, 60 процентов занимаются в школьных кружках, спортивных секциях и волонтёрских организациях.
Много рассказывают ребятам и о безопасности в сети Интернет, ведь именно там дети черпают лишнюю информацию. Так, к примеру, в школах района на всех компьютерах, используемых учениками, стоят системы мониторинга просматриваемого контента.
Пожалуй, основная цель в профилактике «скулшутинга» – не допустить попадания оружия на территорию школы. И учитывая печальный опыт, рабочего метода пока в нашей стране не придумано.
Можно, конечно, собрать список детей, у чьих родителей хранится оружие, требующее разрешения. Но, во-первых, практика показывает, что иногда бойня в школах происходит из самоделов, лицензия на которые, естественно, не предусмотрена, а во-вторых, непонятно, что делать с этой информацией дальше. «Мы сузим таким образом лишь потенциальный круг подозреваемых, но если старшеклассник поставил себе задачу – найти оружие, то рано или поздно он это сделает. А потому внимание нужно обращать на всех без исключения детей, а не на определённую группу», – считает руководитель районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ.
Эти слова подтверждает случай в одном из российских регионов, когда целый арсенал самодельного оружия правоохранители изъяли у отличника и спортсмена, на которого никогда по вышеуказанному принципу не пало бы подозрение.
Основная причина – буллинг
Не дают полной гарантии безопасности и проверки условий хранения оружия. Как рассказывают представители местной Росгвардии, перед визитом владельца предупреждают о времени прихода, что позволяет тому привести всё в порядок. Между тем в нашей области уже был случай, когда охотник бросил ружьё после возвращения домой в открытом доступе на диване. Оружие увидел племянник, решил поиграть и выстрелил себе в подбородок. «Внезапные проверки Росгвардия позволить себе не может из-за небольшого количества сотрудников, которые занимаются выездами, обслуживая около 10 тысяч человек», – рассказывают они.
Правоохранители Боровского района убеждены: главный фактор, который толкает подростков на убийство в школах, – ненависть к одноклассникам или учителям. А потому очень важно своевременно сообщать о фактах буллинга в отношении любого ребёнка. «В первую очередь задача классного руководителя в этом направлении – выявлять детей, которые начинают быть изгоями в коллективе, выбиваться из него. Школы должны сообщать об этом нам, а мы уже будем смотреть: хранится ли у родителей таких учеников оружие, чем они занимаются в соцсетях, на какие группы они подписаны и с кем общаются», – считают сотрудники районного ОМВД.
Собственно, такая работа уже ведётся инспекцией ПДН совместно со школами. В прошлом году проверки прошли по пяти случаям подозрительного поведения подростков района в соцсетях. К счастью, никаких подтверждений эти факты не нашли.
Храм знаний или неприступная крепость?
Отдельный разговор – вопрос доступа и охраны самой школы. Николай КАЛИНИЧЕВ считает, что среди ЧОПов необходимо проводить учения без уведомления, чтобы реально оценить ситуацию, можно ли пронести в образовательное учреждение опасное оружие, а также посмотреть на реакцию охраны в условиях, приближенных к настоящим. Как показывает практика других регионов, часто ЧОП оказывается попросту не готово к таким инцидентам.
Районные правоохранители сообщили, что рабочая схема организации таких учений с использованием тест-предметов есть, и в ближайшее время охранным предприятиям школ придётся пройти подобные учения. Тем не менее, если вспомнить последний случай стрельбы в брянской гимназии, то там школьница пронесла ружьё в тубусе. При этом, как отмечают стражи порядка, у сотрудников ЧОПа нет оснований досматривать ребёнка. Это может делать инспектор ПДН, но в каждую школу его, по понятным причинам, не поставить. Более того, тубус, лыжный чехол и рюкзак априори не вызовут никаких подозрений ни у охраны, ни у педагогов. А рамки-металлоискатели на входе пищат и на монетки. Так что насколько результативными окажутся подобные учения, большой вопрос.
Тем не менее глава районной администрации считает: нет ничего страшного в том, что охранник попросит открыть рюкзак или тубус для осмотра ученика, у которого запищала на рамке та или иная вещь. «Это в любом случае меньшее из зол. Поэтому какая-то разумность в действиях
ЧОПов должна быть. И взбадривать их периодически нужно. Мы платим из районного бюджета существенные средства вовсе не для того, чтобы они просто сидели и скучали. Поэтому такие “репетиции” нужно проводить регулярно», – убеждён Николай Александрович.
Жизнь по бумажке
Иногда федеральные законы оказываются несовершенными, что не позволяет полноценно применять их на практике. Однако предложения по внесению изменений могут (и должны) исходить от «низов», которым и приходится жить по ним. «От нас нужна обратная связь, как сделать такие требования максимально применимыми к реалиям. Поэтому, возможно, имеет смысл собрать предложения и направить их на рассмотрение», – отметил руководитель районной администрации.
Отдельно школам стоит задуматься о состоянии паспорта антитеррористической безопасности учреждения. Как отмечают правоохранители, после стрельбы в брянской гимназии оказалось, что данный документ местами имеет несоответствия реальности. Именно поэтому инцидент повлёк наказание не только для охранного предприятия, но и для администрации школы и сотрудника Росгвардии, подписавшего такой паспорт.
В ближайшее время на предмет оснащенности образовательных учреждений необходимыми системами безопасности и наличием документации правоохранители поговорят с отделом образования и руководителями школ. «Директора должны понимать, что одна неподписанная, ненужная, по их мнению, бумажка может сыграть критическую роль в их судьбе», – отметил Николай КАЛИНИЧЕВ.
Шокирующая биография «скулшутинга» в России
2014 — 2 погибших, 4 раненых
Именно тогда «Колумбайн» русифицировался, добравшись до нашей страны. Десятиклассник пришёл в московскую школу с отцовским карабином. Парень отличался высокими оценками и участием в олимпиадах. А вот сверстников сторонился и слыл «странненьким». За день до инцидента он разослал одноклассникам сообщение: «Завтра вы удивитесь, что я сделаю».
Войдя в школу, ученик, угрожая оружием, приказал охраннику выйти и позвонить в полицию. Он смертельно ранил учителя географии и взял в заложники одноклассников. А когда на место прибыли правоохранители, открыл огонь и по ним. Один из сотрудников полиции погиб, другой – тяжело ранен.
Мальчик сдался добровольно, когда на переговоры приехал его отец. После задержания говорил, что убивать людей в его планы не входило, хотел умереть сам. Десятикласснику поставили диагноз «параноидальная шизофрения» и отправили на принудительное лечение.
В этом же году бывший ученик элитной томской гимназии пришёл в учреждение с пневматическим ружьём. Подросток выстрелил в завуча в коридоре, а затем открыл огонь по ученикам в актовом зале.
2015 — 2 раненых
Девятиклассник принёс пневматический пистолет в другую школу Томска и открыл огонь по учащимся восьмого класса.
2017 — 4 пострадавших
Девятиклассник пронёс в школу в подмосковной Ивантеевке целый арсенал: кухонный топорик, пневматическое оружие и самодельные взрывпакеты.
На уроке учитель сделала ему замечание за поведение и попросила покинуть класс. В ответ он ударил её топором и выстрелил. Одноклассники спрятались в подсобное помещение кабинета. В это время школьник беспорядочно стрелял и взрывал самодельные петарды.
Трое учеников выпрыгнули из окна второго этажа, получив переломы.
Подросток был задержан правоохранителем. Его преступление стало первым, совершённым по стопам стрелков «Колумбайна». Осужден на 7 лет и 3 месяца колонии.
2018 — 22 погибших, 92 пострадавших
Этот год выдался самым кровавым по «скулшутингу». В январе двое школьников 15 и 16 лет ворвались на урок труда в кабинет начальных классов в пермской школе. Один из них напал с ножом на учителя. Когда малыши побежали к выходу, второй начал избивать детей. Педагог как могла заслоняла учеников и получила множественные ранения. Подростки попытались поджечь школу и покончить с собой. В этой бойне 15 пострадавших, включая нападавших.
Буквально через неделю после этого в Улан-Удэ ученик девятого класса ворвался на урок к семиклассникам с топором и коктейлем Молотова. Сначала поджёг класс, а когда школьники начали выбегать, набросился и на них. Пострадали семь человек, включая учителя. Преступление подросток готовил заранее. Один из предполагаемых мотивов: месть учителю русского языка за двойку в четверти.
В мае этого же года студент одного из филиалов Новосибирского колледжа принёс в учреждение ружьё и открыл стрельбу по однокурсникам, ранив одного в плечо, а затем покончив с собой. Трагедию могло спровоцировать негативное отношение к нему одногруппников.
Самое массовое убийство произошло в октябре в Керченском политехническом колледже. Студент взорвал самодельную бомбу в буфете, после чего открыл огонь по людям из помпового ружья. Затем студент покончил с собой. Одет молодой человек был так же, как один из участников атаки на школу «Колумбайн».
2019 — 2 погибших, 3 пострадавших
19-летний студент открыл стрельбу из охотничьего ружья в Амурском колледже Благовещенска. Погиб один студент, ещё трое пострадали, сам злоумышленник покончил с собой.
Как стало позже известно, призывная комиссия знала о склонности парня к суициду, но не могла сообщить об этом в колледж из-за действующих инструкций.
2021 — 9 погибших, 22 пострадавших
Выпускник казанской гимназии вошёл в учреждение с дробовиком и открыл стрельбу. Парень в соцсетях называл себя богом и рассказывал, что планирует убить «большое количество биомусора». Своей мишенью он выбрал восьмиклассников.
2022 — 18 погибших, 7 пострадавших
34-летний выпускник ижевской школы устроил бойню в учреждении. Стоял на учёте в местном ПДН. Войдя в школу, застрелил охранника и открыл огонь, совершив в общей сложности 152 выстрела. Затем покончил с собой.
2023 — 2 погибших, 5 пострадавших
Восьмиклассница из Брянска устроила стрельбу в родной гимназии в своём же классе, украв отцовское охотничье оружие и пронеся его в тубусе через охрану. Покончила с собой.
Анастасия БОЛТАЧЕВА