Во славу космического флота
Боровчанин Владимир ПАШУТИН написал книгу воспоминаний о своей службе в рядах Морского космического флота. В ней он рассказал об удивительных приключениях, происходивших по ходу многочисленных экспедиций, об особенностях этой необычной специфической работы
Песни для ГРЕЧКО
Владимир Александрович родился в 1973 году в Боровске. Окончил первую школу. Получив профессию слесаря-сборщика, работал на заводе КЗАМЭ в Калуге. Проходил службу в рядах Советской армии, является ветераном боевых действий. Оказался на Ближнем Востоке, в войсках правительственной связи. Служба ответственная и особо опасная, учитывая, что в этом регионе постоянные военные конфликты.
В энергетическом институте приобрёл специальность инженера электросвязи.
После этого работал на разных должностях в космической отрасли. Был в составе научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев».
Немногие даже в наши дни всезнающего интернета слышали о существовании Морского космического флота СССР. Между тем он сыграл, хотя и незримую, но одну из ключевых ролей в победах нашей Родины при освоении космоса. Именно он на протяжении десятилетий обеспечивал непрерывную связь с космическими аппаратами, когда те попадали в так называемые глухие зоны. И если Центр управления полётами начинал испытывать трудности, эстафету перенимали научные суда, базирующиеся в разных океанских уголках, и имевшее на борту необходимое оборудование.
«Самый сложный и ответственный момент – это помощь в обеспечении стыковки, − рассказывает ПАШУТИН. – Когда нет возможности присоединиться к станции в автоматическом режиме, космонавты переходят на ручной. И поскольку счёт идёт на секунды, от всех служб, обеспечивающих полёт, требуются отлаженные действия, доведённые до совершенства.
В более спокойные периоды можно было поболтать в эфире, потравить байки, анекдоты. К примеру, Георгий ГРЕЧКО, большой любитель музыки, часто просил пустить в эфир красивую песню. Это не воспрещалось, поскольку подобные моменты позволяли снять психологическое напряжение и нам, и космонавтам».
Держать удар
Тем более, что стрессовые ситуации возникали постоянно. Когда судно заходило в иностранные порты (например, для пополнения запасов питьевой воды), периодически в отношении экипажа устраивались провокации. Однажды прибыли в мексиканский Веракрус. У причала толпа разгневанных жителей. Выкрикивают оскорбления, машут плакатами с надписями типа «Русские – агрессоры!». Оказалось, что накануне местная бульварная газета сообщила, что советский корабль, прикрываясь научными целями, прячет под днищем вооружённую мини-субмарину.
Вмешались политики, которые потребовали от нашего капитана, чтобы на борт были допущены местные журналисты – не из «жёлтой» прессы, а представители государственных СМИ. Они должны были убедиться, что информация о подводной лодке – газетная утка. О ситуации сообщили в Москву. Руководство распорядилось: репортёров на борт пустить, дабы избежать международного скандала. Но при этом скрыть от их глаз секретное оборудование. Применив русскую смекалку, это сделать удалось.
«Когда подолгу стояли у берегов Кубы, американцы то и дело пытались психологически вывести нас из равновесия, – вспоминает ПАШУТИН. – То самолёты начнут пикировать, то корабли окружают. Однажды до зубов вооружённый фрегат без бортовых номеров и государственной принадлежности на большой скорости направился в нашу сторону. Ещё немного, и катастрофы не избежать. Но в последний момент фрегат развернулся.
Было понятно, что нас хотят морально задавить. Однако мы были готовы к нештатным ситуациям. Недаром регулярно проходили психологические тренинги. Так что удар держать умели».
С хищницей наперегонки
Любая морская экспедиция – это большое приключение. Сколько стран, городов довелось посетить… Везде разные нравы, обычаи. В каждом порту старались отведать местных деликатесов. Особенно понравился ПАШУТИНУ удивительный вкус рыбы-солнца, которую довелось попробовать в Италии. Рыбачить тоже любили, когда свободное время появлялось.
А однажды Владимир Александрович сам едва не стал жертвой морской обитательницы. Базировались где-то в Карибском море, решили искупаться. ПАШУТИН уже возвращался к шлюпке, как вдруг боковым зрением увидел подплывающее к нему чёрное бревно метров двух в длину. Оказалось – барракуда, которую ещё называют морской щукой. Это чудовище долго двигалось параллельно, пристально наблюдая за плывущим человеком. И здесь нашему земляку очень пригодились те самые психологические тренинги. Ему хватило хладнокровия, чтобы не делать резких движений, не проявлять волнения. Как только он коснулся борта шлюпки, рыбина развернулась, махнула хвостом и в мгновение исчезла в глубине.
Книга – как след за кормой
Ему было что написать, историй множество. Ведь половину из 16-ти лет своей научной деятельности ПАШУТИН провел в плаваниях. Он долго сомневался, прежде чем взяться за книгу, получившую в итоге название «Аврора Морскогокосмического флота». Но убедили коллеги, которые изъявили готовность принять участие в написании и издании, поделиться воспоминаниями. Ветераны понимают, как это важно для сохранения памяти об этом уникальном морском комплексе.
Книга не перегружена техническими терминами, легко читается, доступна широкому кругу. Она содержит простые интересные повествования из службы и быта людей, побывавших в длительных экспедиционных рейсах. Автор даёт представление о нелёгком труде в море, где собирались в одну команду люди, преданные своему делу, стране, родным и близким. Для которых понятия «честь», «порядочность», «взаимовыручка» были не красивыми словами, а жизненными постулатами.
«Хочу поблагодарить за огромную помощь в подготовке книги к изданию Вячеслава Алексеевича ЧЕРНИКОВА, – отмечает автор. – А также всех, кто вдохновлял и поддерживал».
Дмитрий ОДИНОКОВ