В один из дней зимних каникул в первой боровской школе собрались бывшие ученики
Педагог дополнительного образования и руководитель школьного музея Ольга КОВАЛЬ организовала вечер воспоминаний. В первую очередь он была посвящен талантливому учителю Владимиру ТРОШИНУ
Прожил мало, но оставил яркий след на земле и большое духовное наследие. Обычно так говорят о почивших в расцвете лет гениальных поэтах, художниках, музыкантах. При этом вспоминают ПУШКИНА, ЛЕРМОНТОВА, ВЫСОЦКОГО, ЕСЕНИНА, МОЦАРТА, РАФАЭЛЯ, БАЙРОНА.
Педагогический стаж Владимира Дмитриевича не превысил и десятка лет. Но об этом человеке с восхищением говорят не только те, кому посчастливилось у него учиться. Даже у их внуков это имя на слуху. Может быть, он тоже был гением, гением педагогики?
ТРОШИН родился 27 ноября 1941 года в подвале дома на улице Советской. В подвале – потому что жилое помещение занимали гитлеровцы, ведь это был период оккупации. Его отец Дмитрий Григорьевич погиб на фронте, в котле под Вязьмой, будучи бойцом 33-й армии. Мать, Пелагея Кирилловна, одна растила троих детей – Леонида, Александру и Владимира. Несмотря на то, что мальчик появился на свет слабеньким, в развитии не отставал от сверстников, рос бойким, энергичным. Был одним из лучших учеников второй боровской школы, разносторонне развивался. С одинаковым увлечением постигал и точные науки, и гуманитарные, осваивал музыкальные инструменты, писал стихи, отлично рисовал.
Владимиру всегда нравилось быть окружённым людьми, что-то затевать, организовывать. Он ещё в школе подумывал о том, чтобы стать учителем. А после того, как поработал вожатым в пионерском лагере «Чайка», это желание только укрепилось. Заочно окончил физико-математический факультет Калужского педагогического института. Параллельно преподавал в первой боровской. Ему предлагали остаться работать в вузе, но ТРОШИН не мог бросить любимый Боровск, своих учеников, ставших почти родными.
Секрет таланта
Так в чём же сила педагогического искусства Владимира Дмитриевича? Да, ученики его обожали. Но это не значит, что он был исключительно лояльным, либеральным и направо-налево ставил в журнал «пятёрки». Если систематизировать воспоминания, то у ТРОШИНА немало общего с героем фильма «Доживём до понедельника» Ильёй МЕЛЬНИКОВЫМ. Хотя по темпераменту они совершенно разные. Персонаж, сыгранный Вячеславом ТИХОНОВЫМ, – немного угрюмый, замкнутый. ТРОШИН – весёлый, открытый. Но оба умели находить ту грань, на которую следует ориентироваться в общении с учениками. Это не каждому дано, чтобы тебя, с одной стороны, обожали, относились как к близкому другу, и вместе с тем осознавали, что в первую очередь ты учитель, непререкаемый авторитет.
«У Владимира Дмитриевича была присущая только ему неформальная манера ведения уроков, – рассказывает бывший ученик Геннадий ЛУКЬЯНОВ. – Он обладал уникальным даром. Когда общался с классом, каждому казалось, что учитель обращается только к нему, индивидуально. Методы его работы очень соответствовали тезису, что воспитывать – это формировать любовь к чему-либо. Не только к конкретной школьной дисциплине, но и ко всему окружающему миру».
Наверняка без влияния ТРОШИНА не обошлось, что ЛУКЬЯНОВ стал учителем физики, причём весьма заслуженным и авторитетным. Да и многие «птенцы» трошинского гнезда выбрали техническое направление. Например, Александр ОСИЮК окончил Калужский филиал одного из самых престижных вузов страны – Бауманского института.
«Несмотря на то что мы стали большими друзьями, к учёбе Владимир Дмитриевич был очень требовательным, – говорит Александр Викторович. – Если чувствовал у кого-то потенциал, то старался, чтобы ученик показывал максимальные возможности».
Да и на тех, кто был не в ладах с точными науками, ТРОШИН не жалел времени. Мог надолго оставаться после уроков. Натянуть «вшивую троечку» – это не для него. Такого же принципа в своей практике всегда придерживались и его выпускники, ставшие педагогами, например, учитель русского языка и литературы Ольга ТОЛМАЧЁВА. «Трошин умел увидеть в каждом из нас личность, найти к каждому ключик, – уверена Ольга Викторовна. – Помогал решать не только школьные, но и житейские задачи».
Он старался, чтобы материал дошёл до ученика. А объяснял так, что не дойти не могло. Тем более, что точные науки знал великолепно. До сих пор жива легенда, как он справился с дифференциальным уравнением пятого уровня, которое не могли «взять» лучшие умы авиационного института.
Вместе весело шагать
Всеми своими поступками Владимир Дмитриевич подтверждал, что терпеть не может формализма. Около года он возглавлял Районный комитет комсомола. Когда принимал в ряды организации новых юношей и девушек, ему недостаточно было, что человек хорошо учится, выполняет общественные поручения и красиво выступает на собраниях. Комсомолец должен быть способен на свершения, на решительные поступки, на крутые изменения. И своим любимым ученикам ТРОШИН не делал поблажек, был с ними честен и открыт, как всегда и во всём.
Но, конечно, не только за искренность уважали этого педагога. С ним всегда было интересно, и вместе они проводили много времени. Будь-то туристические походы, спортивные соревнования, поездки в театры и на выставки, смотры самодеятельности или просто беседы о тайнах мироздания. ТРОШИН очень стремился, чтобы его ученики развивались гармонично. И те брали с него пример.
В 60–70-х годах прошлого века было актуальным противостояние «физики – лирики». Для Владимира такой дилеммы не существовало. Он с одинаковой увлечённостью мог рассуждать и о законах НЬЮТОНА, и о поэзии ЕВТУШЕНКО, и о классической музыке (его любимым произведением была Лунная соната БЕТХОВЕНА). Самостоятельно обучился игре на фортепиано, аккордеоне, гитаре, начинал осваивать скрипку.
Как-то раз намечался районный смотр школьной художественной самодеятельности. Он должен был проходить в РДК (сейчас это здание Музейно-выставочного центра). Заметив, насколько ребята волнуются, Владимир Дмитриевич придумал интересный психологический ход. Они дружно прошагали от первой школы (она в то время располагалась на Городище) к Дому культуры, исполняя свою конкурсную песню под восторженные приветствия прохожих. Такая непринуждённая репетиция поспособствовала успешному выступлению на смотре.
Его хватало на всё
«Трошин научил нас ценить дружбу, – считает Наталья ЕРМОЛАЕВА. – Во многом благодаря ему мы эти отношения смогли пронести через годы, и до сих пор тесно общаемся».
Даже после того, как отшумел выпускной бал, ребята не забывали любимого учителя. Писали письма из армии, обращались за консультацией, став студентами. Дружно делали ремонт в квартире Владимира Дмитриевича. Всеми силами поддерживали, когда ушла из жизни его мама.
Из воспоминаний боровчанки Татьяны ЧЁЛУШКИНОЙ: «О своих учениках Трошин рассказывал взахлёб, любил их, отдавал всю душу, гордился, когда они выдерживали большие конкурсы в престижные вузы. Общение с ними доставляло радость. С каким неподдельным интересом он умел слушать, вникать в дела и заботы других. Его хватало на всё и на всех».
Из книги Людмилы КИСЕЛЁВОЙ «Когда долго живёшь»: «Моё сердце никогда не оставалось в безлюбовном состоянии, оно искало того, к кому прикоснуться. Кто-то должен был появиться в этот миг ожидания. В моей судьбе появился Володя Трошин. О нём я услышала от друзей, которые восхищались им, его весёлым нравом, педагогическим талантом. Он играл на аккордеоне и гитаре, пел так, что замирали сердца. Где появлялся Володя, там были смех, шутки, веселье и атмосфера всеобщей радости, которая исчезала, как только за ним закрывалась дверь. Он, как магнит, со всех сторон притягивал к себе людей разного возраста, разного уровня культуры, разного понимания жизни».
Чуда не случилось
Владимир долго скрывал, что с детства страдает нефритом – болезнью почек. А по виду этого жизнерадостного человека невозможно было предположить, что у него серьёзные проблемы со здоровьем. Но всё чаще он оказывался на больничной койке. В 1972 году стало совсем худо. Друзья и ученики поддерживали ТРОШИНА как могли, и не только морально. Собирали по берегам рек траву таволгу, отвар которой рекомендуют при почечных заболеваниях, различными путями доставали минеральную воду, которая редко бывала в свободной продаже.
Осенью Владимира положили в одну из московских клиник, ситуация была критической. Но он держался молодцом, даже упросил врачей, чтобы друзья могли передать ему гитару. В ноябре провели пересадку почки. Операция прошла успешно, все верили в чудо. 27 ноября свой 31-й день рождения ТРОШИН встретил в приподнятом настроении. А боровчане завалили его подарками. Когда врачи запрещали заходить в палату, общение проходило через записки. Он передавал оптимистичные послания своим друзьям и бывшим ученикам: Евгению ТИМОФЕЕВУ, Александру ЕРМОЛАЕВУ, Александру ОСИЮКУ, Михаилу ДЕНИСОВУ, Геннадию ЛУКЬЯНОВУ, Людмиле КИСЕЛЁВОЙ, Татьяне ЧЁЛУШКИНОЙ, Виктору СЕВРЮКУ, Николаю БРИТАРЁВУ.
Но чуда не произошло. 7 декабря учителя не стало. Проститься с ним пришло огромное количество людей – его знали и любили многие боровчане. Прошло уже более полувека, а его по сей день вспоминают. В этот раз друзья побывали на кладбище, а затем встретились в школе. Ольга КОВАЛЬ провела экскурсию по обновлённому школьному музею, рассказала, как здесь чтут память о педагогах. Но больше всего говорили о ТРОШИНЕ. Те, кто не смог присутствовать на встрече, передали письменные послания. Как, например, преподаватель русского языка и литературы Людмила СТРОБЫКИНА, которая живёт в подмосковном Чехове.
«В первой школе были неповторимые учителя, не ушедшие из памяти по сей день. Особое место среди них занимает Владимир Дмитриевич ТРОШИН. Он учил нас не только математике и физике. Учил жизни, отношению к ней, учил понимать и ценить прекрасное. Он влетал в класс стрелой, своей энергией заряжая нас. У доски стоял, как артист, с обаятельной улыбкой, молодой…
Именно он принёс в класс работы Людмилы Киселёвой, познакомил с её удивительной судьбой. Многое мы узнавали от него впервые – прекрасные песни, кинофильмы. А как забыть поездки в колхоз? Мы едем на грузовике, счастливые, весёлые. Трошин с аккордеоном. И мы дружно поём “Под железный звон кольчуги…”. А после работы он несёт нам с фермы ведро молока… и так это здорово!!!
Нет, не думали мы, что школу закончим уже без него. Мы были первыми, кто выпускался из нового здания школы. Декабрь, казалось, принёс скорбь всему Боровску. Никто не помнил такого прощания. Ученики стояли в траурном почётном карауле, и горе было искренним, и процессия молча шла на Высоковское кладбище. Мы словно осиротели в этот момент».
А он смотрит на своих учеников с камня. Смотрит на свой город, где прожил ничтожно мало, но так ярко.
Дмитрий ОДИНОКОВ