В новые условия со старыми проблемами
«Отделению почты в Боровске требуются почтальоны и операторы». Такие объявления в райцентре сейчас можно увидеть повсюду. Это подтолкнуло на мысль побеседовать с начальником отделения Людмилой ВТОРОВОЙ
«Отделению почты в Боровске требуются почтальоны и операторы». Такие объявления в райцентре сейчас можно увидеть повсюду. Это подтолкнуло на мысль побеседовать с начальником отделения Людмилой ВТОРОВОЙ
Калачом не заманишь
– Людмила Викторовна, судя по всему, кадровая проблема – это главное, что вас сейчас беспокоит.
ВТОРОВА: К сожалению, в почтальоны идут неохотно. Зарплата почтальона первого класса – 17 с половиной тысяч рублей. Немногим больше у операторов. Возраст большинства сотрудников приближается к пенсионному. Молодёжь к нам идёт неохотно.
– Стимулом может быть не только зарплата, но и, к примеру, перспективы карьерного роста, возможность получения образования…
ВТОРОВА: «Почта России» имеет возможность способствовать тем, кто желает профессионально обучаться. У нас работала девушка, которой мы предлагали поступить в специализированный колледж, готовы были оказывать всяческое содействие. Но она поработала совсем недолго и уволилась.
Но я думаю, что это не главный фактор, влияющий на кадровую ситуацию. Сказывается и специфика работы. Из 19 почтальонов шестеро обслуживают сельскую местность. Территориальный разброс на каждом участке большой. Общественный транспорт до многих населённых пунктов не доходит. До своих абонентов почтальоны добираются пешком. Раньше работникам предоставляли велосипеды (в летний период) и лыжи (зимой). Сейчас этого нет.
Иногда просто физически невозможно дойти до какой-то деревни. Так было, к примеру, прошедшей зимой, когда снегом заваливало все дороги и тропинки.
– Люди жалуются, что им вовремя не доставляют газеты, коммунальные платёжки, пенсии?
ВТОРОВА: Бывает, но редко. Народ понимает, что почтальон не выполнил свои обязанности не из-за халатного отношения, а в силу непреодолимых обстоятельств. Что касается жалоб, то не всегда они бывают обоснованными. Случается, люди построят дом, огородятся высоким глухим забором, так, что ни достучаться, ни докричаться. А почтового ящика нет.
– Может, из-за этого и газеты стали реже выписывать, не будучи уверенными, что их вовремя принесут?
ВТОРОВА: Считаю, что причина не в этом. Кто-то перекинулся на интернет и предпочитает там получать информацию. Кому-то ударило по карману повышение стоимости подписки. А газета «Боровские известия» уже несколько лет распространяется бесплатно. И многие берут районку в магазинах или в госучреждениях.
Тем не менее многие остаются верными своим многолетним привычкам и продолжают получать по почте любимые издания.
– Как обеспечивается безопасность почтальонов, учитывая, что в дни раздачи пенсий при них бывают крупные суммы денег?
ВТОРОВА: К счастью, в нашем районе попыток нападения на почтальонов не было. Но на всякий случай им выдаётся электрошокер «Крик». Раньше они всегда носили с собой газовые баллончики, но теперь их запретили.
– Сейчас к нам в большом количестве приезжают беженцы из Украины. Вы их готовы принимать на работу?
ВТОРОВА: Конечно, готовы. Но пока никто не обращался. Видимо, людям нужно какое-то время, чтобы обустроить свой быт, решить все юридические вопросы.
Бонус для почтальона
– Наверняка в профессии почтальона есть и свои прелести…
ВТОРОВА: Безусловно. И об этом вам могут рассказать те наши сотрудники, которые работают по нескольку десятков лет и которые не представляют себя в другой профессии. Главное – это общение с людьми. Почтальонов обычно ждут с большим нетерпением. Для многих (в первую очередь одиноких) почтальон – это не просто тот, кто доставляет корреспонденцию, а почти родной человек. С которым можно пообщаться, чем-то поделиться. Когда тебя встречают и провожают с радушием и улыбкой, это дорогого стоит. Такие моменты в большой степени компенсируют все трудности.
– В последнее время почта занимается несвойственными функциями – торговлей продуктами и другими товарами. Почтовые отделения больше напоминают магазины. У населения к этому неоднозначное отношение.
ВТОРОВА: Это новшество «Почта России» распространила повсеместно. Относиться к этому можно по-разному. Но ясно одно: это подспорье для почтальонов. Они получают процент с продаж. А услуга пользуется спросом. Люди звонят нашим сотрудникам, заказывают, что им принести во время следующего визита. Для жителей отдалённых деревень, где нет магазинов, куда не заглядывает автолавка, почтальон является спасителем.
Также они получают бонусы за оформление подписки на дому, продажу лотерейных билетов, принятие коммунальных платежей. А наши операторы являются агентами «Почта Банка». За оформление различных сделок они тоже получают отчисления. При наших маленьких зарплатах это большое подспорье.
– В недавнем телеинтервью руководитель «Почты России» Николай ПОДГУЗОВ говорил о модернизации почтовых отделений, введении новых информационных технологий. Вам удаётся идти в ногу со временем?
ВТОРОВА: Технический прогресс мимо нас не проходит. Мы привыкаем работать в новых условиях. Очень успешно внедряется, к примеру, такое новшество, как «электронная подпись». Время выдачи посылок сократилось в несколько раз. Клиентам, которые оформили эту услугу, теперь не приходится стоять в очереди.
– Уже несколько лет говорится о том, что вот-вот почтальонов начнут заменять беспилотники (дроны). А место операторов займут роботы. Уже проводились эксперименты. Вы верите, что подобное возможно?
ВТОРОВА: Наша жизнь быстро меняется, технологии беспрерывно совершенствуются. Сегодня уже ничему не приходится удивляться. Но пока до нас это не дошло, нет смысла и рассуждать об этом. Как говорится, поживём – увидим.
Дмитрий ОДИНОКОВ