В дыму атак слагалась слава
1 августа российское общество отметит 110-ю годовщину начала Первой мировой войны, унесшей миллионы жизней. Почему почти весь ХХ век память о ней выдавливалась из русского сознания?
Этот и многие другие вопросы «Боровские известия» адресовали доктору исторических наук Ирине БЕЛОВОЙ, выступавшей с научным докладом на конференции «У истоков российской государственности». Мероприятие состоялось в мае в нашем райцентре и позволило нам познакомиться с экспертом с уникальным опытом в этой непростой теме.
Ирина Борисовна, почему Первую мировую называют «забытой войной»?
БЕЛОВА: Не только «забытой», но и «непопулярной»! Причём последнее определение я услышала недавно от человека, имеющего ученую степень кандидата исторических наук... Война, потрясшая до основания практически весь мир и Российское государство, была вытеснена из общественного сознания революционными событиями и Гражданской войной практически на столетие. Но первостепенную роль в этом сыграла идеологическая политика Советского государства. Первая мировая война, называвшаяся современниками «Народной», «Великой», «Второй Отечественной», в Союзе именовалась не иначе как «империалистическая», «захватническая», «развязанная царизмом», хотя царское правительство нельзя обвинить в её развязывании, так как до самой последней минуты оно старалось избежать участия в ней.
Большевистская власть активно формировала в исторической памяти народа негативный образ Первой мировой войны, уничтожив ВСЕ памятники, музеи, захоронения. Героям – защитникам Родины было запрещено носить заслуженные награды, и таковыми их перестали считать. За обнаруженные регалии человека могли репрессировать. (Описаны в статье журнала «Родина» в соавторстве с Юрием ХОЛОПОВЫМ.)
Было приложено максимум усилий для искоренения позитивных и патриотических оценок войны, в т.ч. проявленного на фронтах героизма, и вообще Первой мировой войны из народной памяти. При этом в качестве противопоставляемого образца поведения, возводимого в ранг героизма, средства массовой пропаганды преподносили дезертирство и действия большевистских агитаторов по разложению русской армии.
С чего началось Ваше увлечение этим периодом? Вам больше интересно участие России или общемировая картина событий?
БЕЛОВА: В детстве, приходя в гости к бабушке и дедушке, я любила рассматривать фотографии в старых альбомах. Это сейчас практически все фотоснимки мы смотрим на мониторе компьютера, планшета, телефона. А раньше они бережно хранились в красивых альбомах большого формата. Имелось много фотографий военных, так как дедушка военный. Но несколько снимков казались непохожими на остальные – на плотных листах, очень хорошего качества, и изображены на них люди в иной форме и одежде. На одной из таких фотографий изображен мой прадед Федор Карлович АМБЮЛЬ с белым крестом на груди. Я, конечно, тогда не знала, что это Орден Св. Георгия IV степени. Про прадеда мне ничего упорно не говорили, на все мои расспросы отвечали только, что он был офицером и погиб в самом начале ПМВ. Я чувствовала, что это неправда, и решила когда-нибудь докопаться до истины. И выполнила задуманное.
Фёдор Карлович AМБЮЛЬ (15 июля 1887 – 24 февраля 1917). Уроженец г. Калуги, закончил Калужское реальное училище, затем Казанское пехотное военное училище, был распределен в 196 пехотный Инсарский полк, дислоцировавшийся в городе Златоусте. С первых дней Первой мировой войны сражался сначала на Юго-Западном, затем на Румынском фронте. За храбрость в бою с австрийцами в ходе Галицийской битвы в 1914 был награждён высшей военной наградой Российской империи – орденом Святого Георгия IV степени. Позже за боевые заслуги Фёдор АМБЮЛЬ был удостоен ещё шести наград, прошёл путь от подпоручика до подполковника, был дважды ранен, третье ранение оказалось смертельным. Тело героя было перевезено на родину. С воинскими почестями 29-летний подполковник был погребён в Калуге на Пятницком кладбище.
Интересно и то и другое. Я как историк, профессионально занимающийся периодом ПМВ, стараюсь следить за всей историографией. Просто обе мои диссертации связаны именно с процессами, происходившими в годы войны в российских регионах и в первую очередь, конечно, в Калужской губернии.
Общества и лазареты Боровского уезда, созданные с началом ПМВ:
* Боровское отделение Романовскаго комитета;
* Боровский комитет ея Императорскаго высочества великой княжны Татианы Николаевны по оказанию благотворительной помощи пострадавшим от военных бедствий;
* Боровская уездная комиссия комитета ея Императорскаго высочества великой княгини Елисаветы Фёдоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну;
* Боровское уездное отделение Калужскаго губернскаго попечительнаго о больных и раненых воинах комитета;
* Боровский городской комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну;
* Городское попечительство по призрению семейств нижних чинов, принятых на военную службу по мобилизации;
* Боровский уездный комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну;
* Уездное попечительство по призрению семейств нижних чинов, принятых на военную службу по мобилизации;
* Боровское отделение российскаго общества Краснаго Креста;
* Комитет по эвакуации больных и раненых воинов.
Открыты: 3 лазарета Комитета на 70 коек (зав. врач Алексей ПРОТОПОПОВ).
Лазарет Боровского Земства при земской больнице на 40 коек (зав. врач Алексей ПРОТОПОПОВ).
Лазарет при Боровском Пафнутиевом монастыре (зав. иеромонах о. Корнилий).
Питательный пункт для раненых воинов в посёлке при станции Балабаново. Попечитель Семён СТЕСНЯГИН.
Питательные пункты для беженцев: 1) в деревне Воробьи (зав. Иван ПАРХАЕВ) и 2) в селе Ильинском (зав. Гавриил Каратаев).
Как встретила Первую мировую Калужская губерния? Можно ли точно сказать, сколько человек было призвано на войну от губернии и от Боровского уезда?
БЕЛОВА: Стихийными патриотическими шествиями и манифестациями, которые начались после объявления 15 (28) июля Австро-Венгрией войны Сербии и бомбардировки её столицы. Затем газеты стали объявлять о сборе средств на нужды сербов.
А уже 19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну и России. Началась всеобщая мобилизация. На призывные пункты стали прибывать чины запаса и ратники государственного ополчения первого разряда, ранее уже проходившие военную службу.
Вместе с ними была призвана и часть ополченцев первого разряда, не служивших в армии. Мобилизация прошла с 96-процентной явкой. Везде чувствовался патриотический подъём. Калужская губерния успешно провела мобилизацию людских резервов, а также поставку в войска лошадей, повозок и упряжи.
До конца 1914-го прошли ещё два призыва ратников ополчения первого разряда, не проходивших военную службу, и в октябре, как обычно, состоялся ежегодный рекрутинг новобранцев. В итоге медалью «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года» в Калужской губернии награждено более 800 служащих. Всего за годы войны в армию отправились 48,1% трудоспособного мужского населения (цифра близка к общероссийской: 47,4% за весь военный период).
Проводы в армию проходили в торжественной обстановке: с оркестрами, национальными флагами, гимнами, молебнами. К воинским начальникам обращались добровольцы, желавшие пополнить ряды действующей армии. Довоенные антиправительственные настроения рабочих уступили место настрою на борьбу с внешним врагом.
Как помогали жители фронту?
БЕЛОВА: ПМВ стала первым подобным тотальным конфликтом, она сделала актуальным привлечение к делу обороны всех групп населения. Великая война затронула все сферы жизни Калужской губернии. Каждый уезд, наряду с другими регионами Российской империи, помогал в трудностях, связанных с этим бременем.
В России не предусматривалась мобилизация промышленности на случай войны, так как считалось, что накопленного вооружения и боеприпасов будет достаточно в течение всего, примерно полугодового, периода. Однако за четыре месяца все мобилизационные запасы оказались исчерпаны, а восстановить их можно было только за год.
Потребовалось не только срочно увеличить военное производство на казённых заводах, но и привлечь к работе частные предприятия. Сравнительно небольшой экономический потенциал губернии удалось в короткие сроки приспособить к нуждам фронта. Более 70 промышленных предприятий из 300 выполняли военные заказы. В Боровском уезде красильно-ткацкая фабрика ПОЛЕЖАЕВЫХ производила стаканы для 9-см бомбомётов, ткацкая фабрика Ивана АЛЕКСАНДРОВА – хлопчатобумажную ткань «на оборону», ткацко-красильная и платочно-набивная фабрика ермолинской мануфактуры Фёдора ИСАЕВА – зарядно-пороховую ткань для Охтенского порохового завода, полотно для зарядных мешков, бумагооберточная фабрика ЧИЖОВА – бумагу для нужд армии; водяная мельница Боровского-Пафнутьева монастыря на Протве была признана работающей на государственную оборону.
Однако реальные возможности промышленности остались неиспользованными по причине возникшего в стране дефицита металла и топлива, загруженности железных дорог перевозкой войск, раненых, продовольствия, миллионов беженцев. Напряженность обстановки на ж-д-транспорте иллюстрирует объявление конторы фабрики АО «Ермолинской мануфактуры» Боровского уезда от 29 июля 1914, в котором сообщалось, что в августе фабрика будет работать только 16 дней по причине недостатка материалов, возникшего в связи с прекращением перевозки грузов железными дорогами.
В сентябре 1915-го образован Калужский губернский земский комитет по снабжению армии. Получая заказы от военного ведомства и Земгора (главного по снабжению армии комитета Всероссийских земского и городского союзов) на изготовление вещевого и обозно-хозяйственного имущества, комитет размещал их на местных производствах, обеспечивал сырьём и контролировал выполнение заказа.
В годы Первой мировой войны отмечалось массовое участие населения в благотворительной деятельности в пользу призванных в действующую армию, их семей. Специально созданные организации занимались сборами пожертвований (деньги, вещи, продукты). В воинские части на фронте к праздникам Рождества и Пасхи отсылались подарки, их получали также раненые воины, лечившиеся в местных госпиталях.
Жители принимали участие в выгрузке, переноске и перевозке раненых, предоставляли для них помещения в своих домах, помогали с перевязочными материалами, лекарствами. Если в августе 1914 г., когда прибыло сразу свыше 2,5 тысячи раненых, в губернии имелось лишь 1640 койко-мест, то к январю 1915 г. в Калуге действовало уже 38 госпиталей и лазаретов на 3956 мест, а в 11 уездах – 56 лечебных учреждений на 1370 коек.
Часть лечебных учреждений, а также отдельные койки в них содержались исключительно благотворителями. К примеру, был открыт госпиталь служащих Сызрано-Вяземской железной дороги на 150 человек. Монастыри Калужской епархии создали 11 лазаретов на 150 коек, в том числе Пафнутьев-Боровский монастырь – лазарет на 12 мест. К июлю 1917-го только через госпитали Калуги прошло свыше 90 тыс. раненых.
На конференции, проходившей в Боровске, Вы рассказали о работе по выявлению людей, награжденных за героизм на фронтах Первой мировой войны. Сколько всего имён открыто?
БЕЛОВА: Как я уже сказала, долгие годы в России по идеологическим соображениям события ПМВ оказались преданы забвению и намеренному искажению. Что и говорить, если только в 2013 году в нашей стране наконец-то была установлена дата – 1 августа – День памяти погибших в Первой мировой войне. Это сделано в целях увековечения и отражения заслуг российских воинов.
1 августа 2014 года к 100-летию открыт первый общероссийский памятник участникам ПВМ на Поклонной горе в Москве. В Калуге на Пятницком кладбище в этот день освящена Часовня Свт. Николая Чудотворца, посвященная памяти участников этой войны.
Стоит сказать, что она установлена практически на том же месте, что и одноименная прежняя часовня военного ведомства (где отпевали погибших воинов), разрушенная в 30-е годы XX века; Георгиевский крест внутри строения открыт в 2017 году.
Кстати, из документов, которые я обнаружила в Госархиве региона, следует, что уже в ноябре 1914 г. по постановлению Калужского Городского управления рядом с местным военным кладбищем, расположенным в северо-западной части Пятницкого кладбища, был отведён и огорожен земельный участок в 240 кв. саженей под братское захоронение. Так же поступили общественные управления уездных и других городов Калужской губернии: Жиздры, Боровска, Козельска, Перемышля, Лихвина, Сухиничей, Воротынска и Серпейска.
Через год в Калуге площадь братского кладбища была увеличена в два раза путём выделения ещё одного земельного участка в 240 кв. саженей. В октябре 1916 года губернатор сообщил генералу Николаю РУЗСКОМУ, председателю «Общества памяти воинов русской армии, павших в текущую войну», что братские кладбища устроены во всех уездных городах.
Последнее десятилетие было отмечено рядом информационно-справочных изданий по военной истории, в том числе охватывающих период Первой мировой войны. Предприняты первые попытки произвести хотя бы в рамках отдельных регионов поименный учёт павших на фронтах. Примером такой работы является «Рязанская книга памяти Великой войны 1914-1918 годов», подготовленная А.И. ГРИГОРОВЫМ, в которой содержатся сведения о более 30 тыс. воинов.
Наши успехи скромнее на сегодняшний день. Проект по выявлению имён героев, награжденных высшей военной наградой России – Георгиевской, инициирован калужским отделением Российской Ассоциации историков ПМВ, поддержан Институтом истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского.
В результате выявлены имена 59 полных кавалеров (кресты всех четырёх степеней) и обладателей одноимённых медалей; восемь офицеров, обладателей орденов Св. Георгия II, III, IV степеней и оружия, двое священников, награжденных наперсным крестом на ленте имени этого святого, 550 нижних чинов (рядовых), среди которых две сестры милосердия (кресты II, III, IV степеней), и медалями, и 23 уроженца Боровского уезда. Но мы не будем останавливаться!
Что будет с этим списком в дальнейшем?
БЕЛОВА: 1 августа этого года в 12 часов состоится торжественное открытие в часовне Свт. Николая Чудотворца памятных мраморных досок с именами героев Первой мировой войны (1914–1918) – Георгиевских кавалеров-уроженцев Калужской губернии.
Приглашаем на это мероприятие всех желающих. Оно состоится на мемориальном комплексе защитникам Родины Пятницкого кладбища Калуги.
Когда для Калужской земли закончилась эта страница истории? Какие последствия она имела для нас?
БЕЛОВА: Мы все являемся потомками воинов Первой мировой войны и гражданского населения, приближавшего победу, только большинство об этом просто не знают… Многие прославленные военачальники Великой Отечественной получили свой первый боевой опыт именно на полях сражений ПМВ. Среди них и наши выдающиеся земляки – маршал Георгий ЖУКОВ, награжденный двумя Георгиевскими крестами за ПМВ; генерал Михаил ЕФРЕМОВ.
Но в отечественной общественно-политической и исторической литературе, начиная с 1920-х годов, центральное место занимала Октябрьская Революция. А Первая мировая война и участие в ней России рассматривались лишь в качестве сопутствующего эпизода, фактора, обусловившего последующие революционные события. В советское время утвердилась концепция, в которой период ПМВ представлялся как заключительный акт существования Российской империи и якобы прогнившего царского режима.
Еще пример: в 2015 году в Волгограде был открыт памятник Константину НЕДОРУБОВУ (полный георгиевский кавалер Первой мировой и Герой Советского Союза в Великую Отечественную). Стоит отметить и возрождаемую в станицах традицию установки памятных досок на стенах храмов в честь либо погибших героев в годы Первой мировой, либо в память о тех, кто был удостоен Георгиевских наград.
Например, подобные мемориальные объекты открыты в станице Тбилисской Краснодарского края (2015 г.) и в станице Передовой Отрадненского района (2016 г.). 1 августа этого года появятся и в нашей области.
Боровчане – герои Первой Мировой (выявленные)
Кавалеры Знака отличия Военного Ордена Святого Георгия (Георгиевского Креста) и Георгиевских медалей «За Храбрость»
Благов Ф. Ф. ряд. 229 Свирского п. ГК 4
Борисов М. ряд. 481 пех. Мещовского п. ГК 4
Бухарёв А. И. мл. унт.-оф. 118 пех. Шуйского п. ГК 4
Веселов Т. Т. драгун 6 Кавалерийской див. ГК 4
Георгиевский К. ст. унт.-оф. 481 пех. Мещовского п. ГК 3,4
Грибов Е. А. мл. унт.-оф. 22 Сибирского стр. п. ГК 3,4
Жиров Ф. А. ряд. 55 ---//--- ГМ 4
Забегайлов М. А. мл. унт.-оф. 118 пех. Шуйск. п. ГК 4
Кострюков Д. Н. бомбардир 4 тяжелого арт. дивизиона ГК 4
Марков Г. С. мл. унт.-оф. 14
гренадерского Грузинского п. ГК 4
Молчанов Г. Ф. ряд. 27 сапёрного батальона ГК 4
Новиков Д. В. ст. унт.-оф. 481 пех. Мещовск. п. ГК 3,4
Пастухов А. А. мл. унт.-оф. 179 пех. Усть-Двинского п. ГК 4
Пименов А. М. ст. унт.-оф. 212 пех. Романовск. п. ГК 4
Подшивалов П. ряд. 481 пех. Мещовского п. ГК 4
Прокофьев М. А. ряд. 259 пех. Ольгопольского п. ГК 3,4; ГМ 4
Рукомойников А. Е. стрелок 24 Сибирск. стр. п. ГК 4
Соколов Н. Т. ст. фейерверкер Лейб-Гвардии Конной артиллерии ГК 4
Степанов К. Н. стрелок 14 Сибирского стр. п. ГК 4
Сусанин М. И. ряд. 302 пех. Суражского п. ГМ 4
Уточкин Е. В. ст. унт.-оф. 212 пех. Романовского п. ГК 3, 4
Чудинов Ф. Е. стрелок 7 Сибирского стр. п. ГК 4
Шведов А. А. ряд. 302 пех. Суражского п. ГМ 4
Кавалеры Императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) и Георгиевского оружия
Калужская губерния
Амбюль Ф. К., подполковник 196 пех. Инсарского п. Орден Св. Георгия IV ст.
Бабочкин А. А., генерал-майор, командир 247 пех. Мариупольского п. Орд. IV ст.
Гусев Е. Н., полковник 37 пех. Екатеринбургского п. Орд. IV ст.
Домерщиков М. М., ст. унт.-оф. отряда Балтийского флота при Кавказcкой Туземной конной дивизии, ст. лейтенант 1 Балт. флот. экипажа Г.К. I, II, III, IV ст.+ ГО.
Иванов Н. И., ген.-арт., ген.-адъютант, главноком. армиями Юго-Запад. фронта. Орд. II, III, IV ст.
Молчанов И. И., подполковник 9 пех. Ингерманланд. Императора Петра Великого п. Орд. IV ст.
Рузский Н. В., ген.-инф., ген.-адъютант, ком. 3 арм., главноком. армиями Северо-Западного фронта.
Орд. II, III, IV ст.
Щербачёв В. С., капитан 10 пех. Новоингерманландского п. Орд. IV ст.
Беседовал: Александр САМСОНОВ