В булочную не прокатит
С ростом цен на бензин услуги такси в Боровском районе перешли в разряд дорогих удовольствий. В чём причина скачка тарифов, какая служба – самая «золотая» и как избежать лишних трат?
С ростом цен на бензин услуги такси в Боровском районе перешли в разряд дорогих удовольствий. В чём причина скачка тарифов, какая служба – самая «золотая» и как избежать лишних трат?
В советское время отправиться в поездку по делам на колёсах с частником могли себе позволить исключительно состоятельные люди. В кинофильме «Бриллиантовая рука» актриса Нонна МОРДЮКОВА справедливо замечает: «Наши люди в булочную на такси не ездят».
Как без рук
Но прошло время. А спрос на такси возрос в разы. И когда поездка на частном транспорте стала, казалось бы, делом привычным, вдруг цены начали ползти вверх. Пользователи начали замечать, что стоимость привычных им поездок у некоторых перевозчиков выросла вдвое или даже втрое. Раньше путешествие практически в любой конец Боровска обходилось всего в сто рублей. Однако с недавнего времени некоторые перевозчики вместо привычной суммы накинули сверху ещё полтинник.
«Подняли цену на поездки исключительно на маршруты, соединяющие с центром окраины города, – объяснил один из боровских перевозчиков. – Тарифы выросли на путь в районную больницу, маршрут в магазин «Магнит» (на выезде возле заправки), дороже теперь путешествовать к концу улицы Берникова (остановка «Сельхозтехника) и к отдаленным точкам на Калужской».
Впрочем, и цены у разных перевозчиков сильно варьируются.
«У меня маленький ребенок. Машину не вожу, а дел много, нужно везде успеть, – рассказала местная жительница Юлия. – Когда с малышом остаются бабушки, в путь по срочным делам отправляюсь на такси. Недавно ехала из Ермолина в Уваровское и обратно. За путешествие в одну сторону на «Яндекс.такси» я отдала 276 рублей. Обратно в привычной мне службе такси вызвать не удалось, и отправилась с боровским перевозчиком. Но каково же было моё удивление, когда по прибытии обратно мне выставили счёт более чем в 400 рублей».
Цены растут, а качество?
Оценить качество услуг местных перевозчиков журналисты попросили жителей на нашей официальной страничке в «Вконтакте» «РИЦ». Те разделились на два лагеря. Одни уверены, что высокие цены на такси не соответствуют качеству предоставляемых услуг и и намерены от них отказаться.
«Пока пользуемся, но с повышением стоимости за проезд будем больше ходить, – говорит Валентина РЫБАЛКО. – Пусть приобретают нормальные машины, а не такие, как сейчас: порой садишься, а колени – выше головы. И салоны зачастую аккуратностью не отличаются – нет гарантии, что регулярно чистятся, дезинфицируются».
«Если цены поднимут, то должны и автопарк обновлять, – поддерживает ее боровчанка Ольга. – Не собираюсь 150 рублей отдавать за семерку старую. А вы уверены, что все владельцы подобных фирм налоги исправно платят, оформив всех до единого нанятых водителей официально? Но цены повышают, ссылаясь на расходы. Какие?»
«Не думаю, что все эти фирмы зарегистрированы как такси, зачастую просто диспетчерская служба только одна и оформляется», – утверждает Антон АВЕРИН.
Пропорционально
Однако часть боровчан к новости о повышении цен на проезд в частном автотранспорте отнеслись спокойно и с пониманием. Дело в том, что во многих российских городах тарифы уже давно выросли. И не только в частном, но и в общественном транспорте. Перевозчики аргументируют свою позицию тем, что цены на топливо и запчасти растут, услуги по ремонту авто дорожают. И, если не увеличивать стоимость перевозки пассажиров, то даже на обслуживание машины заработанных денег едва хватит.
«Мы не повышали тарифы на перевозки на протяжении восьми лет. За это время проезд в общественном транспорте менялся в большую сторону несколько раз, – говорит один из водителей местной службы такси Евгений. – Вы только посмотрите, как в последнее время подскочили цены буквально на всё. Топливо дорожает чуть ли не каждый день. За замену масла на СТО уже берут 700 рублей, а до Нового года просили 300. А про запасные части на машину я вообще молчу».
По словам водителя, сейчас многие уходят из сферы перевозок, так как этот бизнес стал невыгодным.
Сам Евгений работает в такси больше двадцати лет. «Раньше ездили единицы, а сейчас вызывают машину, чтобы доехать до соседней улицы, магазина», – говорит он.
Его поддерживает водитель Николай БУДАНОВ. Он утверждает, что в 2013 году заправлял 20 литров за 500 рублей. Сейчас за тот же объем топлива приходится выкладывать уже 1000 рублей. По мнению Николая, такси в Боровском районе должно было подорожать уже давно, и явно не на 50%.
На сегодняшний день среди самых дешевых, исходя из стоимости минимальной поездки по городу, – компания «Яндекс Go». До районной больницы из центра Боровска перевозчик предлагает добраться за 79 рублей, на втором месте – «Блюз», на третьем – «Вояж», на четвёртом – «Галактика», на пятом – «Ретро». Правда, стоит отметить, что сервис «Яндекса» окажется дешевым не каждый день. В зависимости от погодных условий, часа пик и других факторов приложение может взвинчивать цены до небес.
В «Яндекс Go» пояснили, что стоимость поездки рассчитывается сложным алгоритмом в режиме реального времени, и на нее влияет множество факторов. Среди них, например, время в пути, баланс спроса и предложения, который во многом определяется погодой.
«Рынок такси – конкурентный. Цены на нём не регулируются государством. Применяется динамическое ценообразование, то есть чем выше спрос или хуже условия работы, тем выше стоимость услуги», – поясняют в ФАС.
Не сахар
Надо сказать, что работа водителя такси относится к числу связанных с повышенной опасностью для себя и для пассажира. При этом за риск никто таксистам в частных компаниях не доплачивает. Водители заявляют, что на самом деле на сегодняшний день – это неблагодарная работа с отрицательной доходностью. В период пандемии из-за своей профессии, связанной с общением с большим количеством людей, многие заболели коронавирусом. Однако, по словам таксистов, в случае, если они попадают в какую-то неприятную ситуацию, их не подстраховывают. Расхлебывать неприятности приходится самим.
Оплата за проезд в общественном транспорте в Боровске, в отличие от, к примеру, того же южного Краснодара, пока что остается без изменений: контрактом с перевозчиком предусматривается субсидирование издержек.
Екатерина ЛУБИНЕЦ