Ученики балабановских и ермолинской школ отправились по следам исследователей Арктики первой половины XVIII века
В увлекательное видеопутешествие ребят погрузил научный сотрудник Калужского объединённого музея-заповедника Руслан СМОЛЕНСКИЙ
Погружение в историю
В актовом зале пятой балабановской школы Руслан Владимирович прочитал лекцию «Калужская Арктика». В первую очередь он пояснил школьникам значение древнегреческого слова «arktos», которое в переводе означает «медвежий».
«Что это значит? В древности мореплаватели ориентировались, как известно, по созвездиям. К примеру, по Большой медведице. Именно от названия этого созвездия и образовалось “arktos” – Арктика», – рассказал лектор.
Он также привёл ряд исторических фактов, поведал о полярниках, исследовавших Сибирь. Отметил, что в Арктической зоне сосредоточена большая часть природных ресурсов нашей страны.
«В своё время Пётр Великий прекрасно понимал это, и, несмотря на то, что все ресурсы были брошены на борьбу со шведами на западе, развернулся на восток, чтобы получить право суверенитета над всеми гигантскими безбрежными пространствами, которые России в то время не принадлежали. Почему? Принадлежность суверенитета определялась по наличию пограничных столбов, картографированию, описанию и установлению права данного государства на конкретной территории. У нас этого проделано не было. Только гипотетически по старым картам что-то декларировали, но доказать ничего не могли. Поэтому Пётр Великий снаряжает несколько экспедиций в Арктику. Но исследователи не возвращаются домой, они гибнут. Затем последний царь всея Руси издаёт поручение, по которому снаряжаются первая и вторая Камчатские экспедиции. Они полностью картографируют, устанавливают пограничные столбы по всей необъятной северной территории нашей страны. Современная карта Российской Федерации выглядит так только благодаря решениям Петра Первого, принятым порядка 300 лет назад», – погрузил школьников в подробности СМОЛЕНСКИЙ.
Бывает и такое
В полярных экспедициях Руслан Владимирович и сам бывал не раз. Он рассказал ребятам о команде единомышленников, вместе с которыми изучает архивы и отправляется в исследовательские путешествия. Школьники узнали много интересных фактов. Например, что Северный полярный круг – это линия, переступив которую, солнце никогда не заходит за горизонт. А эвенки – народ якутского посёлка Тикси – не снимают тёплых курток даже в июле. СМОЛЕНСКИЙ подтвердил свои слова видео- и фотокадрами, снятыми в одной из экспедиций, пояснив:
«На севере Якутии существует такое понятие, как температурная изотерма. Представьте, когда мы здесь в июле наслаждаемся солнечными днями, в Арктике максимум плюс десять градусов тепла. Дело в том, что в районах крайнего севера и местностях, к ним приравненных, средняя годовая температура воздуха колеблется от очень холодной до чуть более тёплой».
А вы гладили моржа?
В завершение лекции ребята «завалили» лектора интересующими их вопросами. Были среди них и серьёзные, и смешные. Ученик ермолинской школы Иван ХАРИТОНОВ поинтересовался, запланированы ли на ближайшее время подобные научные путешествия?
«В среднем время подготовки любой экспедиции – от двух до трёх лет. Просто так уйти в такое путешествие невозможно. Это очень сложный механизм, в котором изучаются архивные данные, идут согласования с местными властями. Но если получится, в этом году мы планировали разведывательную поездку на реку Хара-Улах, что в 90 километрах от Тикси. Это очень опасное место, там практически никто не живёт. Попытаемся туда попасть на вездеходе. Одна из основных задач – найти следы отряда Ласиниуса. Хотя десятки экспедиций справиться с этой задачей не смогли. Дай Бог, у нас получится», – ответил Руслан Владимирович.
Софья из 8 «а» пятой балабановской задала, по её словам, самый гениальный вопрос: «Какая на ощупь кожа моржа, если вы его гладили?»
СМОЛЕНСКИЙ пояснил, что делать это категорически запрещено: «Погладить моржа – оплошность, которая может закончиться трагически. Да, это милые животные, которые кажутся неповоротливыми. Но морж может мгновенно вывернуться, распоров участника экспедиции своими мощными бивнями».
Изучайте просторы Родины!
К слову, мероприятие провели по инициативе главы администрации Боровского района Николая КАЛИНИЧЕВА. Николай Александрович посетил лекцию в компании своих коллег – заместителя по социальной политике Ольги СИМАКОВОЙ и заведующей отделом образования Натальи КУСТОВОЙ.
Руководитель муниципалитета поблагодарил Руслана СМОЛЕНСКОГО за представленные на лекции уникальные материалы и обратился к школьникам: «Ребята, надеюсь, те эмоции, которые вы получили, слушая Руслана Владимировича, не оставили вас равнодушными. Быть может, у кого-то из вас возникнет желание более детально узнать о том, что вы сегодня услышали. И такая возможность у вас есть. Ведь каждый из вас при желании в будущем может стать и полярным исследователем, и историком, посвятив себя изучению бескрайних просторов нашей Родины».
Анастасия ВЯТКИНА