У меня зазвонил телефон
В начале сентября в СМИ появилась информация о запрете использования с 1 сентября мобильных телефонов на уроках в школах. Ермолинские психологи и педагоги бьют тревогу: реальной жизни техника ребенку не заменит!
О том, что с телефонами школьникам необходимо расставаться, когда звенит звонок на урок, заявил глава Минпросвещения Сергей КРАВЦОВ. Соответствующая норма прописана в новых санитарных правилах. Как уточнили в пресс-службе ведомства, телефоны нельзя использовать именно во время урока вместо планшета или компьютера. Причина в том, что у таких гаджетов маленький размер экрана. Это провоцирует нарушение осанки и напряжение органов зрения. Министр уточнил, что родители могут созвониться со своим ребенком во время перемены.
Делу время
В ермолинской школе этому правилу строго следуют. Как рассказала заместитель директора по воспитательной работе Наталья СОБОЛЕВА, в школе есть положение об использовании мобильной связи, согласно которому детям запрещено доставать телефон на уроках. На переменах такой техникой пользоваться разрешено, но есть ограничения, например, звук не должен быть громким, также без разрешения педагогов нельзя вести видеосъемку.
«К сожалению, на переменах некоторые дети сидят в гаджетах как “зомби”. Считаю, что в это время нужно отдыхать, заниматься повторением заданий, но телефоны притягивают школьников, как магнит. Они порой даже головы не поднимают, настолько увлечены своей техникой», – отмечает Наталья СОБОЛЕВА.
Соблазн велик, но мы сильнее
«Всё хорошо, но в меру», – считает кандидат психологических наук, педагог-психолог ермолинской школы Наталья ТАТЬЯНЧЕНКО.
«Конечно, ограничивать от гаджетов нужно, но мы сейчас живем в другом мире, чем раньше. Информационные технологии сопровождают нашу жизнь. Сейчас без них – никуда. Не остается ничего другого, как научиться с этим жить и правильно использовать».
Конечно, современная детвора уже не мыслит жизни, например, без электронных дневников. Так, некоторые ребята порой отказываются записывать домашнее задание на бумагу. Вместо того, чтобы выводить буквы ручкой, юные дарования щелкают всю «домашку» одним нажатием на любимый гаджет. Еще один лайфхак среди молодежи позволяет найти задание в электронном дневнике. Правда о том, что большинство рекомендаций педагоги озвучивают устно, находчивые «эйнштейны», видимо, попросту забывают. А потом – проблемы с успеваемостью.
Впрочем, бывает и так, что телефон или планшет действительно нужны. Взять даже учеников начальной школы. Когда учителя присылают ссылки на разные олимпиады в интернете или просьбы посмотреть полезный курс онлайн, ничего плохого в этом действительно нет. Полчаса–час обучения «в цифре», наоборот, могут стать отличной альтернативой любимым «стрелялкам» и «прыгалкам».
«Мы не можем просто отобрать у ребенка телефон и сказать: всё, больше им пользоваться не будешь, потому что это вредно, – отмечает Наталья ТАТЬЯНЧЕНКО. – Нужно ограничивать время, например, ставить лимит на игры. Для этого в интернете сейчас много разных родительских приложений. Но об ограничениях нужно разговаривать вместе с детьми и принимать совместное решение. Школьники должны отвлекаться на любимые хобби, мероприятия, быть задействованы в кружках. У них жизнь становится интереснее. Ребята начинают общаться со сверстниками, и тогда они меньше отвлекаются на телефон. Если же человек не занят, он, наоборот, все свое время будет посвящать гаджетам».
Как же увлечь чадо чем-то, кроме «стрелялок»? Кружки, по словам психолога, лучше выбирать для ребенка как можно раньше.
«Конечно, порой некоторые родители начинают искать секции, когда ребенок подрос, в восемь лет и даже позже. Но в этом возрасте школьник уже привыкает к определенному укладу жизни. Если же ребятня задействована в активностях, она более ответственно относится к задачам. У них уже есть достижения. Даже если они начинают бросать кружки, это происходит в основном в подростковом возрасте, когда меняются интересы».
Но и здесь, по словам Натальи ТАТЬЯНЧЕНКО, важную роль играет мотивация. Школьник должен сам выбрать любимое хобби и захотеть всерьез его освоить. Так, например, многие подростки мечтают научиться играть на гитаре. Так почему бы вместо сидения за компьютером не удивить одноклассников и родственников мелодичными аккордами? А для этого нужны тренировки. Впрочем, и здесь стоит объяснить ребенку, что его любимый гаджет никуда не денется.
«Некоторые взрослые любят лежать на диване и смотреть сериалы. Но одновременно человек еще и работает, – проводит аналогию педагог-психолог. – То есть, скорее всего, он сможет смотреть телевизор каждый день по вечерам – максимум час, учитывая нагрузку и семейные заботы, либо – на выходных, непродолжительное время. На работу ведь ходить надо. Вот то же самое – и с кружками. Если ты вовлечен и серьезно занимаешься, не будет на гаджеты времени».
Екатерина ЛУБИНЕЦ