Тяжелое бремя или билет в будущее?
Возьмут ли сад Пафнутьева монастыря под государственную охрану? Этот вопрос совсем скоро повторно предстоит рассмотреть областному Управлению, отвечающему за сохранение культурного наследия
Здания и другая недвижимость тоже могут быть памятниками. В Боровске об этом знают очень хорошо. К статусу объекта культурного наследия все относятся по-разному. И редко когда хозяин дома с оптимизмом смотрит на присвоение такового его имуществу. И это неудивительно, ведь признание объектом культурного наследия влечёт за собой бремя по его сохранению, кропотливые согласования при проведении различных работ и увеличение их стоимости.
Те, кто болеют за сохранение истории, понимают, что это единственный способ сделать так, чтобы в городах оставались достопримечательности, которые сделают их привлекательными для туристов.
Так, не первый год краеведами поднимается вопрос о необходимости придания охранного статуса саду Пафнутьев-Боровского монастыря, занимающему 15,5 гектара. Он входит в общий ансамбль вместе с собором и церковью с трапезной, колокольней, корпусами, башнями, крепостными стенами и въездными воротами.
Наследство Пафнутия
Монастырский сад заложен ещё в XV веке Преподобным Пафнутием, при котором и вырыли пруды для снабжения рыбой братии. Позднее их преобразовали в целый каскад водоёмов, огибающих крепость, высадив рядом плодовые сады. В XVIII веке за прудами высилось уже около тысячи деревьев. В 1830-х там появились новые сосновые аллеи, а чуть позже – липы. Сейчас большинству из них около 200 лет.
Задуматься об охране монастырского сада на законодательном уровне заставило появление в его западной части коттеджей в 90-х. Остановить наступление жилой застройки, по мнению градозащитников, способен только статус объекта культурного наследия.
Архитектор, государственный эксперт Илья ЯРОВОЙ считает данную территорию уникальной: это единственный сохранившийся исторический монастырский сад в регионе. Таких и во всей стране – по пальцам пересчитать. Однако под государственную охрану его брать не спешат. Как рассказал архитектор «Боровским известиям», весной прошлого года перед региональным Управлением по охране объектов культурного наследия был поставлен вопрос о включении сада в перечень выявленных памятников. Однако там отказались это сделать. ЯРОВОЙ обратился по аналогичному вопросу повторно. «Это очень русский сад со всем национальным своеобразием русской школы садово-паркового искусства», – считает архитектор.
Он убеждён, что откладывать вопрос внесения cада в реестр объектов культурного наследия нельзя. Деревья находятся в предельном возрасте. Конечно, молодости им статус не добавит, зато, по мнению Ильи ЯРОВОГО, повысит шансы на финансирование работ в саду. В пример он приводит солидный объём средств, уже направленный на ремонт построек монастыря – объекта культурного наследия федерального значения.
Зелёный свет зелёному парку
Кроме того, в нашем регионе не реализовано ни одного проекта реставрации или приспособления памятника садово-паркового искусства. Эти объекты растут сами по себе. Предмет охраны имеют всего восемь усадебных парков, говорит архитектор.
По мнению Ильи ЯРОВОГО, опасаться монастырю нечего. Статус памятника не потребует больших работ – предмет охраны достаточно скромен. По расчетам руководителя самой опытной в стране организации «Парковая реставрация» О.А.ДРОБНИЧ, занимающейся садово-парковым наследием, в случае этого монастырского сада исходить нужно из стоимости один миллион рублей за гектар. Сам ЯРОВОЙ готов безвозмездно провести экспертизу, дать рекомендации и заключение.
Какие обязательства будут у обладателя сада-памятника? Это сохранение планировки и структуры: конфигурации прудов, перпендикулярно посаженных аллей, рядов деревьев. Главное обременение, по сути, – кроме сада, там больше ничего не будет, за исключением существующей и не вызывающей сомнений хозяйственной зоны в северной части сада.
В любом случае, следующий шаг за Управлением по охране объектов культурного наследия, которому предстоит повторно рассмотреть вопрос о придании саду статуса памятника. Пойдут ли они на решение, которое поддерживают многие в научном сообществе, вплоть до федерального уровня?
В чём историко-культурная ценность монастырского сада?
- Историческая ценность. Сад начал формироваться в середине XV века самим Преподобным Пафнутием.
- Историко-культурная ценность. В устройство сада заложены черты, придающие национальное своеобразие всей русской школе садово-паркового искусства.
- Градостроительная ценность. Древесный массив участвует в формировании многочисленных панорам, составляющих важнейшую достопримечательность и своеобразие Боровска.
- Уникальность. Единственный в Калужской области сохранившийся монастырский сад.
Анастасия БОЛТАЧЕВА