Туристические каникулы
Приходя на вечер встречи выпускников, бывшие ученики первой боровской посещают и школьный музей. Один из стендов посвящён туристическим поездкам во время каникул
Будучи большой любительницей путешествий, учитель немецкого языка и наш классный руководитель Маргарита Алексеевна ЗАХАРОВА и ребят старалась ознакомить с достопримечательностями нашей страны. Казань, Ульяновск, Новороссийск, Волгоград, Ставрополь, Ленинград, Пятигорск, Кижи, города «Золотого кольца». Посещали Грузию (Гори, Кутаиси), Прибалтику (Рига, Таллинн, Вильнюс), Украину (на поезде «Дружба» проехали по маршруту Херсон – Винница – Одесса – Севастополь). Почти каждые каникулы куда-то ездили.
Благо, в советское время профсоюзы работали эффективно, и половину стоимости путёвок (а то и больше) оплачивали те организации, в которых трудились наши родители. То были не просто познавательные поездки, они имели огромное воспитательное и патриотическое значение. Никакие пафосные слова на митингах или классных часах не войдут в душу так, как увиденное на Малой Земле или Мамаевом Кургане. Каким бы ни был замечательным роман Александра ФАДЕЕВА «Молодая гвардия», от его прочтения не испытаешь того трепета, который охватывал нас, 13-14-летних подростков во время пребывания в Краснодоне. Когда под зловещий скрип железных дверей попадали в камеру пыток. Когда читали послания молодогвардейцев, написанные кровью. Когда подходили к шахте, на дно которой бросали этих героических парней и девушек.
Кстати, именно в этот период мы начали изучение «Молодой гвардии» на уроках литературы. И тем ребятам, которые побывали в путешествии по Луганской (на тот момент Ворошиловградской) области, затем было проще писать сочинение по этому произведению. Разве могли мы тогда представить, что через 30 лет эта территория будет снова атакована фашистами, на сей раз украинскими? И подвергнутся уничтожению памятники, которые являлись советскими святынями.
За всех в ответе
Нетрудно представить, с какими трудностями приходилось сталкиваться ЗАХАРОВОЙ. Кроме многочисленных организационных вопросов, которые надо было решать и перед поездкой, и по её ходу, предстояло постоянно помнить об ответственности, которую Маргарита Алексеевна несла за каждого из 25-30 ребят. Причём, не только тех, у кого была классным руководителем, но и учеников других классов, которых не могла знать досконально.
В каждый вояж она приглашала кого-то из своих коллег, но основную нагрузку возлагала на себя. Для сегодняшних учителей даже однодневная поездка с классом на комфортабельном автобусе из пункта «А» в пункт «Б» (скажем, в московский цирк) – это уже стресс, особенно учитывая повышенные требования к безопасности детей. Теперь для сравнения вкратце опишу, как мы добирались до Новороссийска. От Боровска до Балабанова – на рейсовом автобусе, потом на электричке до Москвы, на метро – с Киевского вокзала до Курского, а потом 36 часов пути в пассажирском поезде.
Не знаю, кто ещё мог решиться на такое, кроме ЗАХАРОВОЙ. Представьте себе группу подростков, на полторы-две недели оторвавшихся от родительской опеки. Естественно, за всеми нужен глаз да глаз. За каждым не уследишь. Бывало всякое. Кто-то в поезде с верхней полки свалится, кто-то в гостинице дверное стекло случайно разобьёт. В Волгограде один решил в мартовскую холодрыгу нырнуть в Волгу. Свой поступок он объяснил просто: «Разве можно побывать на великой русской реке и не искупаться в ней?» Потом Маргарита Алексеевна переживала, как бы пацан не подхватил воспаление лёгких. Но всё обошлось без последствий.
На второй день пребывания в Ярославле девочка, спускаясь с колеса обозрения, за что-то зацепилась, неудачно упала и вывихнула ногу. Все последующие дни она пролежала в гостиничном номере. Некоторые её подружки из солидарности готовы были оставаться рядом, чтобы не бросать бедолагу в одиночестве. А когда возвращались домой, мальчишки по очереди переносили пострадавшую на руках.
Так что в таких путешествиях на прочность проверялись дружба, взаимовыручка. А ещё случалось, что мальчика и девочку из разных классов, которые, пересекаясь в школьных коридорах, друг друга почти не замечали, в поездке вдруг охватывала влюблённость. И это не было сиюминутной вспышкой, у некоторых эти отношения после школы оканчивались бракосочетанием.
Конечно, эти вояжи отнимали у учителя много нервных клеток. И время от времени мы слышали из уст ЗАХАРОВОЙ: «Всё, устала, это была, наверное, последняя поездка». Но уже на следующие каникулы нас ждали новые вояжи. Это не считая того, что, помимо дальних выездов, мы регулярно посещали московские и калужские театры, музеи, концертные залы. Ходили в походы по историческим местам Боровского района.
ЗАХАРОВА не боялась приглашать в путешествия даже тех, кто имел репутацию отъявленных хулиганов. Помню, как перед поездкой в Новороссийск другие учителя пытались отговорить Маргариту Алексеевну: «Неужели вы даже ЭТОГО берёте? Да по нему же тюрьма плачет, вы с ним намучаетесь». Но это был своеобразный психологический ход, который в итоге себя оправдал. Чувствуя такое доверие учителя, мальчишка старался не подвести, и вообще после тех каникул изменился в лучшую сторону. А впоследствии этот дерзкий шалопай вырос в серьёзного делового человека. Однажды взял своих детей и повёз их по тем местам, где побывал в их возрасте благодаря любимому учителю.
На встречах бывших одноклассников воспоминания о туристических каникулах – излюбленная тема для разговоров. Недавно одна из выпускниц призналась: «За всю послешкольную жизнь я не путешествовала так много, как во время каникул, и всё благодаря Маргарите Алексеевне. Да ей за это при жизни памятник можно поставить!»
Дмитрий ОДИНОКОВ