«Трансмет» ушёл, осадочек остался

07 апреля 2021 г.

Компания по переработке отходов «переселилась» из ОПХ «Ермолино». Однако тонны её жизнедеятельности никуда не делись и грозят обрушить экологию микрорайона

«Трансмет» ушёл, осадочек остался

Компания по переработке отходов «переселилась» из ОПХ «Ермолино». Однако тонны её жизнедеятельности никуда не делись и грозят обрушить экологию микрорайона

Точка, точка, запятая

Деятельность компании по переработке органических отходов «Трансмет» пытаются прекратить не первый год. Точку в этом вопросе стараются поставить и общественность, и власти всех уровней, и прокуратура. Однако эта точка уже четыре года превращается в навязчивую и дурно пахнущую запятую.
В очередной раз темой разговора «Трансмет» стал на расширенном заседании областной комиссии по экологии с участием депутатов Заксобрания, руководителей района, города, боровской прокуратуры, «Водоканала», министерства природных ресурсов. Правда, беседовать пришлось в отсутствие представителей самого «Трансмета». На встречу они не пришли.
Жители ОПХ «Ермолино» признают: завоз отходов на территорию практически прекратился, но от этого угроза экологической катастрофы не стала дальше, даже если перестала пахнуть на весь микрорайон. «Трансмет» развёз отходы по земле, а не по бетонной площадке. Весной всё это начало подтаивать, впитываться в землю, в то время как рядом находятся скважины, из которых люди пьют воду. Вся эта жижа потекла в Протву. Море грязи – тысяч тонн», - рассказывают люди.
Вопрос у жителей один: когда всё это «добро» вывезут с территории. Людям нужны конкретные сроки, ведь обещания они слышат почти четыре года. Причём за это время сами они поняли: расчистки площадки «Трансмета» они не дождутся. «Там не 100 тонн – тысячи тонн. Навозохранилище на 2 тысячи тонн заполнено полностью. По 50 машин в день шли по нашей улице. Возить это некому, продать тоже. Теперь всё это тухнет, привлекая полчища крыс», - убеждены ермолинцы. Они считают, что площадку необходимо законсервировать, закрыть плёнкой и окюветить, чтобы не растекалось дальше.
Раскритиковали жители и «камеры», которым надлежит в режиме онлайн показывать, что творится на этой площадке. «Поставили лишь одну на высоте 15 метров. С неё не видно ни номеров автомобиля, ни того, что он везёт», - пояснили они.

Кто виноват и что делать?

От вопроса «Что делать?» перешли к парному «Кто виноват?». И вот здесь мнения прокуратуры и районной администрации диаметрально расходятся.
Как рассказал прокурор района Александр ЕГОРОВ, сигналы от жителей они начали получать в 2019 году. Тогда организовали и первую проверку совместно с Росприроднадзором и Россельхознадзором. На тот момент собственником земельного участка сельхозназначения был Индустриальный парк «Ворсино». Однако в последствии собственник разделил большой кусок на несколько, один из которых допсоглашением перешёл в бессрочную аренду «Трансмету».
Иск о прекращении деятельности компании по переработке отходов подан в ноябре 2019 года, однако из-за пандемии растянулся до июля. «К этому времени участок под производством «Трансмета» фактически перешёл в собственность районной администрации. Мы выставили предписание её руководителю, поручив навести там порядок. А в декабре направили ещё одно предписание, потребовав не только расторгнуть договор с «Трансметом» и привести участок в порядок, но и взыскать ущерб с него. В этом году свою проверку провёл Россельхознадор. Она завершена, и администрации грозит штраф в размере 200 тысяч рублей. Пока соответствующий документ не вступил в законную силу, но позиция неизменна: считаем, что у органа местного самоуправления было достаточно времени, чтобы расторгнуть договор аренды с «Трансметом». И именно власть здесь должна была стать инициатором», - считает Александр Владимирович.

В заложниках

Конечно, удобно в данном случае сделать крайней власть. Ругать её – в народе дело привычное. Но в этой ситуации всё же стоит копнуть глубже, оглянуться назад, и тогда становится ясно, что району досталось наследство, копившееся не один год, и разгрести его быстро не смог бы никто.
Индустриальный парк попросту отказался от куска земли под «Трансметом» в январе прошлого года. По закону этот участок перешёл в муниципальную собственность, и это далеко не тот случай, при котором дарёному коню в зубы не смотрят. Потому что на район в этот момент и свалилась головная боль с дурным привкусом. В данном случае администрация оказалась просто заложником ситуации, которому сейчас приходится разгребать весь этот бардак, который развели уже давно.
«До нас производство там было два года. Земля сельхозназначения. Собственник отказался от участка. В муниципальную собственность он попал уже с договором «Трансмета» и его продуктами деятельности. По закону арендатор имеет первоочередное право на аренду земли при смене ее хозяина. И «Трансмет» с начала 2020 года пытался отстоять это право в суде. В это время мы предпринимали попытки расторгнуть договор по соглашению сторон, но руководство компании навстречу не пошло. Поэтому теперь вопрос перетёк в русло судебного разбирательства по освобождению территории и рекультивации участка в связи с нецелевым использованием. Первое заседание состоится в середине апреля», - рассказала руководитель юридического отдела районной администрации Вера АБРАМОВА.
Понятное дело, что одним заседанием суд не завершится, и район ожидает длительная тяжба. Но, положа руку на сердце, здесь власть скована нормами закона, диктующими определённый алгоритм действий. Силком «Трансмет» не выселишь - нужно было дать компании срок на «переезд» (ведь там находится хоть и сомнительное, но всё же имущество предприятия), и лишь после этого выходить с иском. На всё это необходимо банально время. В противном случае за нарушение данного алгоритма сама прокуратура бы наказала администрацию очередным предписанием. Так что можно ли винить в данном случае её или нет – большой вопрос. К тому же, если оглянуться назад посильнее, то, получается, что около четырёх лет «Трансмет» работал на участке, на котором нельзя размещать производство такого характера. Однако делал он это на основании лицензии, выданной на осуществление деятельности именно на данной земле. Так может, размахивая шашкой в поиске виноватых, задать сначала другой вопрос: а кто выдал «Трансмету» эту лицензию?

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки