Таксисты в белых халатах

15 марта 2024 г.

Почему скорая помощь превратилась в извозчиков, имеет ли право фельдшер на обед спустя восемь часов работы нон-стоп и что мешает медикам спасать жизни, разбирались «Боровские известия»

Таксисты в белых халатах

С появлением соцсетей пожаловаться на ту или иную инстанцию стало проще простого. Достаточно предложить новость в местный паблик, и весь город будет обсуждать волнующую тебя проблему. И так уж вышло, что в благодарностях наше общество рассыпается в интернете редко, а вот негодование выливается в сеть весьма щедро.
Одной из тех сфер, которая испытывает критику слишком часто, является здравоохранение. Часто недовольство оказывается оправданным: наш район, к примеру, до сих пор не «победил» нехватку врачей, из-за чего поход в поликлинику, запись к медикам и получение услуг превращаются в увлекательный квест.
Объектом для критики периодически становится и скорая помощь. Так, на днях в соцсетях появилось видео: в небольшом отрывке конфликтной ситуации – фельдшер экстренной службы балабановской станции. Авторы ролика утверждали: на вызов к пожилой женщине «скорая» ехала несколько часов, а когда, устав ждать, близкие бабушки сами отправились на пост, то уткнулись в закрытую дверь, а когда достучались до медика, тот заявил, что у него обед.
Картина складывается шокирующая – ведь мы все знаем: помощь на то и «скорая», чтобы, включив сирену и маячки, как можно быстрее спасать чужие жизни. А тут воображение рисует человека при смерти и врача, спокойно жующего свой бутерброд за закрытой дверью.

Осталось за кадром

Однако при разборе ситуации оказалось не всё так однозначно. Чтобы понять это, достаточно осознать несколько вещей. Во-первых, те 20 минут, в которые должна уложиться «скорая» после принятого вызова, касаются лишь случая, если у пациента имеется непосредственная угроза жизни. В конкретной истории пожилую женщину на дому осмотрел врач и дал направление на плановую госпитализацию. И транспортировка в больницу в данной ситуации не входит в функции «скорой». Тем не менее медики в помощи не отказали, прибыв на место через два часа после вызова. И такой временной промежуток абсолютно нормален в этом случае.
До произошедшей ситуации фельдшер была на вызове у пациента с острым нарушением мозгового кровообращения – на экстренном вызове. И с 8 утра до 16 часов (когда и произошла конфликтная ситуация на пороге балабановского поста) ни разу не заехала на подстанцию. «У любого человека есть физиологические потребности. Не только покушать, но и в туалет сходить, пополнить лекарственный арсенал, да и попросту выдохнуть», – объясняет руководитель областного Центра скорой помощи Анна ЧЕРНОВА.
Вряд ли кто-то будет отрицать, что способен к такому восьмичасовому режиму нон-стоп. Но для медиков это норма. Они буквально ловят момент для того, чтобы сделать перерыв. И такой момент для балабановского фельдшера настал. Экстренных вызовов не было, и бригада приехала на подстанцию. «Пациентка, о которой писали в соцсетях, в помощи «скорой» не нуждалась – только в транспортировке в медицинскую организацию по месту жительства», – отметила ЧЕРНОВА.

Человек или робот?

Местная экстренная служба подчиняется региональному Центру медицины и катастроф. И подобные ситуации всегда на особом контроле его руководителя Анны ЧЕРНОВОЙ. Она отмечает, что в сфере здравоохранения профессиональное выгорание может настигнуть любого сотрудника. И в первую очередь ему подвержены именно медики «скорой».
Те, кто опустился до оскорбительных комментариев в соцсетях, не подумали о том, что медик – прежде всего человек. Человек, который проработал на «скорой» 36 лет на должности, на которую в очередь, увы, не встают. Человек, которого в городе многие знают. Знают её детей и внуков. Знают, сколько на её счету спасённых жизней. И публикация в популярном паблике довела фельдшера до такого состояния, когда она захотела всё бросить и написала заявление на увольнение. «Для нас это сотрудник с колоссальными знаниями. И она, как никто, нужна нам для того, чтобы не только оказывать качественную медицинскую помощь в районе, но и обучать молодёжь. Ведь сейчас она выступает на «скорой» ещё и как наставник, передавая свой бесценный опыт. Мы не имеем права потерять такого сотрудника, – убеждена руководитель областного Центра экстренной медицины. – Каждый человек хочет, чтобы в его городе было как можно больше медиков. Но люди не понимают, что такими поступками они сами отбивают желание молодых людей идти в эту профессию».

Горячая новость

В данной ситуации конфликтом правили эмоции. И если бы не они, думается, и до поста в соцсетях дело не дошло, и стороны поняли бы друг друга. Однако когда у нас возникает необходимость вызвать скорую помощь, о холодной голове речи не возникает. В услугах медиков экстренной медицины мы нуждаемся, когда близкому человеку плохо. Естественно, мы всеми силами будем защищать именно его. Вряд ли человек в этот момент задумается о режиме дня врача и об организации работы службы, в которой тот трудится.
Вот и получилось, что авторы попавшего в сеть видео не сдержали эмоций, нарисовав в голове свою картину произошедшего, заранее разделив себя и «скорую» на правых и виноватых. Всё, что они думают по данному поводу, они выплеснули на первого представителя службы, с которым встретились. Тот (напомним, тоже человек со своими чувствами и эмоциями) на агрессию ответил тем же. В ответ и появилась публикация в соцсетях, по которой понять причины конфликта было сложно. Эту месть холодным блюдом тоже было не назвать. А когда голова у всех остыла, фельдшер «прославился» на весь город за то, в чём не был виноват.
Журналисты «Боровских известий» пообщались с героем видео уже через несколько дней после публикации. Оказалось, масла в огонь в ситуацию подлили и в больнице, куда привезли бабушку, а там им сказали, что мест в стационаре нет. С боем госпитализировать пожилую женщину всё же удалось. И почему при выданном направлении на лечение в данное медучреждение пациенту попытались отказать – вопрос уже к другой структуре сферы здравоохранения, к которой «скорая» отношения не имеет.

Спасать жизни, а не обслуживать

Что же до видео в соцсетях, то диалог у журналистов с одним из его авторов выстроился адекватным, и пост был удалён в тот же день. На этом конкретный конфликт, думается, можно считать исчерпанным. Однако за ним стоит другая, более масштабная проблема, которая ставит под угрозу качество оказания скорой помощи в целом. Как рассказала руководитель региональной скорой Анна ЧЕРНОВА, почти 80 процентов вызовов их службы в области – не профильные! «Скорую» используют как палочку-выручалочку, когда сложно попасть к врачу, ведь ни для кого не секрет, что участковые службы тоже перегружены. Поликлиники испытывают острый дефицит кадров. Назреть он может и в скорой помощи, если люди и дальше будут относиться к экстренной медицине, как к такси или поликлинике на колёсах. Эти медики должны спасать жизни (причём, в том режиме, при котором не расстанутся со своей собственной в попытке успеть на все вызовы). Ведь никто бы из критикующих в соцсетях фельдшера не хотел, чтобы тот не успел лично к нему, находящемуся при смерти, только из-за того, что в этот момент доктор был занят непрофильным вызовом?
Кроме того, стоит отметить, что не только низкие зарплаты становятся причиной ухода из государственной медицины врачей. Ключевую роль здесь оказывает и отношение пациентов. И если оно не изменится, возможно, и спасать жизни в Боровском районе будет попросту некому, несмотря на обновлённый автопарк и станции «скорой» в каждом городе.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки