Стерпится-слюбится?
Новый электронный дневник «Моя школа» вошёл в жизнь образовательных учреждений района со скандалом. Когда сервис заработает, как положено, выясняли «Боровские известия»
Со второй четверти этого года школы Боровского района (как и все образовательные учреждения региона) перешли на новую информационную платформу. Если раньше для просмотра успеваемости ребёнка использовалась система «Сетевой город», то теперь все данные учеников переехали в систему «Моя школа» – единую точку доступа для педагогов, детей и их родителей.
О бонусах было рассказано много: просмотр оценок, расписания, домашнего задания, общие чаты, качественный образовательный контент, проведение интерактивных уроков, онлайн-библиотека, доступ к разным цифровым сервисам на всей территории страны.
Однако пока, увы, встать на рабочие рельсы этой программы непросто и удаётся далеко не всем. А потому «моей» «Школу» назвать могут пока не все.
Тут видно, тут не видно
Основная проблема, с которой столкнулись родители в первый же день работы «Моей школы» (7 ноября), – невозможность войти в систему. Первым советом большинству стала рекомендация проверить актуальность данных учётной записи на «Госуслугах», ведь именно через этот портал осуществляется авторизация на образовательной платформе.
Однако и после приведения в порядок этого электронного «досье» многие так и не прорвались на просторы «Моей школы».
«Старшего ребёнка программа видит, а младшего – нет, – рассказывает мама двух детей из Балабанова Татьяна ЯЦКОВА. – У многих в нашем классе уже получилось начать работать на платформе, но не у всех. Я уже в «Госуслугах» всё сделала, как надо, но пока без изменений. Сказали всем, у кого система продолжает выдавать ошибку, обращаться к секретарю школы».
Кто-то войти в программу не может совсем, другим это удалось, а найти в ней ребёнка они не смогли. Некоторые школы разводят руками и отправляют родителей в техподдержку. Родители недоумевают: зачем тогда образовательному учреждению нужно было требовать огромный список личных данных в конце первой четверти, если разбираться в проблеме они теперь должны через сервис?
Выживали, как могли
Многие задаются вопросом: чем не устраивал «Сетевой город», работа в котором уже отлажена? К слову, несмотря на то что этот сервис теперь перестал быть официальным, некоторые учителя продолжают дублировать оценки и домашнее задание туда, чтобы хоть как-то информировать детей и их родителей об образовательном процессе, пока «Моя школа» не заработает полноценно. Но в данном случае это добровольная инициатива самих педагогов. Понятно, что так делают далеко не все, а потому полноценной картины успеваемости школьника здесь не сложится.
Можно, конечно, сказать, что бумажные дневники никуда не делись, и всю эту информацию легко найти там. Однако не стоит забывать, что школьники – это дети. И если одни учатся добросовестно, то другие и дневник-то в школу не носят. Что и говорить: электронный дневник расслабил в этом плане всех, а потому заполнять его бумажную версию полноценно перестали и отличники. Так что в данной ситуации о родительском контроле образования собственного чада не может идти и речь. Между тем, вторая четверть в разгаре, и получат ли родители неприятный сюрприз в её конце в виде списка наконец появившихся в «Моей школе» оценок, большой вопрос.
Родительские чаты продолжают взрываться. Те счастливчики, которым удалось войти в программу, делятся «лайфхаками». Прорываются на портал всеми правдами и неправдами через сайт, приложение, рассказывают о разнице работы сервиса на айфонах и андроидах. В общем, пока «мы выживали, как могли». И если по совету психологов во всём искать плюсы, то он есть и здесь: и педагоги, и родители, и дети сплотились в единой мысли: проводить такую реформу посередине учебного года – это издевательство над всеми участниками образовательного процесса.
Система даёт сбои
Учитель истории и обществознания боровской первой школы Александр ПАВЛОВ признаётся, что переход с одной платформы на другую ему дался болезненно, несмотря на то что возраст позволяет педагогу идти в ногу со временем, так что с компьютером и гаджетами он, что называется, на «ты». Тем не менее Александр Дмитриевич считает, что со временем всё станет понятно, и к «Моей школе» привыкнут все. «Если вспомнить, такая же ситуация была и при внедрении «Сетевого города». Многие при внедрении сервиса ругались, а сейчас не хотят из него уходить», – отмечает он.
Однако «Моя школа», по мнению учителя, пока «сыровата». «Обучение работе в системе проводилось долго, но не в достаточном количестве. К примеру, о поурочных планах нужно было бы рассказывать часа четыре, а нам объяснили за час, а дальше как хотите», – приводит пример ПАВЛОВ.
Он добавил, что периодически система даёт сбои: «К примеру, мы все каникулы составляли расписание, контрольно-тематические планы на всю школу и вносили его на платформу, переносили туда оценки первой четверти, а в начале второй сервис обнулил все эти труды, будто мы ничего и не делали. Очень обидно, что столько сил и нервов ушло в песок».
Тем не менее в «Моей школе» (когда она полноценно заработает) педагог видит и плюсы: это контроль качества, родительский контроль, возможность дистанционной связи через сервис между педагогом и родителями. Если же говорить о минусах, то Александр Дмитриевич отмечает техническую недоработку в плане ненадёжности сохранения данных и непонятный интерфейс (но здесь уже дело привычки, на которую нужно время). Есть и, по мнению учителя, совершенно ненужные навороты, которые лишь усложняют работу с сервисом.
«Так или иначе, выбора у нас нет. Нам нужно привыкнуть работать в «Моей школе», так что со временем всё наладится, надеюсь. Это, в принципе, тот же электронный журнал с другим интерфейсом и дополнительным функционалом, который пока только всё усложняет. Со временем стерпится-слюбится», – считает педагог. В первую очередь, он ждёт отладки технической части «Моей школы» и больше здесь переживает за старшее поколение педагогов, которым во всём этом по понятным причинам разобраться гораздо сложнее.
Жаль учителей
Не сдерживают эмоции и руководители школ района. «Проект ужасен! Он не обдуман и не апробирован, мы мучаемся все. Я, конечно, успокаиваю своих учителей, что такая же проблема была и с «Сетевым городом», который мы в итоге освоили. Такая же картина с новой платформой», – считает директор балабановской первой школы Людмила КНЯЗЕВА, которая не понимает, за чем нужно было вообще переходить на другой сервис.
«Хотя бы с нового учебного года внедрили, чтобы мы за лето подготовились. Нам поставили невыносимые условия, в которые в разгар учебного года люди просто не успевают вникнуть. Не знаю, плохо или хорошо повлияет внедрение «Моей школы» на образовательный процесс. Пока лишь скажу, что мне жаль учителей, которым сейчас очень тяжело. Помимо работы с новым сервисом мы должны же ещё и учить детей, и воспитывать их, и мероприятия проводить, а у нас все за мониторами сидят», – объясняет Людмила Романовна.
Тем не менее в будущее директор смотрит с оптимизмом: «Я знаю, что всё будет в результате нормально, но через что мы придём к этому «нормально» и когда, непонятно».
Дневником по нервам
Районный отдел образования помочь школам мало чем может. Как рассказал его методист Олег ВОЛКОРЕЗ, если в случае с «Сетевым городом» сотрудники отдела имели доступ к системе, то «Моя школа» его исключает. То есть РОО в данном случае лишь координатор между образовательными учреждениями и разработчиками программы. «Вопросов у школ возникает очень много, мы их собираем, направляем разработчикам, а потом обратно пересылаем их ответ. Кроме того, у представителей школ есть общий чат, в котором присутствуют специалисты и сотрудники образовательных школ региона, где «Моя школа» внедрена ещё раньше по пилотному проекту, которые также разъясняют все тонкости. Сейчас обращений стало меньше, но нюансов всё ещё достаточно», – пояснил Олег Григорьевич.
С чем же всё-таки связана необходимость перехода с одной платформы на другую? «Эта система больше защищена. Кроме того, и доступ к персональным данным здесь очень ограничен, его имеют один-два человека из школы. В «Сетевом городе» любой классный руководитель мог видеть и самостоятельно вносить, изменять данные ребёнка. Конечно, педагогам это было удобно, но небезопасно с точки зрения защиты информации», – поделился своим видением Олег ВОЛКОРЕЗ.
В общем, и родителям, и детям, и педагогам не остаётся ничего другого, как набраться терпения и дождаться отладки этой новой системы. Главное, чтобы через год им не преподнесли очередной модный и, несомненно, ещё более защищённый электронный дневник, ударив, так сказать, инновациям по нервам его счастливых обладателей.
Анастасия БОЛТАЧЕВА