Советские мозаики: культурное наследие СССР
Доминирующим стилем искусства в СССР был соцреализм, прославляющий пролетариат и социалистические победы. Особой популярностью пользовались мозаики: яркие панно, героями которых становились политические деятели, рабочие, пионеры, ученые и космонавты. Ими украшали заводы, школы, метро, автовокзалы и прочие культурнообщественные места
Эти произведения, конечно, были частью идеологической пропаганды, но прежде всего, это были высокохудожественные произведения, которые выполнялись, как правило, признанными мастерами, имевшими классическое художественное образование, творчество которых высоко оценивалось коллегами и искусствоведами. Абсолютно все произведения проходили профессиональный отбор, зачастую выбирались на конкурсной основе, поэтому каждое произведение монументальной пропаганды (так называлось в СССР это направление изобразительного искусства) представляло собой плод работы профессионального художника или группы художников.
На них было приятно смотреть и мечтать о счастливом будущем страны. Но и сейчас на улицах наших городов, в тихих сквериках и парках, можно наткнуться на эти творения великой цивилизации.
Есть такое произведение и в Боровске. Находится оно на фасаде бывшего кинотеатра «Родина» на центральной улице города – Ленина. Кинотеатр был построен на месте разрушенного в начале 1960-х годах Успенского храма, по имени которого раньше называлась и сама улица.
Когда храм взорвали, то он не развалился на мелкие части, как ожидалось, а разломился на несколько массивных глыб, разборкой которых занимались потом несколько недель с применением тяжелой техники. Боровчане тяжело переживали уничтожение храма и язвили в адрес разрушителей и власти, что, мол, только разрушать научились. И правда, к тому времени в Боровске советской властью не было построено ничего, кроме здания школы №2 (на месте разрушенного Рождественского монастыря!). Да и потом, все новое строительство: здания райкома КПСС, здания горисполкома (теперь администрации города), здания почты, гостиницы (теперь малосемейное общежитие и кафе «Дружба»), нового РДК, жилых домов по улице Володарского и Коммунистической – сопровождалось уничтожением крепких купеческих особнячков или уютных городских зон отдыха.
Ворчали горожане недолго и быстро успокоились, т.к. узнали, что на месте разрушенного храма построят современный кинотеатр с широкоформатным экраном, а на территории храма разместят танцплощадку с крытым амфитеатром и благоустроенной видовой площадкой.
К тому времени в Боровске кинофильмы можно было посмотреть в городском кинотеатре на площади Ленина (б. дом купцов Сергеевых), в клубе фабрики «Красный Октябрь», в клубе автоколонны (на ул. Коммунистической), в Доме охотников (на ул. П. Шувалова) и в летнем кинотеатре на городище. Все они с трудом отвечали чаяниям горожан, для которых просмотр кинофильмов был в то время одним из немногих возможных видов культурного досуга.
Здание нового кинотеатра отличалось большим светлым фойе, удобным доступом к двум кассам. Оно было оборудовано современным, на то время, оборудованием, имелись туалеты, собственная котельная.
Однажды, возвращаясь из школы, я увидел, что над выступающим вестибюлем рабочие возвели леса и на них суетились какието люди. Часть стены была занавешена брезентом и не просматривалась. Довольно скоро леса были убраны, и Боровску явилась картина, где на фоне бескрайних просторов с голубыми облаками и радугой была изображена голова женщины. Над картиной по карнизу были укреплены буквы с названием нового кинотеатра «Родина». Весь город ходил любоваться! Новый кинотеатр с картиной на фасаде стал гордостью боровчан!
После распада Советского Союза в 1991 году большая часть искусства в общественном пространстве была разрушена или попросту перестала поддерживаться. Мозаичное панно с элементами классической техники граффито и рельефным рисунком поблекло и давно уже не воспринимается произведением искусства. Мало кто знает теперь и его название. Здание кинотеатра давно продано, и теперь в нем размещается сетевой магазин. Его благоустроенная территория с танцплощадкой, амфитеатром и видовой площадкой тоже оказалась в частных руках, огорожено и исчезло как общедоступная территория. Некогда любимое место отдыха боровской молодежи перестало существовать.
Я не знаю авторов боровской мозаики. По некоторым техническим приемам (использование одновременно мозаики, рельефного рисунка и граффити) можно предположить, что ими могли быть художники круга легендарных советских монументалистов Владимира Васильцова и Элеоноры Жарёновой, выполнивших несколько подобных композиций в Калуге. Одну из них – мозаичный рельеф «Космос» – недавно отреставрировали. Главный архитектор Калуги А. Комов сообщил, что работы по возвращению мозаичных панно советского периода будут продолжены. Эти слова вдохновляют, а практический опыт Калуги может быть изучен и применен для сохранения боровского панно «Родина».
Понятно, что собственнику здания кинотеатра в Боровске никакое советское наследие не требуется, и боюсь, что однажды единственное в районном центре мозаичное панно советского периода просто исчезнет. А ведь во многих городах России, в т.ч. и в малых, например в г. Лысьва Пермского края, уже сегодня осознали важность сохранения подобных культурных памятников советской эпохи: создаются парки советской скульптуры, сберегаются и восстанавливаются культовые вывески советского периода, ведут учет и переводят в разряд памятников истории и культуры объекты монументального искусства советского периода.
Если нельзя сохранить панно на частном здании, то можно воспользоваться технологиями переноса подобных картин в другое место. Например, в Вологде объект культурного наследия панно «Музыка», расположенный в здании музыкального училища, был создан в 1969 году художником Александром Асафовым. Изначально мозаика украшала центральный фасад учебного корпуса на улице Горького, но позже была перенесена в здание актового зала. На панно изображен скрипач, русский танцевальный ансамбль, вокалистка и композитор.
Гордятся своими полотнами, которые украшают подземные переходы, ростовчане, а сайты о туризме включают их в десятку достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть в донской столице. В настоящее время все подземки находятся в руках частных лиц и арендаторов, уникальные панно содержатся и реставрируются не лучшим образом. Но ситуация постепенно улучшается, мозаикам присваивается охранный статус, а большая их часть уже не загораживается торговыми точками и доступна для просмотра.
Может быть и у нас получится?
Павел Хомутинников