Советские мозаики: культурное наследие СССР

26 октября 2022 г.

Доминирующим стилем искусства в СССР был соцреализм, прославляющий пролетариат и социалистические победы. Особой популярностью пользовались мозаики: яркие панно, героями которых становились политические деятели, рабочие, пионеры, ученые и космонавты. Ими украшали заводы, школы, метро, автовокзалы и прочие культурно­общественные места

Советские мозаики: культурное наследие СССР

Эти произведения, конечно, были частью идео­логической пропаганды, но прежде всего, это были высокохудожественные произведения, которые выполнялись, как правило, признанными мастерами, имевшими классическое художественное образование, творчество которых высоко оценивалось коллегами и искусствоведами. Абсолютно все произведения проходили профессиональный отбор, зачастую выбирались на конкурсной основе, поэтому каждое произведение монументальной пропаганды (так называлось в СССР это направление изобразительного искусства) представляло собой плод работы профессионального художника или группы художников.
На них было приятно смотреть и мечтать о счастливом будущем страны. Но и сейчас на улицах наших городов, в тихих сквериках и парках, можно наткнуться на эти творения великой цивилизации.
Есть такое произведение и в Боровске. Находится оно на фасаде бывшего кинотеатра «Родина» на центральной улице города – Ленина. Кинотеатр был построен на месте разрушенного в начале 1960-­х годах Успенского храма, по имени которого раньше называлась и сама улица.
Когда храм взорвали, то он не развалился на мелкие части, как ожидалось, а разломился на несколько массивных глыб, разборкой которых занимались потом несколько недель с применением тяжелой техники. Боровчане тяжело переживали уничтожение храма и язвили в адрес разрушителей и власти, что, мол, только разрушать научились. И правда, к тому времени в Боровске советской властью не было построено ничего, кроме здания школы №2 (на месте разрушенного Рождественского монастыря!). Да и потом, все новое строительство: здания райкома КПСС, здания горисполкома (теперь администрации города), здания почты, гостиницы (теперь малосемейное общежитие и кафе «Дружба»), нового РДК, жилых домов по улице Володарского и Коммунистической – сопровождалось уничтожением крепких купеческих особнячков или уютных городских зон отдыха.
Ворчали горожане недолго и быстро успокоились, т.к. узнали, что на месте разрушенного храма построят современный кинотеатр с широкоформатным экраном, а на территории храма разместят танцплощадку с крытым амфитеатром и благоустроенной видовой площадкой.
К тому времени в Боровске кинофильмы можно было посмотреть в городском кинотеатре на площади Ленина (б. дом купцов Сергеевых), в клубе фабрики «Красный Октябрь», в клубе автоколонны (на ул. Коммунистической), в Доме охотников (на ул. П. Шувалова) и в летнем кинотеатре на городище. Все они с трудом отвечали чаяниям горожан, для которых просмотр кинофильмов был в то время одним из немногих возможных видов культурного досуга.
Здание нового киноте­атра отличалось большим светлым фойе, удобным доступом к двум кассам. Оно было оборудовано современным, на то время, оборудованием, имелись туалеты, собственная котельная.
Однажды, возвращаясь из школы, я увидел, что над выступающим вестибюлем рабочие возвели леса и на них суетились какие­то люди. Часть стены была занавешена брезентом и не просматривалась. Довольно скоро леса были убраны, и Боровску явилась картина, где на фоне бескрайних просторов с голубыми облаками и радугой была изображена голова женщины. Над картиной по карнизу были укреплены буквы с названием нового кинотеатра ­ «Родина». Весь город ходил любоваться! Новый кинотеатр с картиной на фасаде стал гордостью боровчан!
После распада Советского Союза в 1991 году большая часть искусства в общественном пространстве была разрушена или попросту перестала поддерживаться. Мозаичное панно с элементами классической техники граффито и рельефным рисунком поблекло и давно уже не воспринимается произведением искусства. Мало кто знает теперь и его название. Здание киноте­атра давно продано, и теперь в нем размещается сетевой магазин. Его благоустроенная территория с танцплощадкой, амфитеатром и видовой площадкой тоже оказалась в частных руках, огорожено и исчезло как общедоступная территория. Некогда любимое место отдыха боровской молодежи перестало существовать.
Я не знаю авторов боровской мозаики. По некоторым техническим прие­мам (использование одновременно мозаики, рельефного рисунка и граффити) можно предположить, что ими могли быть художники круга легендарных советских монументалистов Владимира Васильцова и Элеоноры Жарёновой, выполнивших несколько подобных композиций в Калуге. Одну из них – мозаичный рельеф «Космос» – недавно отреставрировали. Главный архитектор Калуги А. Комов сообщил, что работы по возвращению мозаичных панно советского периода будут продолжены. Эти слова вдохновляют, а практический опыт Калуги может быть изучен и применен для сохранения боровского панно «Родина».
Понятно, что собственнику здания кинотеатра в Боровске никакое советское наследие не требуется, и боюсь, что однажды единственное в районном центре мозаичное панно советского периода просто исчезнет. А ведь во многих городах России, в т.ч. и в малых, например в г. Лысьва Пермского края, уже сегодня осознали важность сохранения подобных культурных памятников советской эпохи: создаются парки советской скульптуры, сберегаются и восстанавливаются культовые вывески советского периода, ведут учет и переводят в разряд памятников истории и культуры объекты монументального искусства советского периода.
Если нельзя сохранить панно на частном здании, то можно воспользоваться технологиями переноса подобных картин в другое место. Например, в Вологде объект культурного наследия панно «Музыка», расположенный в здании музыкального училища, был создан в 1969 году художником Александром Асафовым. Изначально мозаика украшала центральный фасад учебного корпуса на улице Горького, но позже была перенесена в здание актового зала. На панно изображен скрипач, русский танцевальный ансамбль, вокалистка и композитор.
Гордятся своими полотнами, которые украшают подземные переходы, ростовчане, а сайты о туризме включают их в десятку достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть в донской столице. В настоящее время все подземки находятся в руках частных лиц и арендаторов, уникальные панно содержатся и реставрируются не лучшим образом. Но ситуация постепенно улучшается, мозаикам присваивается охранный статус, а большая их часть уже не загораживается торговыми точками и доступна для просмотра.
Может быть и у нас получится?

Павел Хомутинников

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки