Сотни километров под контролем
В эту особо снежную зиму сотрудникам дорожной службы приходится непросто. Природа ежедневно в буквальном смысле подбрасывает проблемы в виде обильного снегопада.
В эту особо снежную зиму сотрудникам дорожной службы приходится непросто. Природа ежедневно в буквальном смысле подбрасывает проблемы в виде обильного снегопада. Как удаётся с этим справляться? Насколько справедливы упрёки в адрес дорожников? В этом попытались разобраться «Боровские известия», пообщавшись с директором ДРСУ Фёдором СЕЧИНЫМ
В зоне особого внимания
В ведении ДРСУ на территории Боровского района находятся 237 километров дорог областного подчинения. 132 из них с асфальтовым покрытием. Остальное – грунтовые. Каждое направление делится на категории. Есть, к примеру, такое понятие, как опорная дорожная сеть района. В неё входят несколько особо важных участков. Например, много хлопот доставляет направление Балабаново–Лапшинка–Кабицыно. За последнее время здесь выросли крупные жилые массивы (в частности, микрорайон Молодёжный), появились важные социальные объекты (школа, поликлиника). А дорожные условия не изменились. Поэтому здесь постоянно пробки.
Часть дороги М-3 «Украина» проходит через ворсинскую экономическую зону. Дорога Сатино–Совьяки–Лучны–Рязанцево важна как объездной путь через Боровск. Кроме того, в эту опорную сеть входят трассы Боровск–Балабаново, Боровск–Малоярославец–Кривское, Боровск–Малоярославец–Обнинск. Естественно, они требуют повышенного внимания. Но это вовсе не означает, что другие территории дорожниками забыты.
На пределе возможностей
«В среднестатистическую зиму нам хватает сил и средств для содержания дорог в удовлетворительном состоянии, – рассказывает СЕЧИН. – Но природа со статистикой не считается. Последние две зимы выдались особенно снежными. Нынешний январь, кажется, побил все рекорды. 27 дней месяца были отмечены снегопадами. Причём, в некоторые дни количество снега, выпавшего за сутки, превышало недельную норму. Ещё более осложнили обстановку сильные метели. В результате многие населённые пункты (Медовники, Серединское, Бортники, Пинашино, Семичёво, Гольтяево) оказались отрезанными от внешнего мира. Дороги фактически сравнялись с полями».
Поэтому техника и люди работают с максимальной нагрузкой и на пределе возможностей. Коллектив возрастной, большинство трактористов и водителей – старше 55 лет. Молодёжь на эту работу идёт неохотно. А ветераны – народ закалённый, выносливый. Выросшие в советской системе, они воспитаны на принципе: «Сначала думай об обществе, а потом – о себе». Мужики с пониманием относятся к ситуации. Без возражений выходят на работу в 4 утра, чтобы к началу светового дня обеспечить более-менее нормальный проезд для автомобилистов. И трудятся по 12-13 часов. Что называется, от темна до темна.
Когда двое рабочих выбыли из-за болезней и вышел из строя один из грейдеров, ситуация стала и вовсе критической. Но никто не ноет, не бастует, все работают на совесть.
Всем не угодишь
Как известно, лучше один раз увидеть. Фёдор Николаевич предлагает покинуть кабинет и поехать воочию посмотреть, как чистятся дороги. Наш путь лежит к западным окраинам Боровского района, в направлении асеньевского сельского поселения. Этот маршрут был выбран не случайно. Накануне поступила информация, что около деревни Серединское застрял школьный автобус. А житель деревни Семичёво в очередной раз пожаловался районному и областному руководству на некачественную работу дорожников.
Но пока до Семичёва ещё далеко, дорога выглядит вполне удобоваримой. Как и везде зимой, она немного заужена. Вдоль обочин лежат сугробы. СЕЧИН поясняет, что вывозить снег слишком накладно, у организации для этого недостаточно средств. Поэтому снежные массы скидываются в кюветы. Но и кюветы ведь не бездонные, поэтому и вырастают холмы на обочинах. И чтобы расширить дорогу, грейдеристам приходится проходить участки по 2-3 раза.
В деревне Тишнево женщина энергично машет лопатой, откидывая снег подальше от своей калитки, как раз к обочине. Это проблема большинства населённых пунктов, которые пролегают вдоль трасс. Многие жители самовольно расширяют границы своих участков, чуть ли не до дороги. А потом, когда грейдеры к этим заборам ссыпают снег, то хозяева начинают возмущаться. Пожилой житель деревни Городня недавно встал на обочине и заявил: «Не позволю проехать технике! Можете меня давить!».
Всем не угодишь. Одни требуют посыпать дороги реагентами, когда скользко. Другие, наоборот, недовольны. Они опасаются выгуливать собак, поскольку реагенты могут нанести вред животным.
Согласно нормативам
По ходу поездки директор ДРСУ даёт комментарии: «Вот всю предыдущую ночь шёл снег. Сейчас на часах 10.30. Дорога уже расчищена. При этом данная трасса причислена к категории «Г», она не относится к числу основных. Здесь допускается толщина снежного слоя до двух сантиметров. И мы стараемся эти нормы соблюдать. Обратите внимание: даже дорожную разметку хорошо видно.
По ширине дорога немного не дотягивает до норматива. Мы стремимся к наилучшим показателям. Но для этого нужно, чтобы природа приостановила снегопад хотя бы дней на десять. И техника должна быть более мощная, чем та, которой наше предприятие сегодня располагает».
Некоторые машины, обгоняющие нас, движутся со скоростью около 100 километров в час. Следовательно, состояние трассы позволяет так разгоняться? И разъезжаются встречные авто без всяких проблем.
А вот и два трактора ДРСУ, расчищающие дорогу. Это Юрий ПОНОМАРЕНКО и Анатолий ТАХТАСИМОВ едут друг за другом, как самолёты, – ведущий и ведомый. Один чуть ближе к середине дороги, другой проходит по самой кромке. Заезжают и к павильонам автобусных остановок, чтобы автобусу было удобно подъезжать, а пассажирам – безопасно садиться. Неподалёку сгребает снег на повороте Виталий ОРЛОВ. Директор отмечает также героический труд водителей Сергея ЛАВРОВА, Сергея ОРЛОВА, Василия СЕМЁНОВА.
После Тишнева сворачиваем на просёлочную дорогу, ведущую на Серединское и Коростелево. Здесь уже дорожное покрытие не такое гладкое, но ехать можно без проблем. Почти нет участков, где можно было бы забуксовать (если, конечно, управлять машиной грамотно и не пытаться лихачить). Тем более, скорость движения на таких дорогах ограничена до 40 км в час.
Подъезжаем к месту, где забуксовал школьный автобус. В сугробе видны следы. Фёдор СЕЧИН, оценив обстановку, приходит к выводу, что причиной небольшого инцидента стало вовсе не плохое состояние дороги, а пресловутый человеческий фактор.
Перед поворотом на Борисово проезжаем несколько довольно протяжённых участков, где с обеих сторон простираются широкие поля. И ни одного деревца. В тот день (1 февраля) был штиль, и проехать можно было без проблем. Но стоит огрызнуться ветру, как проезжую часть моментально заметает. Даже если каждые полчаса будет проезжать грейдер, это будет сизифов труд. Как можно в такой ситуации обвинять дорожников в некачественной работе?
В деревне Семичёво проезжаем мимо дома того самого жителя, который утверждает, что передвигаться по деревне невозможно. Но в тот раз мы с СЕЧИНЫМ не испытали никаких проблем. Не думаю, что директор загодя бросил на этот участок все силы, чтобы перехитрить журналиста.
На обратном пути руководитель ДРСУ резюмирует: «Мы работаем с максимальной отдачей. И я оцениваю деятельность предприятия как удовлетворительную. До «отлично» на сегодняшний день мы не дотягиваем. Но дорожных коллапсов, безвыходных ситуаций стараемся не допускать. В силу ряда объективных и субъективных причин, о которых я говорил выше, не всегда можем обеспечить своевременную и качественную очистку дорог. Когда в строю всего десяток рабочих, они не могут одновременно охватить весь район. Понятно, что в экстренной ситуации мы в первую очередь бросим силы на участок Лапшинка–Кабицыно, где в сутки проезжает до 15 тысяч машин. А уже потом – на Гольтяево и Семичёво (как бы ни обижались на нас жители этих населённых пунктов). К сожалению, не все это понимают».
СЕЧИН относится к подобным моментам философски. Он осознаёт: такова специфика работы, которая всегда на поверхности, на виду. Огрехи не скроешь. Но зацикливаться на этом не стоит, иначе не хватит времени на работу. А её предстоит ещё много: впереди целый февраль, который, как прогнозируют, тоже будет снежным. А весной появятся другие проблемы. Каждый сезон приносит свои сюрпризы.
Дмитрий ОДИНОКОВ