«Следовать предмету охраны»
Архитектор Илья ЯРОВОЙ утверждает, что единственный возможный путь воссоздания типографии, которую снёс Виталий РЕУКОВ, – на основе узаконенного предмета охраны этого здания как объекта культурного наследия (предмет охраны – совокупность особенностей объекта, подлежащих сохранению). Потому что это единственно законный путь
Чуть меньше месяца назад «Боровские известия» достали со ставшей уже пыльной полки тему снесённой типографии в райцентре. Произошло это после беседы с экс-мэром, почетным гражданином города Владимиром КАНУННИКОВЫМ, с которым журналисты сошлись на мысли о том, что воссоздание здания должно быть выгодно всем: и экспертам, и краеведам, и муниципалитету, и самому предпринимателю. Однако тогда остаётся один вопрос: почему вместо этого дома уже более шести лет лишь пустота, отнюдь не красящая Боровск? Ответ на этот вопрос мы поискали у самого собственника типографии Виталия РЕУКОВА. Он говорит, что стал заложником ситуации, при которой воссоздать здание хочет, но никто не знает, как оно выглядело изначально. Кроме того, нет никаких документов, которые позволили бы это выяснить, о чём он получил заключение экспертов.
Эта публикация привела в «Боровские известия» ещё одного гостя – аттестованного эксперта по проведению историко-культурной экспертизы, архитектора Илью ЯРОВОГО, который подготовил более 500 паспортов памятников истории и культуры и провел более 200 экспертиз выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия, включая боровскую площадь. Именно по его акту экспертизы здание, известное боровчанам как здание типографии, получило статус объекта культурного наследия. Его фамилия фигурировала и в нашей публикации. С высказываниями Реукова об известных ему событиях он не согласен, а потому сегодня редакция предоставляет слово ему.
Илья ЯРОВОЙ:
«В Калужской области я работаю 34-й год, и впервые на моей памяти вопрос о сносе объекта культурного наследия (здания бывшей типографии) обсуждался на заседании областного правительства. Произошло это 22 мая 2017 года (снесли здание 16 мая). Проведение мной историко-культурной экспертизы ансамбля площади Ленина началось 2 мая этого же года, когда здание еще стояло, что давало основание для его рассмотрения как потенциального объекта культурного наследия. Эту работу я завершил в августе, а в октябре управление по охране объектов культурного наследия Калужской области внесло здание в реестр объектов культурного наследия под исторически обоснованным наименованием “Дом с лавками”.
Шумиха была серьёзная, все понимали, что надо срочно воссоздавать здание. Управление по охране объектов культурного наследия обратилось ко мне и архитектору Юрию ШИЛЕНКОВУ (которого я считаю реставратором №1 в Калужской области и который хорошо знает Боровск), чтобы мы взялись за это дело. Разумеется, с учетом утвержденного по результатам экспертизы предмета охраны. ШИЛЕНКОВ – за проектирование, я – за создание вектора, в рамках которого действовать, чтобы быстрее пройти экспертизу проекта. В январе 2018 года Управление, как и положено, выдало РЕУКОВУ Задание на проведение работ, в котором был прописан предмет охраны, которому необходимо следовать. РЕУКОВ подписал Задание со своей стороны 10 февраля 2018 года.
Проводились совещания, на которых присутствовали, в частности, мы с ШИЛЕНКОВЫМ и РЕУКОВ. Все мы готовы были идти ему навстречу. Говорили, что главное – восстановить фасад, который обращён на площадь. Предмет охраны позволял при этом расширить площадь здания, углубившись при строительстве во двор, облагородить облик крыла, тянувшегося во двор. По внутренней планировке ограничения были минимальными. Эти разговоры происходили уже после заключения мирового соглашения. Мы шли на достаточно большой компромисс. Только делайте, Виталий Георгиевич, делайте!
В статье Виталий РЕУКОВ утверждает, что ему не на что опираться при восстановлении здания. Но это не так: опираться можно и нужно на результаты именно проведённой и утверждённой государственным органом (Управлением по охране объектов культурного наследия) историко-культурной экспертизы ансамбля площади Ленина. Точнее – опираться на предмет охраны. Этой информации для профессионально-ориентированного проектировщика вполне достаточно для проектирования. Вовсе не обязательно узнавать, как здание выглядело в 1857 году, опираться нужно на фотофиксацию 2017 года, которая содержится в акте экспертизы в отношении ансамбля площади Ленина, и описание предмета охраны. Кроме того, есть фотографии здания типографии военного времени. То, что она отстроена в советское время, – неправда. Просто многие здания, переходя из рук в руки, подвергались большей или меньшей перестройке и приобретали несколько иной вид. Рассматриваемое здание получило для размещения типографии 2-этажную пристройку к западному фасаду и крыло, тянущееся во двор. Искать, как здание выглядело в 1857 году, – пустая трата времени. То, что утверждено государственным органом, и необходимо, и достаточно для проектирования. То, что по справке из БТИ год строительства здания датируется 1917-м, тоже для любого эксперта не будет удивительным. Когда БТИ не имеет информации о датах строительства дореволюционных домов, оно пишет год революции.
На название “Дом с лавками” тоже при воссоздании опираться не нужно – это имя, которое даёт представление о том, для чего здание изначально строилось, что важно для истории, но не для возведения.
РЕУКОВ говорит о том, что покупал здание под снос. Но в аукционной документации был пункт об обременении: в соответствии с 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия” сохранить застройку выявленного объекта культурного наследия ”Ансамбль площади Ленина”. И как эти его слова о покупке под снос соотносятся с его ставшими притчей во языцех словами ”Снес случайно, так получилось”? Вопреки мнению организации “Радиан”, мы с ШИЛЕНКОВЫМ, поднимавшие здания худшей сохранности, считаем, что “Дом с лавками” не был аварийным. Это подтверждают фотографии из упомянутого акта экспертизы.
Также Виталий Георгиевич утверждает, что я отказался от его предложения заняться исследованием и проведением экспертизы. Опять неправда. Кроме советов на совещаниях, я и в неоднократных разговорах вдвоем старался скорее решить проблему. Никаких отказов не было. В последний раз, в декабре 2021 года, он прислал фасады, не имеющие ничего общего с теми, что были. На мой упрёк он сказал, что ему нужно сначала определиться с внутренней организацией здания, получил ответ – вам нужно двигаться от внешности дома – и пропал. В июле прошлого года на заседании Экспертного совета по вопросам сохранения наследия Боровска именно я ставил вопрос об ускорении воссоздания здания. Никаких отказов не было и со стороны ШИЛЕНКОВА.
Важно иметь в виду следующее: разумеется, восстановление типографии стоит немалых денег. Но разработка раздела проекта, определяющего облик, составляет 10-15 процентов от общей стоимости проекта, включая инженерно-технические решения. Львиную долю РЕУКОВУ нужно платить в любом случае. Но ведь он же на что-то рассчитывал, покупая здание “под снос”».
Встреча с Ильёй ЯРОВЫМ наводит на мысль о том, что если все стороны, которые могут внести свой вклад, чтобы вместо пустыря на площади Ленина выросло здание, начнут этот воз везти в одном направлении, реализация проекта окажется более чем реальной. Более того, все они говорят о том, что хотят, чтобы здание типографии было воссоздано. Где в таком случае происходит сбой? Ответ на этот вопрос мог бы родиться, если бы участники темы собрались за одним столом. Надеемся, такая встреча не за горами.
Анастасия БОЛТАЧЕВА