Школа без опасности
Стрельба в казанской гимназии стала очередным поводом, чтобы задуматься о том, как устроена система безопасности в образовательных учреждениях и насколько она эффективна.
Стрельба в казанской гимназии стала очередным поводом, чтобы задуматься о том, как устроена система безопасности в образовательных учреждениях и насколько она эффективна. Корреспондент «Боровских известий» попросил директоров школ района ответить на одни и те же вопросы, чтобы узнать, как защищены наши дети
За последние три года на образовательные учреждения несколько раз совершались вооружённые нападения: в Перми, Улан-Удэ, Керчи, а теперь – в Казани. Как вы считаете, почему именно они становятся объектами для нападения стрелков?
Сергей КУПРАНОВ, директор первой боровской школы:
«Посудите сами, школа – идеальный объект для массового теракта: основные жертвы – женщины и дети, мужчин очень мало, поэтому преступнику не смогут оказать достойного сопротивления. Плюс сосредоточение большого количества людей в одном месте. Например, у нас только учащихся 1252 ребёнка, а ещё педагоги, административный и технический персонал. Поэтому образовательные организации привлекали, привлекают и будут привлекать террористов».
Наталья КОСАРЕВА, директор ермолинской средней школы:
«Подобные преступления происходят не только в учебных заведениях – наша история знает много трагических примеров о взрывах в метро, захвате заложников в театре, любое многолюдное место может стать объектом нападения. Просто всё, что касается детей, воспринимается в обществе более болезненно, чем и пользуются злоумышленники, выбирая школу как способ причинения вреда сообществу».
Олеся АНДРЕЙЧИКОВА, директор пятой балабановской школы:
«Сложно ответить на этот вопрос. Мне кажется, это всегда разные причины, и необходимо рассматривать каждый конкретный случай. По моему мнению, учебные заведения становятся естественной мишенью, потому что ученики, взявшиеся за оружие, идут туда, где им всё хорошо знакомо. Да и контроль подростку проще установить над сверстниками, нежели над людьми, превосходящими его по физическим параметрам.
Трагические события, произошедшие в казанской гимназии, снова показали уязвимость учебных заведений. Как защищено ваше здание?
Сергей КУПРАНОВ: «Все необходимые технические средства безопасности в нашей школе имеются. Работает электронная система контроля доступа в учреждение, внутри и снаружи здания – система видеонаблюдения. Периметр огорожен забором. В скором времени первый этаж полностью будет оснащён сигнализацией – смета по этому проекту давно одобрена. Также планируем ввести специализированную систему допуска и на территорию школы, установив электронные замки на калитки. Но должен отметить, что на сегодняшний день к нам и так сложно попасть. Все встречи проходят по предварительной записи. Если родители приходят к учителям, то только по договоренности: учитель спускается за родителями и под свою ответственность проводит в свой кабинет. Однако даже подобных мер недостаточно – если преступник захочет проникнуть в здание, то может пойти на любую хитрость и уловку».
Наталья КОСАРЕВА: «В нашей школе система безопасности включает ограждение территории, пропускной режим, турникеты на входе, тревожную кнопку вызова Росгвардии, домофон и видеонаблюдение. На посту работают сотрудники частного охранного предприятия, имеющие лицензии и спецподготовку. Каждая смена охранника начинается с проверки тревожной кнопки, они звонят в полицию для контроля её исправности. Допуск в школу производится либо по электронной карте, либо с документом, удостоверяющим личность. Помимо этого, мы проводим регулярные инструктажи коллектива, рассказывая, как действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».
Олеся АНДРЕЙЧИКОВА: «Пятая школа – самая новая в нашем районе, конечно же, она оснащена в соответствии с современными требованиями и стандартами, в том числе в плане безопасности. Территория образовательной организации полностью закрыта, на всех входных проёмах забора стоят магнитные замки. У нас имеется два отдельных изолированных друг от друга входа для начальной и старшей школы, которые укомплектованы турникетами и рамочными металлодетекторами. Охрана здания осуществляется сотрудниками ЧОПа на двух постах, оборудованных стационарными и переносными тревожными кнопками. Видеонаблюдение охватывает всё пространство – внутри и снаружи. По всей школе установлено голосовое оповещение. В ночное время в кабинетах включаются датчики движения, открытия окон, а также линейная сигнализация.
Но даже оснащение по последнему слову техники не даёт полной гарантии защищённости. Охрана, которая существует сейчас в школах или в любых других местах общего пользования, не сможет противостоять вооружённому террористу. Представьте ситуацию – входят люди с автоматами, что может сделать охранник, у которого нет никакого оружия? Хорошо, если он хотя бы успеет поднять тревогу».
Знают ли дети, как действовать в ситуации террористической атаки? Отрабатываются ли инструкции на практике?
Сергей КУПРАНОВ: «Мы постоянно прорабатываем меры противопожарной безопасности, упражняясь в эвакуации по тревоге. Учащиеся прекрасно осведомлены о том, где находятся запасные выходы. Такие практические занятия помогут не только во время пожара. Знание, как добраться до ближайшего выхода, может спасти жизнь и в случае нападения. Неоднократно на классных часах педагоги разговаривали с учениками на тему терроризма. Один из наших учителей нашёл прекрасную памятку о том, как действовать в случае террористической угрозы, мы взяли её за основу, и во время воспитательного дня, который у нас проходит по пятницам, педагоги провели в своих классах беседы. Со следующего года мы введём отработку навыков поведения в экстренных ситуациях на практике».
Наталья КОСАРЕВА: «У школы есть паспорт безопасности – документ, содержащий анализ риска чрезвычайных ситуаций. Есть приказы об антитеррористической защищенности. Регулярно все ученики принимают участие в тренировках по эвакуации. Учителя проводят классные часы о мерах безопасности, обучая детей методам выживания в различных чрезвычайных ситуациях. В связи с последними событиями в Казани в нашем учреждении были проведены внеплановые инструктажи, где наглядно, с помощью презентации педагоги продемонстрировали порядок действий в случае террористической угрозы, после чего каждый ребёнок получил памятку. Мы приглашаем к сотрудничеству специалистов профильных подразделений МЧС, полиции, вооружённых сил, которые приходят к нам в течение года с лекциями».
Олеся АНДРЕЙЧИКОВА: «Школа начала свою деятельность только в этом году, поэтому ещё не все механизмы воспитательной работы чётко отлажены. В марте у нас проходили учения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях, в ходе которых детей ознакомили со средствами индивидуальной защиты, показали основы оказания первой медицинской помощи, отработали навыки выживания в экстремальных условиях. Недавно мы провели эвакуацию в рамках учебной тревоги. Но для того, чтобы научить ребят по-настоящему правильно действовать в случае террористической угрозы, необходимо привлекать специалистов в этой сфере, и не просто на словах рассказывать им о том, как себя вести, а моделировать возможные ситуации».
Что нужно менять в системе безопасности образовательных организаций, чтобы исключить подобные трагедии? Какие меры, на Ваш взгляд, могут стать настоящей профилактикой террора в школах?
Сергей КУПРАНОВ: «Здесь необходимо делать упор не на силовые методы, а больше внимания уделять именно воспитательной работе, освобождая учителей от излишней бюрократии. Я считаю, нужно идти по пути того, чтобы у педагогов было больше времени на обычное общение с детьми.
Ещё один не менее важный фактор – семья. Счастливый ребёнок никогда не возьмётся за оружие. Ни одна школа не сможет обеспечить крепкую основу и поддержку, которую дают семейные узы».
Наталья КОСАРЕВА: «Лучший способ предотвратить трагедию – вовремя выявить проблему. Здесь на первый план выходит работа школьной психологической службы. В нашей образовательной организации работают два психолога (в начальном и старшем звене), но немногие мои коллеги могут похвастаться таким комплектом. А ведь чтобы вовремя отследить проявления агрессии или психические расстройства, необходимо расширять штат профильных специалистов. Как можно быстро распознать агрессора, догадаться о его намерениях и успеть помочь ему, если на одного психолога приходится более 350 человек?
Поэтому нельзя исключать из системы профилактики родителей. С кем ребёнок общается, на какие соцсети подписан, чем интересуется, как проводит досуг – всё это подконтрольно только родным».
Олеся АНДРЕЙЧИКОВА: «Превентивные меры в данном случае могут оказаться малоэффективными, так как мы никогда не сможем заглянуть в голову к преступнику, чтобы узнать преследуемые им цели. В этом вопросе я поддерживаю депутатов Государственной Думы, которые обратились к правительству с инициативой о привлечении к охране школ сотрудников “Росгвардии”. Я считаю, что детей должны защищать профессионалы».
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Заслуженный сотрудник Министерства внутренних дел, полковник полиции в отставке, генеральный директор центра специальной подготовки «ФЕЛИКС РЕГИОН» Юрий ГОРБОРУКОВ рассказал о том, как устроена охрана учебных заведений и почему она зачастую не приводит к нужным результатам:
«Профессиональные охранные предприятия даже не участвуют в тендерах по школам. Если посмотреть конкурсную документацию, то выигрывают агентства в ценовой категории 40-60 тысяч рублей за пост. А что такое организовать охранный пост? Это как минимум 3-4 сотрудника, которых необходимо экипировать, застраховать, обучить, а ещё из этих же денег платить им зарплату. Так и выходит, что человек, работающий в школьной охране, получает минимальную оплату своего труда. Соответственно, и квалификация таких работников оставляет желать лучшего. Обычно это слабо подготовленные люди, женщины, пенсионеры.
Да и сами требования к школьной охране невысоки – достаточно 4-го разряда, который наделяет полномочиями на оказание охранных услуг с использованием только специальных средств: бронежилета, каски и дубинки».
Вместе с психологом пятой балабановской школы, руководителем районного методического объединения Иветтой ОСТРИК мы разбирались в том, как распознать агрессора среди учеников и что может подтолкнуть подростков к насилию:
«В первую очередь стоит обратить внимание на замкнутых учеников, так называемых “тихонь”. Такие дети плохо социализированы, трудно идут на контакт, не имеют ориентиров и доверенных лиц. Если с открытыми проявлениями деструктивного поведения педагоги привыкли работать, и в школах существует целая система профилактики девиаций, то с подавленной агрессией всё намного сложнее. Она не проявляется сиюминутно, а имеет накопительный эффект, поэтому и разрушения от неё более значительны.
Как правило, к насилию склонны подростки, которые сами видели или пережили его. Они воспринимают жестокость как единственный способ заявить о своем существовании миру, занять значимую позицию и подчеркнуть важность собственной личности.
Подростковый мир жесток – дети склонны объединяться против кого-то одного, и буллинг остается серьезной проблемой во многих школах. Задача педагогов – организовать образовательный процесс так, чтобы сделать его комфортным для всех учащихся, исключая любые конфликтные ситуации. Но и родители должны объяснять ребенку, что издеваться над кем-то недопустимо. Говорить, какие последствия может иметь травля. Заставлять задуматься о чувствах того, кто оказывается в позиции жертвы, и о том, что довести до отчаяния можно практически любого».