Школа – ау!
В районе приступили к проектированию второй боровской школы. Для осуществления планов найдены нестандартные решения земельного вопроса
В районе приступили к проектированию второй боровской школы. Для осуществления планов найдены нестандартные решения земельного вопроса
Раздвигая границы
Для полноценного функционирования современного учреждения образования необходим участок размером не менее трех гектаров. По требованиям, диктуемым государственными стандартами, оно должно находиться в пешей доступности и предполагает размещение на своей территории стадиона, достойных проездов и автомобильной парковки. А для возведения будущего здания необходимо наличие развитой системы коммуникаций.
В качестве места под строительство храма наук изначально выбирался участок на улице Некрасова. Но при расчете параметров администрация столкнулась с рядом трудностей. Оказалось, что площадь территории не вписывается в требуемые нормы. А неправильная форма и ограничения, накладываемые тем, что рядом находятся земли лесфонда, и вовсе перечеркнули возможность реализации на нем масштабного проекта. Что ни говори, но в старинном городе боровчан портит не квартирный вопрос, а нехватка площадей для строительства.
Для выхода из сложившейся ситуации администрации города пришлось применить не только точные расчеты, но и смекалку. Решение нашлось там, где его мало кто видел: участок протяжённостью в семь гектаров, зажатый между улицей Калужской от пожарной части и болотистой местностью на границах с деревней Комлево.
Тем не менее строительство новой школы на данном участке также может столкнуться с рядом трудностей. Так, например, рядом располагается особо охраняемая природная территория регионального значения. Болотистая местность тоже может стать препятствием: будущим подрядчикам придётся убирать торфяные залежи, если они присутствуют в зоне возведения здания, а ещё устроить подсыпку грунтом, чтобы избежать затопления подвалов. Необходимо учесть и возможность проведения к объекту коммуникаций, организацию парковки и особенно места для автобусов, так как в школе будут учиться дети из близлежащих деревень.
Дойти до воплощения
По словам мэра Боровска Анжелики БОДРОВОЙ, участок за Калужской станет местом для будущего «расширения» районного центра. Для этого необходимо разработать схему комплексного развития территории. На поле, которое простирается на семь гектаров, могут разместиться различные объекты. Например, спортивная школа ЛАТЫНИНОЙ, о создании которой в Боровске начали говорить ещё два года назад. Многие юные жители сейчас приобщаются к миру гимнастики в наукограде.
Как говорит Анжелика БОДРОВА, появление такой школы станет хорошим подспорьем для того, чтобы дети из малообеспеченных и многодетных семей занимались гимнастикой на льготных условиях.
Также данная площадь может подойти для строительства небольшого жилого квартала. Но для этого необходимо создать генплан территории.
На сегодняшний день в городе сложился существенный дисбаланс: в первой боровской школе учатся 1360 детей. Хотя проектная мощность при строительстве здания закладывалась всего лишь на тысячу. Аналогичная ситуация и во второй школе, где 260 учеников, а это грозит тем, что занятия могут вот-вот начать проходить во вторую смену. Как отметила заведующая отделом образования Боровского района Наталья КУСТОВА, в этом учебном году особенно остро ситуация сложилась в начальной школе. Первые классы отправились в страну знаний в переполненном составе, численность в большинстве из них достигает тридцати человек. При этом Наталья Павловна утверждает, что в её ведомстве ждут роста количества первоклашек в ближайшие годы.
В старом здании второй школы может уместиться всего лишь один первый класс. Как рассказал руководитель образовательного учреждения Евгений ГОРБУНОВ, больше объект не может принять чисто физически. Но, кроме этого, уже давно назрел вопрос проведения ремонта фасада и спортивного зала. В этом педагоги боровской второй надеются на федеральное финансирование и президентский курс, направленный на такие мероприятия. В прежние годы, несмотря на неоднократные обращения руководства, на эти цели попросту не хватало средств.
Добавляет масла в огонь и то, что в первой боровской размещаются кабинеты Школы искусств. А «музыкалка» находится в деревянном здании, что, по современным нормам пожарной безопасности, для детских учреждений уже неприемлемо.
Планируется, что будущая школа сможет вместить порядка 800 учеников, выстроив баланс в сфере образовательных услуг. Сюда придут дети не только из райцентра, но и близлежащих деревень: Комлева, Уваровского и Совьяков. По требованиям, диктуемым градостроительными нормами, её высота не превысит двух этажей, а общая площадь достигнет 5000-6000 квадратных метров.
Вместе с тем на состоявшемся совещании глава районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ поднял вопрос о наличии у школы спортивных объектов. Так, наряду с физкультурным залам рядом может появиться бассейн, тем самым исполнив мечту многих боровчан. Разработчикам проекта предстоит решить, как вписать в него водное сооружение, ведь в перспективе воспользоваться им сможет любой житель города, а вот попасть на территорию школ становится тяжелее с каждым годом. Для получения финансирования на реализацию смелых замыслов в будущем необходимо обращаться в региональное Министерство образования. К слову, строительство нового объекта в нашем районе уже стоит в планах у ведомства на 2023-2024 годы.
Вместе с тем глава администрации района предложил рассмотреть возможность появления на этой же территории и нового детского сада на 160 мест. Это связано с тем, что два дошкольных учреждения райцентра располагаются в приспособленных помещениях.
Николай Александрович отметил, что необходимо привлечение экспертов и экологов для того, чтобы бережно сохранить соседний объект ООПТ и произвести геологическую разведку местности: «Мы находимся на нулевом этапе, когда происходит предпроектная работа выбора места, где разместить все необходимые объекты городской инфраструктуры. В существующих реалиях Боровска это единственный участок, позволяющий построить новую школу. Возможно, фасад образовательного учреждения будет выполнен в историческом стиле».
Образовались дополнительные бонусы
Ещё один масштабный проект строительства, о котором ведется разговор не первый год, – городской центр искусств. Первоначально его планировали возвести на улице Володарского, но проектанты не смогли вписать по этому адресу необходимые пожарные проезды. Тогда взгляд администрации упал на участок, находящийся на Ленина, 42, рядом с фонтаном «Пусть светит» и центром имени Людмилы КИСЕЛЕВОЙ.
На первоначальном этапе изучили все характеристики для строительства здания, которое смогло бы обеспечить необходимые условия для размещения в нём 300-350 воспитанников. И действительно, дополнительные шесть соток смогли решить проблему оборудования пожарных проездов, но только частично.
При организации школы, возможно, придётся воспользоваться частью сквера, но сейчас прорабатываются варианты, которые должны помочь избежать этого. А вот земельный участок на Володарского, скорее всего, будет выставлен на аукцион для частного инвестирования и развития данной территории.
Ещё одной проблемой строительства будущего центра искусств могут стать трубы теплотрассы, уродливо проходящие по границе участка. Их необходимо убирать под землю, что позволит более эффективно использовать территорию и, конечно, скажется на эстетическом восприятии города, главное – найти на эти мероприятия дополнительное финансирование, ведь данная процедура существенно удорожит проект.
Строительство же нового здания для второй школы позволит использовать освободившиеся площади в качестве филиала центра. Сейчас приходится говорить лишь о рабочих схемах, над которыми трудятся большое количество специалистов уровня местных администраций и привлеченных экспертов. По какому пути пойдёт развитие общего и дополнительного образования в Боровске, покажет время. Тем не менее в городе есть свежий пример инноваций. Так, в прошлом году в Центре творческого развития прошла масштабная реконструкция фасада здания. Как отметила руководитель учреждения Ольга ПОДПЛУТОВА, сейчас нужно продолжить хорошее начинание и вводить новые площади для возможности проведения дополнительных занятий. Для этого следует модернизировать простаивающие помещения, закупить необходимое оборудование и пригласить педагогов. Эти меры позволят увеличить охват детей, получающих услуги Центра.
Александр САМСОНОВ