Сеятель прекрасного

23 октября 2024 г.

Есть люди, оставляющие после себя шлейф, который многие годы влияет на потомков и последующие события, формируя взгляды, вкусы и мировосприятие. Таковым можно по праву назвать художника Игоря СОЛДАТЕНКОВА, девяностолетие которого мы отмечаем 23 октября

Сеятель прекрасногоСеятель прекрасного

Игорь Алексеевич входит в плеяду творцов, чьё имя постоянно на слуху у каждого жителя района, мало-мальски связанного с культурой. Наследие его работ и дел красноречиво говорит о нём как о фигуре уникальной и способной вместить в себя мощь и энергию десятка.
Игорь СОЛДАТЕНКОВ появился на свет 23 октября 1934 года в селе Нижнее Хорошово под Коломной. На долю мальчика выпала потеря матери. В пять лет из жизни ушёл отец художника. Какое-то время Игорь жил у тётки, у которой было трое ребятишек. Вскоре он попал в детский дом.
Как вспоминает сын художника Алексей Игоревич, на военное детство пришлись переезды с ребятами по эвакуационным адресам, в которых размещали сирот: «Тогда же были и первые уроки рисования. Творить приходилось в жёстком дефиците бумаги и карандашей, в ход шли обычные угольки, выловленные из печки. Несколько раз мальчишка сбегал, чтобы рисовать с натуры».
Любовь к живописи привела юного Игоря в Рязанское училище, которое он окончил с отличием. Здесь он встретил товарищей Сергея ЦИРКИНА и Анатолия ТИТОВА, совместная любовь к искусству связала их на всю жизнь.
После обучения в Рязани Игорь СОЛДАТЕНКОВ поступил в МГХИ имени СУРИКОВА, где произошло его становление как академического художника и преподавателя. Он также окончил аспирантуру, ведя курс рисунка на кафедре скульптуры с её высокими требованиями к точности.
«Именно как преподаватель и один из руководителей летней практики художников из Суриковки, – говорит Алексей СОЛДАТЕНКОВ, – в конце шестидесятых годов прошлого века отец оказался в Боровске. Провинциальный город, сохранивший свою самобытность и русский дух, настолько поразил, что он выбрал его в качестве своего второго дома. Часто называл этот город малой Родиной».

Столица живописи

Пожалуй, Игорю СОЛДАТЕНКОВУ следует отдать дань уважения за то, что он превратил Боровск в один из значимых художественных центров страны. Учились и крепли его студенты, которым прививалась любовь к улочкам старинного города и очертаниям церквей на его холмистых панорамах (Сергей БЫЧКОВ, Михаил РУКАВИШНИКОВ). Становились маститыми мастерами и его ученики, из-за рубежа возвращавшиеся в родные края.
Все они в той или иной мере соприкоснулись с удивительной магией места под названием Боровск, и каждый перенёс эту искру во многие части света. Но в какой-то момент подвижнику культуры этого показалось мало, и совместно с мэром города Владимиром КАНУННИКОВЫМ он инициировал неслыханный доселе проект создания картинной галереи в райцентре.
Для реализации этой задумки было выбрано здание бывшего Дома культуры, ранее являвшееся Всесвятской церковью. После постройки современного комплекса РДК его предшественник пустовал и разрушался. Но благодаря стараниям, брошенным на создание уникального объекта, в кратчайшие сроки были отремонтированы помещения и оборудованы залы.
За два года, с 1988 по 1990, создателям удалось открыть картинную галерею. Первой выставкой стала совместная экспозиция отечественных и швейцарских художников. В результате учреждение превратилось в Музейно-выставочный центр.
После этого площадка не раз становилась местом, где выставлялись мировые знаменитости, в самом Боровске проходили международные пленэры, а российские живописцы отправлялись рисовать зарубежные красоты. Из города потянулись вереницы холстов, прославляющих окрестные пейзажи и виды старинного города.
Сам Игорь Алексеевич любил выезжать в другие страны, чтобы писать. Часто в этих поездках его сопровождала любовь и муза – супруга Светлана Терентьевна. Многим боровчанкам она запомнилась как прекрасный врач районной больницы.
Успевал мэтр и преподавать за рубежом, в канадском университете Оттавы, организовав международный пленэр в Вистлере. А после возвращения СОЛДАТЕНКОВА на родину в Боровск стали приезжать его коллеги из этой страны. Когда недавно умер маститый художник Питер Робсон, одна из журналисток в своём некрологе написала, что есть Боровск, где в галерее хранятся его работы.
Когда Игорь Алексеевич вернулся из-за рубежа, он работал в основном в райцентре и устраивал пленэры в Малоярославце. Когда там строили Маклинский микрорайон, художник передал свою уникальную коллекцию старинной утвари и картин новой галерее. Теперь она носит имя творца.
Нельзя не упомянуть, что благодаря его содействию начато строительство боровской часовни пострадавшим за старую веру. Он предоставил проект-победитель губернатору Калужской области Анатолию АРТАМОНОВУ, который очень уважал художника. Задумка была успешно реализована.
Игорь СОЛДАТЕНКОВ в последние годы сильно ратовал за красоту и сохранение уникальности Боровска и его округи. Он переживал за чистоту Протвы, расстраивался из-за тотальной застройки полей. Мэтр во многих своих картинах показывал Боровск, воспевая его. Сейчас наш город знают по всему миру.
Отдельный пласт его творчества занимали портреты, в которых он отдавал предпочтение отображению простых людей и деятелей труда. Так, его кисти принадлежит изображение Дмитрия ШПАРО, совершившего первый лыжный переход через Северный полюс в составе советско-канадской экспедиции, а также портрет писателя Дмитрия ЖУКОВА.
Наследие Игоря Алексеевича огромно: это не только тысячи живописных и графических работ, две галереи, основанные им, но и зёрна, которые он бросил на ниве культурного и эстетического. Идеи художника продолжают свою жизнь в каждом, кто пересекал порог Музейно-выставочного центра и соприкасался с миром прекрасного.

Александр САМСОНОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки