Самобытность, Творчество, Истина и Любовь
Двадцать лет работы для любого самодеятельного коллектива – срок весьма весомый. В этом году балабановский театр свой юбилей отмечает спектаклем «Бабьи выдумки», премьера которого состоялась на фестивале «Пять вечеров»
Двадцать лет работы для любого самодеятельного коллектива – срок весьма весомый. В этом году балабановский театр свой юбилей отмечает спектаклем «Бабьи выдумки», премьера которого состоялась на фестивале «Пять вечеров»
Молодёжный театр «СТИЛь» родился 27 ноября 2001 года, когда первокурсница Ирина АРТАМОНОВА вернулась после своей первой сессии. Мастер курса потребовал от студентов факультета создать свою труппу для отработки полученных знаний.
«Я пришла в балабановский дом культуры и увидела там КВН между командами университета МГОПУ имени ШОЛОХОВА и «Дети клуба», в которую входили воспитанники ДК. Узнала много талантливых ребят, с которыми решили создать спектакль. Первой постановкой стала «Один сумасшедший вечер», история, сочинённая мной и дописанная всеми участниками», – вспоминает режиссёр.
Конечно, в Балабанове и до «СТИЛя» существовали актёрские студии, но к 2001 году после лихих девяностых от них уже не осталось и следа. Ирина Васильевна обратилась к директору ДК, а им в те годы был легендарный Василий БАЛАБИН, с идеей создания труппы. Первые пять месяцев она даже не являлась сотрудником учреждения, став им только после премьеры первого спектакля.
Следующими постановками стали «Пьеса памяти» о Великой Отечественной войне и «Квартира Коломбины и Ондатры» по произведениям Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ.
С первого дня молодому режиссёру помогали администрация и сотрудники Дома культуры. Небольшой театр, по мнению Ирины АРТАМОНОВОЙ, во многом держался за счёт дружбы как внутри труппы, так и тех людей, которые готовы всегда прийти на помощь.
Из самого первого состава, игравшего в 2001 году и до сих пор со «СТИЛем», двадцатилетний путь прошли корифеи балабановской сцены Екатерина ИКАЕВА, Михаил ФИЛАТОВ и Владимир ЗАХВАТОВ.
Восемнадцатого марта 2011 года театру присвоено почётное звание народного, которое подтверждено в этом году.
Большая семья
В жизни каждого человека есть яркие моменты, о которых приятно вспоминать в дни рождения. Много таких случаев могут вспомнить и балабановские театралы. «Мы в третий раз играли массовый спектакль по Рэю КУНИ. 13 человек и актрисы заболтали актёра, и он вбежал в спектакль, хотя там очень важно, что он стучится. Я в этот момент – в положении, вторым ребенком, смотрю и думаю: как-то я не помню этого куска пьесы, почему так глупо ведут себя актеры. Они как-то там выкрутились: прикрыли себя рукой, типа это не они, по-детски. Доиграли первый акт. В антракте я бегу к ним. В этот момент актер этот сидит на диване, а они встали все, 12 человек и прикрыли его своими телами. Я забегаю кричу: «Где он?!» Выкрутились».
В одной из постановок восьмилетняя дочь Ирины Васильевны упала, из кулис вывалилась, потеряла тапок. Упала и убежала обратно. В этот момент режиссёр уже начала представлять, как извиняется перед зрителями, что спектакль закончен. Но ребенок собрался и доиграл.
В одном из спектаклей Елена СЕЛИНА (ЧЕРПАКОВА) на генеральной репетиции сломала ногу. На следующий день с утра наложили гипс, и она играла через боль на костылях. Это тоже большого стоит: пожертвовать собой, сыграть спектакль.
На сегодняшний день название театра претерпевает небольшое изменение. Раньше оно расшифровывалось как: «самобытное творчество истинных любителей». К двадцатилетнему юбилею, когда у коллектива появился логотип, художник-мультипликатор Павел Никитаев предложил вложить иное прочтение: «Самобытность, Творчество, Истина и Любовь».
«Пять вечеров»
Идея фестиваля, так полюбившегося в Балабанове и за его пределами, возникла, как часто бывает, из необходимости. «В 2008 году мы поставили «Любовь и голуби», и у нас в городе был еще студенческий театр университета МГОПУ под руководством Елены ЧЕРПАКОВОЙ. Мы учились вместе, а ещё у нас есть друг, который также выпустил спектакль, и ему нужно было где-то его показать. Так получилось, что на той площадке, несмотря на договорённость, ему отказали в последний момент. Таким образом, у нас оказалось три коллектива, готовых представить зрителю свои работы. Мы решили пригласить ещё театры из соседних Обнинска и Боровска», – вспоминает зарождение мероприятия Ирина АРТАМОНОВА.
За время существования фестиваля, который в этом году предстал перед зрителями в восьмой раз, на его подмостках выступили коллективы из разных городов. Кроме самого Балабанова и обозначенных выше Боровска и Обнинска, приезжали актёры из Москвы, Калуги, Подольска, Малоярославца. Из года в год список друзей-участников рос и расширялся, как утверждает сама Ирина Васильевна, именно для этого «Пять вечеров» и задумывались: «Необходимо показывать зрителю разные жанры и направления. Поэтому география фестиваля увеличивается. Даже те коллективы, которые не смогли сыграть в этом году, готовятся выступить в следующем».
Вспоминая сложности в организации фестиваля, режиссёр с теплотой и благодарностью отзывается о тех, кто помогал как самому театру, так и мероприятию в рождении. Так, бессменным спутником стала Юлия ЗАХАРИНА, руководитель флористического магазина «Мир цветов», в этом году неоценимую поддержку с питанием артистов оказала Наталья ТРИФОНОВА, директор кафе-караоке «Rad Witch Place». Мероприятию долгие годы помогают администрация города и, конечно, мужья и жёны участников.
«Большая поддержка исходит от Ирины НИКИФОРЕНКО и как от директора Дома культуры, и как от актрисы. На ней большая работа с документацией и организационные моменты. Сергей ЧАБАН работает на звуке и свете. Если бы не они, скорее всего, я бы давно перестала организовывать, ведь я вижу, что они также горят театром, как и я. А ещё смотришь на нашего зрителя – видишь, что он счастлив, благодарен. И понимаешь, что оно всё недаром», – делится секретом долгожительства «Пяти вечеров» его создательница.
Режиссёр Юлия НОСОВА о фестивале «Пять вечеров»
Наш театр влился в фестиваль практически сразу после его зарождения со спектаклем «Фотоаппараты» ГЛАДИЛИНА. По словам организаторов, мы участвовали в «Пяти вечерах» уже четыре раза. Я очень хорошо помню три постановки, которые мы играли: «Золушку», «Хармса» и в этом году «Гигиена. Отпуск» по фантастическим рассказам Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ и Дмитрия БЫКОВА.
Нас всегда принимают очень тепло, доброжелательно и с любовью. За что и зрителю, и организаторам мы очень благодарны. Балабановцы – настоящие театралы, и они возделывают этот оазис, это небольшое пространство культуры провинции, не жалея себя, – это очень ценно сейчас, в наше непростое время. Да еще и нас угощают, и подарки дарят очень хорошие – вот какие они молодцы!
Все спектакли, сыгранные на балабановской сцене, проходят очень удачно. Любительский спектакль не всегда можно удержать на одном уровне. Но у этой площадки есть какая-то волшебная сила. Поэтому мы очень любим это место и всегда стараемся приехать, когда нас Ира зовет.
В 2011 году произошла удивительная история. Оказывается, одна из участниц фестиваля была беременна, и когда она посмотрела наш спектакль «Фотоаппараты» (там по сюжету две девушки решают, оставлять ребенка или делать аборт), то она решилась рожать!
Когда она это рассказала, я была просто поражена. И, конечно, очень приятно, что искусство помогло – так конкретно. И сохранило человеческую жизнь. Просто чудо какое-то…
Уровень всех спектаклей в этом году очень приличный. Ну, москвичи, вестимо, выделялись актерским мастерством, они все-таки профессионалы. Хорошо, что Ира АРТАМОНОВА зовет таких гостей, это сразу поднимает планку фестиваля.
О планы, планы!
Говоря о перспективах, Ирина АРТАМОНОВА вспоминает большое количество пьес, лежащих у неё в столе. К реализации некоторых она уже приступала, но их час ещё не пробил. Таких уже накопилось три. Например, в выпуск постановок «За двумя зайцами» и «На краю сцены» вмешалась нагрянувшая пандемия. Следующей Ирина Васильевна планирует поставить пьесу Марка КАМОЛЕТТИ «Играем в дружную семью». Лёгкая комедия, которая обязательно отвлечёт зрителя от сложностей и карантинной действительности последних лет.
Но самой заветной мечтой балабановского режиссёра долгие годы является шолоховский «Тихий Дон», лесковская «Леди Макбет Мценского уезда», и ещё одним пунктиком в этом заветном списке присутствует Ганс Христиан АНДЕРСЕН.
На сегодняшней день театр дышит гоголевскими напевами. Спектаклем «Бабьи выдумки» отметил своё двадцатилетие. Постановка несколько лет ждала своего воплощения, а премьера прошла в рамках фестиваля «Пять вечеров». Вплести в сюжет малороссийский колорит произведений Ирине Васильевне помогло многоголосье вокального ансамбля «Добродея» под руководством Евгении ВОРОБЬЁВОЙ и музыкальные партии Владимира ЗАХВАТОВА (ВИА «Баллада»).
Александр САМСОНОВ