Само не растает, придётся убирать
Надеяться на то, что всю зиму у нас будет лить тропический дождь, как 12 декабря, нет смысла, хотя кто-то, возможно, об этом втайне и мечтает. Уже 14-го район засыпало так, что на расчистку пришлось бросать все коммунальные силы. Чтобы в новом году мы не погрязли в осадках, традиционно в декабре органы местного самоуправления озадачиваются поиском профессиональных борцов со снегом
Подход к заключению контрактов на содержание дорог в поселениях Боровского района разный. Кто-то «торгует» только зимнюю очистку и посыпку, кто-то растягивает договорные отношения с подрядчиком на пару лет, а некоторые «дробят» виды работ, обходясь малыми закупками. В тонкостях разбирались «Боровские известия».
С иным сроком
Боровск отыграл контракт сразу на год и девять месяцев – с 1.01.2023 по 30.09.2024. В нем зимнее и летнее содержание дорог, тротуаров, автобусных остановок.
У районного центра непростой ландшафт, горки, подъёмы, мост через Протву, обширный частный сектор, и это, конечно, учитывается при формировании сметы. В техзадании 81 дорога, 19 пешеходных дорожек и тропинок, 13 объектов, требующих вывоза снега, 11 территорий для покоса травы.
Начальная цена контракта чуть больше 46 миллионов рублей. Конечная – 41. Подрядчиком по итогам открытого аукциона, который проводит областной Фонд имущества (а не сама администрация, как многие думают), стала обнинская компания «Единство». Та самая, что в этом году ремонтировала «Вираж» под Молчановкой, а еще обслуживала площадки в Балабанове и меняла теплотрассу в Кривском. Боролись за контракт пять фирм, желавших спасти город от снега и грязи.
Имеется ли у нового подрядчика достаточное количество техники и рабочей силы, жители районного центра смогут узнать буквально на следующей неделе. Не дожидаясь наступления нового года, коммунальщики готовы «броситься в бой».
Новая метла?
Как радуются ермолинцы отличной уборке снега в поселении! На зависть боровчанам, жалующимся на нерадивого пришлого подрядчика, в этом городе трудятся коммунальщики индивидуального предпринимателя Николая КУЗНЕЦОВА, который зарекомендовал себя как грамотный и надёжный специалист. Жители районного центра по-хорошему завидовали соседям, завидовали и, похоже, сглазили – контракт на 2023 год Николай Иванович в Ермолине в ходе торгов не выиграл. Потому что соперник сразу «уронил» цену с 31,9 миллиона рублей до 17,9. А это снижение на 44,5%.
Как «собаку съевший» на уборке территорий КУЗНЕЦОВ знает: за такие деньги качественно этот город не вычистить. Разве что зима будет бесснежной.
Ермолинский контракт ровно на год, в техзадании 40 асфальтовых дорог, 33 гравийных, 6 остановок общественного транспорта, тротуары. За него боролись всего три компании. Одна предоставила не полный перечень требуемых документов и была снята с «гонки». На сегодняшний день победивший в аукционе предприниматель на подписание контракта не вышел и, скорее всего, вовсе от него откажется, уже заявив об этом. Попадание в реестр недобросовестных подрядчиков его не пугает. А раз так, администрация Ермолина сможет заключить контракт с КУЗНЕЦОВЫМ, который в ходе торгов предложил цену в 30,5 миллиона рублей.
Свой и проверенный
14 декабря Фонд имущества закончил приём заявок на участие в тендере на содержание сети автомобильных дорог города Балабаново на 2023 год. Сам аукцион подразумевает и зимние, и летние комплексные работы, в том числе по очистке тротуаров, автобусных остановок и подходов к ним, ямочный ремонт. Как и у всех поселений, в документе прописаны ГОСТы, СНиПы и Правила, которые должен соблюдать подрядчик. В перечне объектов, подлежащих содержанию, – 49 улиц с асфальтовым покрытием, 20 – с щебёночным и грунтовым, 30 подъездных дорог, проездов, заездов, 23 парковки, 80 тротуаров, 8 автобусных остановок, обочины, ливневые канализации.
Сроки уборки территорий прописаны в отдельном приложении, где обозначена очередность проведения работ (в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов). Крайнее время – до 9.00.
Начальная цена контракта – 30 миллионов рублей.
Несколько лет неизменным подрядчиком в городе остаётся компания «Динас-сервис» (руководитель Дмитрий ГУСЬКОВ). Достанется ли ему и в этом году этот контракт, станет ясно 16 декабря.
Сквозь 44-ФЗ
Естественно, любому главе администрации, как и жителям, хотелось бы, чтобы зимние осадки в максимально короткие сроки исчезали на всех дорогах. Но каждый понимает, что это практически невозможно.
Ни у одной компании нет такого количества техники и рабочей силы. Разве что у государственных организаций, таких как «Автодор».
И упреки в адрес властей из разряда «это вы выбрали такого плохого подрядчика» звучат регулярно. Но, повторимся, делает это не орган местного самоуправления, а областной Фонд имущества на электронной площадке госзакупок, где на основании Федерального закона 44-ФЗ выигрывает тот, кто соответствует критериям и предлагает наименьшую цену за указанный в технической документации перечень работ. В ходе аукциона невозможно предугадать, справится ли победившая организация с поставленной задачей, станет ли привлекать субподрядчиков, заявит ли сразу после заключения контракта, что ей нужны дополнительные средства, или вовсе передумает подписывать документы. Отдельного внимания заслуживают условия, прописанные в них.
Так, например, в боровском контракте огромный перечень ГОСТов, который должен соблюдать подрядчик при проведении работ. Но ничто не мешало предыдущему их игнорировать. Хотя штрафы за неисполнение контрактных обязательств достаточно «кусачие».
А в аналогичном документе Совхоза таких требований в разы меньше, но это поселение ставят в пример среди сельских по качеству уборки. А всё потому, убеждены и специалисты администрации, и депутаты, что трудятся в Совхозе здешние ребята, с которых за плохую работу лично спросят соседи, знакомые, односельчане.
Впрочем, в тендере на работы в этом сельском поселении, собственно, и участвуют только местные коммунальщики – конкурентов, например, из Медыни или Москвы нет. В этом году заявка была всего одна – от ИП Парфенова, с ним контракт и заключат. Его стоимость 7 миллионов 751 тысяча рублей. Уборка снега, согласно перечню, будет производиться на 117 дорогах во всех населённых пунктах поселения.
В документе прописаны сроки: с 1.01.2023 по 31.03.2023 и с 1.11.2023 по 31.12.2023. А это значит, что речь идёт только о зимней очистке дорог, тротуаров, заездов, парковок и посыпка ПСС (пескосоляной смесью).
К слову, возвращаясь к теме сроков ликвидации снега, к которой «Боровские известия» обращаются из года в год, в техзадании контракта Совхоза «Боровский» прописано: «Уборка снега с проезжей части должна производиться: в течение 6 часов после окончания выпадения осадков по опорной сети дорог местного значения (или в течение 8 часов с момента постоянных осадков, выпадающих постоянно; в течение 8 часов после окончания выпадения осадков по второстепенной сети дорог местного значения (или в течение 12 часов с момента постоянных осадков, выпадающих более 6 часов) с момента установления снежного покрова».
У ермолинцев уборка дорог от снега механизированным способом должна производиться «по мере выпадения снега. Очистка дорог – в течение 2-3 часов до 7 часов утра».
В Кривском в этом году на зимнюю очистку дорог сразу два контракта по 400 тысяч (с декабря этого года по апрель следующего): территорию поселения «разбили» на части. Подрядчика выбирали по процедуре малых закупок. Она разрешена, если сумма контракта меньше 600 тысяч. Убирать снег изъявил желание лишь один предприниматель. Ему, как говорится, и карты в руки. Контракт на посыпку ПСС администрация отыграет чуть позже, до нового года действует текущий.
В целом в аукционах сельских территорий на содержание дорог редко когда происходит борьба за контракт. Здесь не бывает пяти или даже трёх участников. Во-первых, потому что цена, которую могут предложить муниципалитеты исходя из своих бюджетов, не такая привлекательная для коммунальных организаций, как у городов, где разговор идёт не менее чем о 20-30 миллионах.
Во-вторых, компаний, которые действительно обладают достаточным количеством техники (дорогой в обслуживании и использующейся только зимой) и людей – очень мало. Набрать три-четыре контракта в разных частях района, не справиться с объёмами и попасть в реестр недобросовестных – мало кто хочет.
Не могут главы сельских администраций, опять же из-за 44-ФЗ, просто взять и нанять трактор условного местного Михалыча. На каждые работы нужны смета, конкурсная документация и аукцион, ну или малая закупка. Своих тракторов на балансе у них тоже чаще всего нет. Поэтому здесь работают местные, проверенные годами подрядчики.
Что ж, до нового года всего пара недель, декабрь с его температурными перепадами и сюрпризами уже показал коммунальным службам, что работать им придётся не покладая рук. А нам, автовладельцам и пешеходам, стоит с уважением и пониманием относиться к ежедневной, а иногда и круглосуточной работе этих ликвидаторов снега.
Николай КУЗНЕЦОВ:
Сейчас многие организации в омут с головой бросаются в контракты, набирают подрядов. Но в этом деле важно иметь достаточное количество техники и людей. Осознавать реальные объёмы предстоящей работы, знать территорию. Не гнаться за низкой ценой. К сожалению, законодательство сейчас такое, что выигрывает предложивший наименьшую сумму. А это, как мы видим, отражается на качестве. Примеры этому в нашем районе, увы, есть.
Галина КУЗЁМКИНА