Репортаж под пулями
Владимир СВАРЦЕВИЧ трудился в штате районки относительно недолго – всего четыре года. Но этот период своей жизни вспоминал с удовольствием, поскольку наше издание стало своего рода стартовой площадкой для его яркой журналистской карьеры
Владимир СВАРЦЕВИЧ трудился в штате районки относительно недолго – всего четыре года. Но этот период своей жизни вспоминал с удовольствием, поскольку наше издание стало своего рода стартовой площадкой для его яркой журналистской карьеры
Способный юнкор
В разное время среди внештатных сотрудников газеты были и подростки, которые в Советском Союзе именовались юнкорами (юными корреспондентами). В 1960-е годы на страницах «За коммунизм» «засветились» заметки и фотографии балабановского школьника Володи СВАРЦЕВИЧА.
Парня заметили, и после того, как он возвратился из армии, редактор Николай БРЫЛЯКОВ пригласил его на работу в редакцию. У молодого корреспондента дела шли успешно, он был лёгок на подъём, брался за разные темы.
Через несколько лет по рекомендации всё того же БРЫЛЯКОВА, который к тому времени уже работал в ТАСС, курируя отдел фотохроники, в эту организацию был принят и СВАРЦЕВИЧ. Там проработал девять лет, занимая разные должности. Но наиболее ярко проявил себя в роли фотокорреспондента. Впоследствии работал в «Известиях», агентстве «Рейтер». А затем надолго обосновался в «Аргументах и фактах». Последние 20 лет (вплоть до своей кончины в конце 2017 года на 67-м году жизни) возглавлял фотослужбу издательского дома «АиФ».
Без тени сомнений
Главной журналистской специализацией СВАРЦЕВИЧА на долгие годы стали репортажи из горячих точек. Началось всё в 1984 году, когда впервые попал в Афганистан, заменив погибшего коллегу. Потом ездил в Чечню, рассказывал о трагических событиях в Нагорном Карабахе, Тбилиси, Баку, Таджикистане, Южной Осетии, Приднестровье, Югославии. Передавал репортажи из разрушенного землетрясением Спитака, освещал ситуацию на Ближнем Востоке. Добровольно, без тени сомнений, отправился фиксировать последствия чернобыльской катастрофы. Всего за плечами СВАРЦЕВИЧА более ста таких опасных командировок.
За пронзительными, пропахшими порохом, пропитанными людской болью репортажами – огромный труд, риск, особый образ жизни, заставляющий отказываться от многих привычных вещей. «Мне по полной программе пришлось хлебнуть фронтового лиха, – вспоминал Владимир Савельевич. – И на задания я выходил как полноценная боевая единица, и так же рисковал (без этого хорошего репортажа не сделаешь). Только в руках у меня было не огнестрельное оружие, а фотокамера, блокнот и диктофон.
Привыкнуть к постоянному нахождению в опасности невозможно. Но со временем начинаешь по-другому смотреть на происходящее. Тогда особенно остро осознаёшь, что ни один сенсационный репортаж не стоит человеческой жизни».
Точка невозврата
Со временем всё чаще посещали мысли оставить рискованную деятельность. Особенно после гибели коллег. Понимал, что рано или поздно специфику работы надо будет менять. Ведь если не погибнешь под пулями, то можно просто сойти с ума. Постоянное пребывание в экстремальной ситуации не может не сказываться на психике.
Точкой невозврата стала тяжёлая контузия в Беслане. Оклемавшись, СВАРЦЕВИЧ твёрдо решил: с войной пора завязывать, его лимит везения исчерпан.
Закончив с военными командировками, Владимир Савельевич не бросил журналистику. Просто перешёл на мирные рельсы. Путешествовал по стране, находил интересные темы, писал о простых людях. Например, о тех, кто, оставив городской уют, уехал в глубинку поднимать сельское хозяйство. В такие моменты журналист часто вспоминал свою работу в нашей газете, когда так же ездил по району, писал о деревне и её людях.
«Это были не дежурные репортажи «пришёл, увидел, написал», – вспоминали коллеги СВАРЦЕВИЧА по «АиФ». – В его историях всегда присутствовал авторский взгляд на жизнь. Он мерил людей своей меркой и подчёркивал уважение к тем, кто совершал Поступки с большой буквы. Потому что знал цену поступкам и подвигам, которых за свою жизнь повидал немало».
Он не забывал свою малую родину. В Боровске и Балабанове организовывались его фотовыставки. Приходил в гости в редакцию «Боровских известий». Многое, конечно, изменилось со времён его пребывания здесь корреспондентом, не только название газеты. Зато ещё оставались некоторые из тех, с кем ему довелось поработать. И мы будем помнить нашего коллегу.
Дмитрий ОДИНОКОВ