Проще, быстрее и прозрачнее? Ан нет!

10 сентября 2021 г.

Многострадальный 44-й Федеральный закон не упростил, а усложнил работу органов местного самоуправления в Боровском районе – проекты «зависают», подрядчики «притормаживают»

Проще, быстрее и прозрачнее?  Ан нет!

Многострадальный 44-й Федеральный закон не упростил, а усложнил работу органов местного самоуправления в Боровском районе – проекты «зависают», подрядчики «притормаживают»

Документ, начавший действовать в январе 2014-го, регулирует сферу государственных и муниципальных закупок. За прошедшие годы в него были внесены значительные корректировки, но он до сих пор вызывает массу нареканий.
Нормативный акт содержит огромное количество статей, определяющих порядок выбора заказчиком поставщика товаров и услуг, процедуру проведения разных видов закупок, принципы подписания, исполнения и возможного расторжения контрактов.
Закон призван обеспечить прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снизить коррупцию и главное – сэкономить бюджетные средства. 

Как это работает?

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ.
Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В ней указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.
Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем выбирается самое выгодное предложение.
Используя электронный документооборот и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт. Поставщик в оговоренный срок исполняет его условия, заказчик принимает товар или работу и только потом рассчитывается с поставщиком.
Каждый заказ проверяет федеральный Минфин, а за соблюдением конкуренции следит ФАС.

Что не так?

Система многоступенчатого планирования закупки отодвигает сроки, финансовое обеспечение заявки приводит к удорожанию контрактов, работа на электронной площадке отнимает много времени – такие претензии высказывают к 44-ФЗ те, кто по нему работает.
Но основная проблема в том, что, экономя в ходе торгов бюджетные средства, ведь выигрывает самый ВЫГОДНЫЙ (предложивший наименьшую цену), заказчики сталкиваются с недобросовестными и некомпетентными подрядчиками, неспособными в оговоренные сроки и в рамках контрактных средств выполнить работы.
О каком качестве может идти речь, если суммы «роняют» на 20–30%?
Поселения Боровского района сталкиваются с проблемными контрактами регулярно. Соблюдя длительную и сложную процедуру подготовки конкурсной документации и проведения аукциона по жестким правилам, муниципалитеты получают… головную боль.

А вот и примеры

Если навскидку вспомнить проблемные объекты, работы на которых затянулись или вовсе не состоялись в текущем году из-за нерадивых подрядчиков, то первым «всплывает» парк «Нарния» на улице Пушкина в Боровске, где медлительные строители настолько не торопились, что сорвали сроки контракта и получили ряд претензионных писем. Объект они должны были сдать ещё в июле месяце, а в итоге не выполнили и половины техзадания. А ведь там должны были появиться тренажеры, теннисный стол, место для мини-футбола.
Но самое страшное, что этот же подрядчик выиграл аукцион на возведение на улице Коммунистической спортивной площадки «Вираж». Амбициозный проект может ждать та же участь, что и «Нарнию».
На балабановских улицах Южной и Новой работы также «зависли» из-за горе-ремонтников. Администрация приняла решение расторгнуть контракт, так и не дождавшись ремонта асфальтового покрытия. Правда, удалось оперативно «переиграть» и отдать подряд другой организации, которая приступит к ремонту в течение ближайших 10 дней.
Огромное количество нареканий получила работа подрядчика на тротуарах в Тимашове, где заказчиком выступает область. Мало того, что бордюрный камень заузил полотно дороги там, где пешеходная дорожка вплотную прилегает к проезжей части (расположившись в полосе отвода), так ещё и острые углы создают аварийно опасную ситуацию. Наезд колесом на такой «поребрик» грозит серьёзными проблемами (от царапины на дисках до разрыва колеса или опрокидывания автомобиля). А встреча в этом месте зимой с тонаром может оказаться весьма печальной, ведь и до «реконструкции» ширины хватало с трудом.
Ко всему прочему завершить работы подрядчик должен был ещё 31 августа, но чуда не свершилось. «Это тот самый случай, когда проектировщики, находясь в Воронежской области, разрабатывая документацию, даже не выезжали на место. Эти тротуары – пример того, как строить нельзя», – подчеркнул глава районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ. В ходе одной из комиссионных проверок он отметил, что в таком виде, как сейчас, тротуары приняты не будут. Кроме них в единый контракт вошли электроосвещение и автобусные остановки. А сметная стоимость работ составила более 22 миллионов рублей.

Фирка Джумашаева
«А я, как житель дер. Тимашово, страдаю больше всего. Заезд к домам на 4 семьи закрыт, на общем заезде к домам ставят остановку. Просили оставить остановку на старом месте или хотя бы сдвинуть в сторону от заезда, нам отказали, просто пообещали сделать новый заезд по краю остановки. Всё как всегда, не для людей». 

Дважды, в июне и июле, выставляли на торги обустройство спортивной площадки в Митяеве на Отрадной. Цена контракта – миллион 600 тысяч рублей, но из-за резкого подорожания материалов желающих установить комплекс с заявленными параметрами не нашлось.
«Проект прошёл государственную экспертизу, теперь необходимо вносить в него изменения и выходить на торги заново,  – говорит глава совьяковской сельской администрации Николай ГАЛЕНКОВ.  – Будем делать это уже в следующем году, сейчас нет смысла».
«Бог миловал, – говорит мэр Кривского Эльдар АБАСОВ, рассказывая про подрядчиков, работавших в поселении в этом году. – Следует постучать по дереву, чтобы не сглазить, но пока в этом плане задержек или срывов контрактов не было. В этом году всё в штатном режиме».
А вот в Ворсине не всё проходит гладко, например, отставания по срокам есть на реконструкции детской площадки на Лыскина. Сдать объект должны были 31 августа, но работы ещё продолжаются.
Чтобы расторгнуть контракт с нерадивым подрядчиком в одностороннем порядке, объявить его недобросовестным, внести в соответствующий реестр, найти нового (ведь работы необходимо завершить), требуется время, на объявление и проведение следующего аукциона – тоже. А если исполнитель отказывается от расторжения контракта (а такие случаи нередки), то дело отправляется в суд, что затягивает решение вопроса на неопределённый срок.
Но ещё до процесса расторжения ведётся претензионная работа, в ходе которой заказчик пытается «убедить» подрядчика завершить работы, хоть и не в срок, но качественно. Алгоритм этой работы 44-ФЗ, увы, не определён, поэтому приходится руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ, содержащими меры ответственности сторон за неисполнение договорных обязательств.
Всем этим муниципалитеты занимаются на постоянной основе. Но главное их руководители отмечают: процент реализованных проектов больше, чем проблемных объектов.

Галина КУЗЁМКИНА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки