В Ворсине собака изуродовала лицо восьмилетнему ребёнку
Инцидент поставил под вопрос работоспособность закона о содержании животных в поселении, исполнение которого, возможно, позволило бы избежать этой беды
Челюсти нашего двора
На днях в маленьком селе произошла трагедия: прямо на детской площадке в Ворсине на девочку набросилась домашняя собака. Нет, она не сорвалась с цепи и не убежала через дырку в заборе. Туда её привела несовершеннолетняя хозяйка.
Очевидцы рассказывают, что собака крупная – метис хаски. Её юная хозяйка шла в магазин, а по пути завернула к местным качелям. Собака не рычала и не лаяла, набросилась, молча, на площадке, где в это время находилась толпа детей. Оттаскивали зверя взрослые.
Девочку удалось перевезти в столичную клинику Рошаля – это НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Животное нанесло ребёнку серьёзные увечья, так как вцепилось в лицо. Одна только операция на носу длилась до двух ночи. Повреждена щека, глаз, горло.
Село маленькое, и подобные новости распространяются довольно быстро там, где все друг друга знают. Так вот жители рассказывают, что это не первый инцидент с данной собакой. Но, как говорится, нет заявления в полицию – нет и инцидента.
В случае же с девочкой разбираются стражи порядка. Как рассказали в районном ОМВД, говорить о наказании хозяина собаки можно будет лишь после окончания экспертизы, которая определит степень вреда, причинённого здоровью ребёнка.
Собственник животного установлен, вину свою признаёт, помогает семье материально.
Правила содержания животных и воспитания хозяев
Как рассказал представитель ворсинской добровольной народной дружины, уже на следующий день она наблюдала картину, как два ребёнка выгуливают на цепи здорового алабая. «Этот процесс я сняла на видео, написала заявление в администрацию. Реакция от хозяев последовала: мне стали угрожать и оскорблять», - поделилась женщина.
Печально, что не всякий человек, решивший завести животное, понимает ответственность, которая на него легла. И это несмотря на существование как федеральных, так и локальных документов, регламентирующих правила содержания и выгула домашних животных.
Один из основных – закон №498 «Об ответственном обращении с животными», статья 13 которого содержит требования к содержанию домашних любимцев. Есть там и пункт об обеспечении безопасности окружающих при выгуле, и запрете на свободное передвижение (без поводка) по дороге, в лифте, дворе и на детских площадках. Существует и официальный перечь потенциально опасных собак, которых без намордника и поводка вообще на улицу выводить запрещено, независимо от того пустырь это или общественное место.
А вот по поводу выгула четвероногих детьми в этом законе, как ни странно, ни слова. Не содержится такой пункт и в областном варианте документа. Хотя некоторые города отражают подобные нюансы на бумаге. Так, в столице, например, собаку запрещено выводить на улицу детям до 12 лет и до 14 – если собака выше 40 сантиметров в холке. Очень мудро, учитывая, что ребёнок не способен удержать животное, реши оно броситься на своего собрата, кошку или прохожего. Будь в нашем случае собака в наморднике, она, конечно, напугала бы ту девочку, возможно, поцарапала бы ее когтями, пощипала зубам через дырки в защитном устройстве. Но её личико не пришлось бы собирать по частям ведущим столичным хирургам.
Закон есть – реакции нет
Там, где здравый смысл даёт сбой, должен вступать в дело закон, который вроде как есть, как есть и санкции за его нарушение. Они, правда, не столь высоки. Так, за выгул собаки в неположенном месте штраф 1-2 тысячи рублей, без намордника – 500-1000 рублей, натравливание на животное – до 2,5 тысяч, на человека – до 5 тысяч, прогулка с питомцем в нетрезвом виде – 5 тысяч.
Способны ли такие суммы нести профилактический характер, когда нарушать боишься в страхе за свой кошелёк? Большой вопрос. Если закон работал бы, то хозяева убирали бы за своими питомцами продукты жизнедеятельности и выгуливали бы по всем правилам. Получается, наказание их не пугает либо ввиду незначительности суммы, либо из-за того, что никто не спешит применять к ним санкции.
По словам представителей районной полиции, к ним регулярно поступают обращения на тему нарушения содержания и выгула домашних животных. Эту информацию обрабатывают участковые и передают дела для принятия мер в административные комиссии поселений. Но там реагировать не спешат. Один из последних примеров, когда полиция направила материалы в комиссию одной из администраций, а та за четыре дня до окончания сроков прислала их обратно, видимо, в надежде, что со сроком уйдёт и лишняя головная боль. Такой подход стражей порядка не устроил: дело в этот же день отправили в администрацию на доработку. Теперь снова ждут, примут там меры или нет. Вот и вся профилактика.
Собственно, по практике гораздо охотнее на сторону жертв домашних питомцев встаёт фемида. В судебной практике, есть случаи, когда даже при получении легкого и среднего вреда здоровью, хозяин получает намного больший штраф, чем предусматривает КОАП. Так, в 2017 году Московский областной суд взыскал компенсацию в 30 тысяч рублей с хозяина шпица, который вцепился ребёнку в голень.
Мы, конечно, не медики и не эксперты, но смеем предположить, что ворсинская девочка получила тяжёлые увечья. А за таковые есть отдельная статья 118 в Уголовном кодексе, которая предусматривает и штраф до 80 тысяч рублей, и обязательные работы сроком до 480 часов, и даже исправительные до двух лет. Опять же в судебной практике есть пример, когда на реабилитацию потерпевшего взыскивалась более крупная сумма. Например, полмиллиона с владельца собаки, покусавшей лицо двухлетней девочки.
Однако выбирая между этими деньгами и тем, чтобы этот инцидент вообще не произошёл с твоим чадом, возвращаешься мыслями к той самой профилактике, которая пока, увы, похоже, в том же Ворсине отсутствует. Да и в целом это беда не только этого поселения и района. Тем не менее, велика вероятность того, что трагедии вовсе можно было бы избежать, если бы в Ворсине проявили бы больше упорства в воспитании собственного населения. Справедливости ради, стоит отметить, что подобный случай может произойти в любом муниципалитете, и риск повторения ЧП сохранится до тех пор, пока закон не заработает.
Анастасия БОЛТАЧЕВА